Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, реферат
Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большин¬ство своих граждан. Многое необходимо делать прямо се¬годня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.
Введение 3
Основная часть:
История развития российского малого бизнеса 5
Особая роль малого бизнеса в экономике России 6
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса 10
Качественные характеристики российского малого предприятия 14
Проблемы становления малого бизнеса в России 15
Характерные особенности малых предприятий 17
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре 18
Особенности целеполагания 19
Особенности менеджмента. 20
Особенности финансирования деятельности 21
Особенности трудовых отношений 22
Особенности политики государства по отношению к деятельности малого предприятия24
Социальная значимость малого предпринимательства 26
Будущее малого предпринимательства 29
Приложение 31
Заключение 32
Список литературы 33
Рассматривая особенность МП, заключающуюся в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса, как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным МП попасть в разряд средних.
Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного МП, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах «содержать себя» за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.
Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам МП) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.
И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка - организация производства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные МП доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала.
Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают» профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.
Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса - залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача, как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП.
Особенности трудовых отношений.
В рыночной экономике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи.
Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским МП переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкая зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные источники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишних людей».
Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы - установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фактор роста бизнеса.
Тесные личностные отношения руководителя МП и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те МП, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.
Дружеские отношения между работниками также необходимы для МП с их спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения - реальность большинства МП: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.
В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях, руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его мотивированности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений - перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.
Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы.
Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.
Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия.
По антимонопольному законодательству федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:
введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона РФ в другой;
выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров или о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;
предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке, и др.
Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольного законодательства в различных субъектах Российской Федерации.
Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта - обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для государственных нужд. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально планировать свою производственную и финансовую деятельность.
В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:
1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;
2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.
Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию.
С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и его различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место. Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители МП также подвергают критике налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.
Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу.
Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены, были нести сопутствующие издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.
Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала 1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую систему в целом.
Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).
Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных видах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придерживался противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.
Информация о работе История развития российского малого бизнеса