История развития российского малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большин¬ство своих граждан. Многое необходимо делать прямо се¬годня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.

Оглавление

Введение 3
Основная часть:
История развития российского малого бизнеса 5
Особая роль малого бизнеса в экономике России 6
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса 10
Качественные характеристики российского малого предприятия 14
Проблемы становления малого бизнеса в России 15
Характерные особенности малых предприятий 17
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре 18
Особенности целеполагания 19
Особенности менеджмента. 20
Особенности финансирования деятельности 21
Особенности трудовых отношений 22
Особенности политики государства по отношению к деятельности малого предприятия24
Социальная значимость малого предпринимательства 26
Будущее малого предпринимательства 29
Приложение 31
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Анатомия зрения.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

              Важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

 производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

 производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

 лекарственных препаратов и медицинской техники;

 оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

 строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

                 Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

                 Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

В настоящее время в системе франчайзинга в России работают  известные зарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок".

     Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения, заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели. Развитию франчайзинга в России в современных условиях препятствует ряд обстоятельств:  отсутствие специальной нормативно-правовой базы и должного информационного обеспечения, недостаточная осведомленность предпринимателей  о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, нехватка знаний, необходимых для его осуществления, отсутствие соответствующих консультационных структур, а также общие проблемы финансово-кредитного характера.

     Значение такой формы взаимодействия крупного и мелкого производства, как лизинг объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. С одной стороны, многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК) не используют значительную часть производственных фондов, с другой стороны, подавляющая масса мелких производителей не располагает  адекватной материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки  необходимой техники. Применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудования позволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на 500 трлн. рублей.

     И хотя на начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 активных лизинговых компаний, практически лишь Московская лизинговая компания (МЛК) специализируется на работе с малым бизнесом.

 

Социальная значимость малого предпринимательства.

Количественное определение МП удобно своей просто­той, но недостаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он играет в про­изводственной системе. Его дополняют качественные опре­деления. Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприя­тия, особенностей финансирования.

Для МП выбор целей и способов деятельности опреде­ляется окружающей средой. Если МП занимает или стре­мится занять на рынке доминирующее положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исхо­дит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Раз­работка рыночной стратегии на перспективу становится для него целесообразной лишь по мере наращивания объема производства, перехода в статус среднего предприятия.

Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в руках некоторых лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами деятельности фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инже­нерно-технические функции. Для выполнения более специ­альных операций (бухгалтерский учет, разработка рацио­нальных форм документооборота, организация офисной де­ятельности, закупка и эксплуатация конторской техники и т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать внешних консультантов, но постоян­но их в своем штате не содержит.

Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальную окраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовую мотивацию и вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МП обычно нет влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупных производственных комплексах в значительной сте­пени формируют деловой климат. Это отражается на интен­сивности трудового процесса (на МП она обычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП) состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие оп­ределенной численности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов и не практикуют заклю­чения коллективных договоров). Во многих странах МП ин­тенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых». Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных для них условиях.

В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в нее боль­шое число молодых, динамичных людей. Их влечет жела­ние стать независимыми, возможность реализоваться, быс­тро поднять благосостояние семьи, осуществить на практи­ке какую-либо техническую идею и т. п. Большинство гото­во ради этого идти на риск, работать с повышенной интен­сивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным обра­зом за счет временного снижения заработной платы или уве­личения продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых увольнений, как обыч­но поступают крупные фирмы.

Отличительной чертой МП является характер его фи­нансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможно­сти получения банковских ссуд, к которым приходится об­ращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков увеличивает­ся прямо пропорционально росту объема коммерческих опе­раций предприятия.

Формы малого предпринимательства чрезвычайно раз­нообразны - от традиционно торговой лавочки или ремес­ленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и выра­стающей затем в транснациональную корпорацию с огром­ным объемом продаж (примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с крупным производством на основе спе­циализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Та­ковы, например, узкоспециализированные металлургичес­кие мини-заводы, которые не уступают КП по показате­лям качества и значительно превосходят их по экономично­сти (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладаю­щей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предпри­ятий и динамикой численности их персонала: на КП заня­тость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн. новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн.; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. пред­приятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.

Сама природа малого предпринимательства содейству­ет тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей. Часто мелкое предприни­мательство служит способом избавления от безработицы. Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий со­здавалась в годы кризиса людьми, какое-то время оставав­шимися вне рынка труда.

Женский бизнес в его различных формах образует ве­сомую составляющую сектора МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн. женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд час­то используется как надомный, временный или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного жен­ского населения и только 4% - мужского.

Характерно, что темпы роста производительности тру­да в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производитель­ности труда, которую крупным предприятиям с их сильны­ми профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности сектора МП в плане расшире­ния занятости, правительства ведущих стран Запада счита­ют его поддержку одним из приоритетов своей экономичес­кой и социальной политики. Бюджетные программы и рабо­та специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи, женщин, представите­лей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрож­дения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической мас­сы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала регио­нальная политика, главным условием ее успеха всегда яв­ляется мобилизация местного «низового» предприниматель­ства.

Большую социальную и общественную ценность пред­ставляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативно­го предпринимательства.

Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП, включенное в сетевую структу­ру, состоящую из десятков тысяч подобных предприя­тий. Эта структура функционирует на началах производ­ственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных орга­нов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.

Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоя­щему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе кон­цепций экономической политики, выбора приоритетов и ис­пользуемых средств, объема вовлеченных бюджетных ре­сурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определен­ные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все боль­ше внимания разработке и проведению единой межгосудар­ственной политики в отношении сектора МП.

 

 

Будущее малого предпринимательства.

В преддверии возвращения из отпусков парламентариев и вхождении политической жизни в нормальное русло зазвучали самые разные идеи чиновников о снижении налогового бремени для малого и среднего бизнеса.

Начал эстафету замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, рассказавший о ряде нововведений, которые Минэкомразвития намерено инициировать в налоговом законодательстве. Во-первых, изменениям подвергается закон об НДС для малых предприятий, который … даже не вступил еще в действие. Речь идет о принятом в июле 2002 года  и вступающем в силу с 1 января 2003 года законе об освобождении малых предприятий об уплате как внутреннего, так и импортного НДС. Ряд технических ошибок, допущенных из-за «скорости» принятия закона, по словам Дворковича, привел к образованию дыры, позволяющей налогоплательщикам уклоняться от уплаты НДС при импорте, - для этого импорт должен проходить через малое предприятие, что, как оказалось, не трудно устроить. По этой причине соответствующая льгота может быть отменена уже в этом году. Во-вторых, Минэкономразвития собирается выступить с инициативой снижения ставки НДС, которая в настоящее время составляет 20%, а также  максимальной 35,6-процентный ставки единого социального налога, но произойдет это не ранее 2004 года, и то при условии бездефицитного исполнения бюджета – 2003. Сам Дворкович полагает, что ставку НДС можно было бы сократить сразу до 15-17 %, а единый социальный налог (ЕСН) уменьшать постепенно: например, с 2004 года снизить ЕСН с действующих 35,6% до 33%, а затем в течение нескольких лет – до 25%.

Значительно менее внятными цифрами оперирует первый заместитель руководителя «Яблоко» Сергей Иваненко, заявивший в недавнем интервью, что уже в сентябре фракция планирует внести большой пакет «революционных» законопроектов об индивидуальном предпринимательстве без обязательной регистрации. Иваненко озвучил представление «Яблока» о революционности: согласно этим проектам, бизнесмен выступает только как физическое лицо, «он платит раз в год приходный налог и больше не имеет никаких дел с государством». Позволим, однако, предположить, что шансы «яблочных» инициатив перейти в статус законов, крайне призрачны.

Информация о работе История развития российского малого бизнеса