История развития российского бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

С момента образования Древнерусского государства и в дальнейшем его историческом развитии для всех правителей – от великого князя до императора – предметом особой заботы и беспокойства было состояние казны. Во всем государственном механизме именно бюджет наиболее чутко реагировал на изменения в экономике, оказывал решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, на социальное положение населения. Одна из отличительных особенностей экономического развития России заключалась в том, что из-за многочисленных войн, которые ей пришлось вести, ее финансы находились преимущественно в напряженном (в ряде случаев кризисном) состоянии. В силу объективных и субъективных причин бюджет России преимущественно являлся дефицитным.

Файлы: 1 файл

история развития Российского бюджета.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой  централизации в области финансов с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР.

Первая Конституция  РСФСР, принятая в июле 1918г., зафиксировала принципы централизации финансов. О цели государственной финансовой политики в статье 79 говорилось: “Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели – экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности”. Конституция 1918г. установила федеративное устройство России и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РФ, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

 В 1920г. доходная часть государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):

 

 

Территориальные бюджеты  формировались за счет:

-поступлений от налогов,  устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми  на местные нужды;

-надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу;

-доходов от местных  советских предприятий и имущества;

-ссуд и пособий  из государственного бюджета.

Однако, в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов – 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием гражданской  войны, переходом к новой экономической  политике (нэпу) и восстановлению народного  хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном  хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921г. ВЦИК принял Постановление “О мерах по упорядочению финансового хозяйства”, в соответствии с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

 С образованием  в 1922г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. В государственный бюджет СССР вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР. Был создан союзный бюджет, на который возлагалось финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного, культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т.е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения – в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что  местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929 – 1930 гг. – сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной  системы СССР сыграла налоговая  реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее  время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи – налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы  был введен принципиально новый  метод формирования доходов территориальных  бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК “О республиканских и местных бюджетах” от 21 декабря 1931г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов – налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано  с Конституцией 1936г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации  проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991г. бюджетная система страны имела следующую схему построения:

 

Рис.1

 

 

 

В зависимости от степени  централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно проследить по следующим  данным:

 

Таблица1

 

В данных о бюджете России на 1995г. в доходной стороне можно обратить внимание на очень небольшую долю акцизов и рентных платежей и заметную долю НДС и налога на прибыль. В расходной части следует заметить скромную долю расходов на армию и большую долю субсидий государственным предприятиям.

 

 


Информация о работе История развития российского бюджета