История развития российского малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большин¬ство своих граждан. Многое необходимо делать прямо се¬годня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.

Оглавление

Введение 3
Основная часть:
История развития российского малого бизнеса 5
Особая роль малого бизнеса в экономике России 6
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса 10
Качественные характеристики российского малого предприятия 14
Проблемы становления малого бизнеса в России 15
Характерные особенности малых предприятий 17
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре 18
Особенности целеполагания 19
Особенности менеджмента. 20
Особенности финансирования деятельности 21
Особенности трудовых отношений 22
Особенности политики государства по отношению к деятельности малого предприятия24
Социальная значимость малого предпринимательства 26
Будущее малого предпринимательства 29
Приложение 31
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Анатомия зрения.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Рассматривая особенность МП, заключающуюся в пре­имущественном использовании внутренних источников фи­нансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса, как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успеш­ным МП попасть в разряд средних.

Недостаток собственных средств, принципиально невос­полнимый в рамках отдельного МП, в сочетании с невоз­можностью привлечь внешнее финансирование нередко ог­раничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот харак­терный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масш­табов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыноч­ные ниши опустели из-за деградации заполнявших их преж­де крупных предприятий. Свернув нерентабельные произ­водства, они не в силах «содержать себя» за счет оставших­ся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. За­полнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, ко­торый либо отпочковался от крупного в процессе реструк­туризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требу­ет финансовой подпитки извне, причем в относительно сжа­тые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья кон­курентоспособность на внутреннем и внешнем рынках пред­полагает постоянное совершенствование технических пара­метров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать ус­тойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьез­ное (по масштабам МП) единовременное финансовое влива­ние, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыль­ным, когда замкнется цепь: разработка - организация про­изводства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необ­ходимо соответствующее стартовое финансирование. В си­туации, когда стартовый капитал формируется исключитель­но за счет личных средств предпринимателей, научные раз­работки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновацион­ные МП доводят разработки до пробных образцов и конт­рольных испытаний. В случае удачи их внедрением занима­ются крупные фирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя по­лученный доход между заработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично рас­поряжается доходами. Другой вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП непро­изводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают» профильную деятельность, занимаясь торгов­лей, посредничеством. Но относительное финансовое благо­получие предприятия оборачивается потерей времени в кон­курентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому пред­приниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сво­рачивают ее.

Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно раз­витых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее условие для расширения масштабов малого предпринима­тельства. Привлечение внешнего капитала к финансирова­нию перспективного бизнеса - залог поддержания оптималь­ной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача, как за счет прямой финансовой помощи государства, так и пу­тем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП.

 

Особенности трудовых отношений.

В рыночной эконо­мике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - ин­тенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомнен­ным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремят­ся повысить степень вовлеченности работников в дела пред­приятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи.

Рыночная специфика решения кадровых вопросов при­суща и российским МП переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит тру­довых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкая зарплата работников, а повы­шенные требования к трудоотдаче. По мнению предприни­мателей, трудно найти того, кто стремится работать интен­сивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные ис­точники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишних людей».

Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и между работника­ми. От степени мотивированности работников к труду зави­сит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ по­высить их заинтересованность в успехе фирмы - устано­вить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествля­ются как победы, так и поражения. Тогда, если предприни­матель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фак­тор роста бизнеса.

Тесные личностные отношения руководителя МП и ра­ботников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуаль­ные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишить­ся работы, постоянного заработка до возможности самореа­лизации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо ус­тойчивее те МП, где материальная заинтересованность со­четается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Дружеские отношения между работниками также не­обходимы для МП с их спецификой вынужденного совмеще­ния обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Некон­фликтные внутренние отношения - реальность большин­ства МП: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей ра­боты. Большинство работают постоянно. Это принцип руко­водителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.

В целом в представлении большинства предпринимате­лей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео­типом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара­тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконт­ролируемые объединения работников, формальные или не­формальные, есть лишь на тех предприятиях, руководите­ли которых сумели использовать их в своих интересах. На­пример, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовле­ченность всего коллектива, поднимая уровень его мотиви­рованности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопу­лярных решений - перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы по­ведения устойчивее условий, их порождающих) предпола­гал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомо­щи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что не­пременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место зани­мало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отож­дествляется с ростом престижа фирмы.

Тесные отношения руководителей с работниками под­разумевают необходимость соблюдения их интересов, в час­тности, когда речь идет об оплате труда.

 

Особенности налоговой политики государства по от­ношению к деятельности малого предприятия.

   По антимонопольному законодательству федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона РФ в другой;

выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров или о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;

предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке, и др.

     Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольного законодательства в различных субъектах Российской Федерации.

Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта - обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для государственных нужд. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально планировать свою производственную и финансовую деятельность.

В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:

1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;

2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима­тельство в рыночной экономике - налоговая политика, вы­полняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо­зяйствующих субъектов. В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию.

С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизне­са в целом и его различных групп проблема налогообложе­ния прочно занимает первое место. Налоги, сужающие фи­нансовые возможности фирмы, - это болевая точка пред­принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо­сильным налоговым бременем. Для российских предприни­мателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители МП также подвергают крити­ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

Так, в результатах проведенного опроса 180 предпри­нимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив­ных актов, нечеткость формулировок, сложность восприя­тия инструкций и нормативных документов, а особенно по­рочная практика введения их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во взаимоотноше­ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предпринима­тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало­му бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены, были нести сопутствующие издержки. Для начи­нающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.

Материалы интервью показывают, что предпринимате­ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте­пенно к ним приспособились, выработали пути адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравне­нием оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала 1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую систему в целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).

Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных ви­дах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне пред­почитаемых руководителями мер государственной поддер­жки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимос­ти от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпри­ниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придер­живался противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Информация о работе История развития российского малого бизнеса