История развития российского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

С момента образования Древнерусского государства и в дальнейшем его историческом развитии для всех правителей – от великого князя до императора – предметом особой заботы и беспокойства было состояние казны. Во всем государственном механизме именно бюджет наиболее чутко реагировал на изменения в экономике, оказывал решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, на социальное положение населения. Одна из отличительных особенностей экономического развития России заключалась в том, что из-за многочисленных войн, которые ей пришлось вести, ее финансы находились преимущественно в напряженном (в ряде случаев кризисном) состоянии. В силу объективных и субъективных причин бюджет России преимущественно являлся дефицитным.

Файлы: 1 файл

история развития Российского бюджета.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Введение

Слово “бюджет” происходит от латинского слова, означающего “кожаный мешок”, а сами государственные бюджеты появились в эпоху средних веков. История бюджета России, как барометр, отражает главные измерения, происходившие в жизни государства на всех этапах его развития.

Слово “бюджет” к нам пришло из Англии. Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков. В далекую старину английский канцлер казначейства при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок с деньгами и документами. Отсюда эта речь и получила название “budget”, означающее смету, роспись.

Для выполнения своих функций государство  нуждается в денежных средствах. Собирание этих средств с населения  и их расходование всегда было и остается одной из важнейших функций всякого правительства. При составлении государственной росписи доходов и расходов, разумеется, важно соблюдать главнейший принцип – стремиться к бюджетному равновесию, то есть бездефицитному бюджету. И тогда нормально, устойчиво функционирует весь бюджетный механизм, вся финансовая система страны. Но это, так сказать, теоретические положения, а в реальной действительности все бывает намного сложнее. Именно бюджет, как барометр, чутко отражает главные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни государства, на всех этапах его исторического развития.

С момента образования  Древнерусского государства и в  дальнейшем его историческом развитии для всех правителей – от великого князя до императора – предметом особой заботы и беспокойства было состояние казны. Во всем государственном механизме именно бюджет наиболее чутко реагировал на изменения в экономике, оказывал решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, на социальное положение населения. Одна из отличительных особенностей экономического развития России заключалась в том, что из-за многочисленных войн, которые ей пришлось вести, ее финансы находились преимущественно в напряженном (в ряде случаев кризисном) состоянии. В силу объективных и субъективных причин бюджет России преимущественно являлся дефицитным.

 

 

Экономическая сущность и  содержание бюджета. Бюджетное устройство.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет –  категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного  из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

-перераспределение ВВП;

-государственное регулирование  и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления  социальной политики государства;

-контроль за образованием  и использованием централизованных  фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП  через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

-образование доходов бюджета;

-использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных  доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета –  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распределителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция  бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

Бюджетное устройство и  бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система –  это совокупность бюджетов государства, административно – территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система –  главное звено финансовой системы  государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно–территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно – территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства  формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы  унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.

 

Глава 2

Годом рождения бюджетной  системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь  московский (ок.1296 – 1340), получил от орды не только ярлык на великое  княжение Владимирское – символ верховной  власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. Князь оправдал свое историческое прозвище калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени.

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с  подвластных земель. Она имела  натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Также, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные назывались виры, дорожные – мыт, пошлина с брака – выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор, а сама дань приняла форму подати. С XIII в. начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения стали: соха, дым, двор, тягло. В период татаро – монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

С образованием Русского централизованного  государства в XV веке в пользу Московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.

В XV в. в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание),  гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

Информация о работе История развития российского бюджета