Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО "Борисовский молочный комбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день маркетинг в РБ находится на начальном этапе своего развития. Дело в том, что еще не так давно в 95% случаев понятие маркетинг ассоциировалось со словами: «сбыт», «продажи», «реклама». Понятие маркетинга как управленческой функции только приходит к руководству белорусских предприятий. Это связано с тем, что в стране долгое время отсутствовала жесткая конкуренция и не работали рыночные механизмы. Сегодня же, чтобы выжить, нужны грамотные и обоснованные решения, а именно: какую продукцию про- изводить и в каком объеме, чтобы ее можно было гарантированно реализовать и при этом получить прибыль, кто является целевым потребителем продукции, чем продукция предприятия отличается от продукции конкурентов, какую выбрать стратегию ценообразования, чтобы максимизировать прибыль не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде, каким способом наиболее эффективно продвигать товар на рынок.

Оглавление

1. Исследование и оценка конкурентоспособности товара.
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности.
1.2. Параметры, характеризующие конкурентоспособность.
1.3. Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.
1.4. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
2. Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.
3. Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.1. Характеристика товарных рынков Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.2. Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
3.3. Характеристика спроса на товары в сравнении с основными конкурентами.
3.4. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 252.12 Кб (Скачать)

 

Спрос на продукцию Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат» достаточно высок. Рассмотрим основные составляющие, на которые ориентируются потребители, отдавая предпочтение продукции, производимой Холдопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат», нежели другим производителям.

Одним из способов создания конкурентоспособной продукции  является создание системы управления качеством.

Во всех развитых странах  широко применяются международные  стандарты ИСО 9001-2001, которые устанавливают  требования к системам обеспечения  качества на предприятиях. Соответствие системы требованиям стандартов ИСО рассматриваются как гарантия постоянного обеспечения стабильного  качества выпускаемой продукции.

В настоящее время  продукция  предприятия соответствует требованиям  ГОСТ Р ИСО 9001-2001( сертификат  соответствия  СТ/СМК ГОС RU № 06-00138, выданного ООО «Центр сертификации и разработок по качеству» г.Москва) .

С целью реализации продукции  предприятия на экспорт  предприятию  присвоен экспортный ветеринарный номер 0053М. 

В целях повышения качества продукции и расширения экспортных рынков на предприятии внедрению  системы менеджмента качества в  соответствии с требованиями СТБ  ИСО 9001-2001. (сертификат соответствия №  BY / 112 05.01.011. 0931 от 7 июля 2008 года)

На филиале  внедрена система  управления качеством на основе анализа  рисков и критических контрольных  точек НАССР для сыра российского  и масла крестьянского.

Разработана  политика  и цели в области качества. С  действующей политикой ознакомлены  все работники, и ее выполнение является  основой для экономического благополучия  поставщиков, покупателей, всего филиала  и каждого его работника в  отдельности.

Большинство предприятий  Республики Беларусь производят широкий  ассортимент молочных продуктов, но предпочтение отдается цельномолочной продукции, которая имеет короткий срок реализации и не может доставляться на большие расстояния.

Кроме крупных предприятий, существует большое количество мелких цехов в колхозах, а также фермерских хозяйств.

Около 30 молокоперерабатывающих предприятий республики специализируются на выпуске твердых сыров. Мягкие сыры производятся почти на всех молокоперерабатывающих заводах, т.к. для их производства не требуется специальное оборудование. Что касается плавленых сыров, то их в Беларуси в значительных количествах  выпускают пять предприятий: «Минский гормолзавод N2», «Оршанский завод плавленых сыров», «Барановичский молочный комбинат», «Березовский» и «Слуцкий» сыродельные комбинаты. В последнее время плавленые сыры выпускаются в небольших объемах практически в каждой области. Производство и экспорт сыра обеспечивают предприятиям стабильное положение на рынке.

Новые виды сыров в Беларуси разрабатываются либо на самих предприятиях, что позволяет держать выгодную для производителя цену на рынке, либо в Белорусском научно-исследовательском  и конструкторско-технологическом  институте мясной и молочной промышленности.

Наиболее крупными предприятиями  по выпуску сычужных сыров в республике являются:

ОАО "Березовский сыродельный  комбинат"

ОАО "Кобринский сыродельный  комбинат

ОАО "Молочный мир"

ОАО "Щучинский маслосырзавод»

ОАО «Слуцкий сыродельный  комбинат» 

     В Минской  области переработкой молока  занимаются 15 предприятий. Из них  13 заводов занимаются производством  жирных сыров. В таблице 5 представлен  объем производства жирных сыров  на этих предприятиях.

Производство жирных сыров в  Минской области
в 2009 году

табл.12

Наименование  предприятия

Производство, тонн

Доля,

%

ОАО "Борисовский молочный комбинат"

24

0,1

ОАО "Березинский сыродельный  комбинат"

3536

11,7

ОАО "Воложинский маслосырзавод"

2701

9,0

ОАО "Копыльский маслосырзавод"

3891

12,9

ОАО "Клецкий маслодельный комбинат"

199

0,7

ОАО "Любанский сыродельный комбинат"

3829

12,8

ОАО "Нарочанский маслосырзавод"

594

1,9

ОАО "Солигорский молочный завод"

55

0,2

ОАО "Слуцкий сыродельный  комбинат"

11757

39,2

ОАО "Смолевичский МЗ"

164

0,4

Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат»

2483

8,3

Молодечненский гормолзавод

811

2,7

Итого по области

29 989

100,0


  

 Как видно из таблицы Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» примыкает к группе  пяти лидеров, занимая долю в общем объеме производства сыров в области – 8,3%.

    Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене -  покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. Отделом снабжения и сбыта, совместно с планово-экономическим отделом на Холопеничском филиале ОАО «Борисовский молочный комбинат» разработано положение «Оприменении скидок с отпускных цен на молочную продукцию». Экономисты планово-экономического отдела постоянно работают в направлении минимизации затрат на выпускаемую продукцию, что положительно сказывается на величине спроса.

В молочной отрасли, где сырье  занимает основную долю в себестоимости  продукции, цена почти полностью  определяется именно этим фактором. В  связи с этим единственным маневром для завода в части снижения уровня цен является максимальное использование  сырья и снижение издержек производства.

Удержание цен на возможно минимальном уровне диктуется и  тем, что основная масса потребителей молочных продуктов является экономными потребителями. В связи с этим ценовая политика завода будет основываться на постоянном анализе спроса с тем, чтобы планировать ассортимент  выпускаемой продукции, максимально  соответствующий покупательным  возможностям потребителей.

Вместе с тем, отпускная  цена на продукцию будет определяться исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство, оптимальной  прибыли и учета конкурентного  окружения.

Для привлечения постоянных клиентов филиал намерен проводить  гибкую ценовую политику с использованием системы скидок (за количество приобретаемой  продукции, скидки постоянным покупателям, распродажа и др.)

     Калькулирование себестоимости молочных продуктов на Холопеничском филиале производиться самостоятельно и установление цен на них производится строго в соответствии с нормативными документами, действующими в республике.

Анализ цен на аналогичную  продукцию, производимую другими белорусскими предприятиями, показывает, что они  находятся примерно на одинаковом уровне. Незначительные различия объясняются  особенностями технологии и использованием различного материала для упаковки.

Особенности ценообразования  в республике предусматривают установление предельных цен на социально-значимые продовольственные товары, к которым  относятся молоко жирностью 3,5 и 2,5%, кефир жирностью 3,2 и 2,6% в п/э пакетах, а также сметана весовая 20 и 25% и творог весовой 9%. Предельные цены устанавливаются Министерством экономики РБ.

Что касается экспортных цен  на продукцию, то они устанавливается  предприятием самостоятельно, но не ниже предельных минимальных экспортных цен, определяемых специальной комиссией  Минсельхозпрода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».

 

     На Холопеничском филиале ОАО «Борисовский молочный комбинат» разработана политика предприятия в области качества. Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности на предприятии в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», включающей в себя следующие мероприятия:

 

Основные направления и мероприятия  по отраслевой 

программе

«Качество» на 2010 г.

Табл.10

Наименование

 мероприятия

исполнитель

Срок 

исполнения

Источник

финансирования

1

2

3

4

1. Повышение технического  уровня производства путем их  перевооружения, модернизации, реконструкции  в соответствии с программой  «качество» и другими отраслевыми  программами. 

Зам. начальника филиала  по производству

В течении 2010 года

Собственные и привлеченные средства

2.Включение в бизнес  – план развития организаций  раздела «Энергосбережение», предусматривающего  мероприятия по снижению энергоемкости  выпускаемой продукции.

Зам. начальника филиала  по производству

В течении 2010 года

Собственные средства

3.Оснащение производственной  лаборатории современными приборами  контроля качества сырья, готовой  продукции и операций технологических  процессов.

Начальник производственной лаборатории

Бюро по сбыту и снабжению

В течении 2010 года

Собственные средства

4 Участие в разработке  и актуализации технических нормативных правовых актов на выпускаемую молочную продукцию

Зам. начальника филиала по производству

В течении 2010 года

Собственные средства

5.Разработка и освоение  выпуска новых видов молочных  продуктов в соответствии с  ежегодно разрабатываемой программой.

 

Инженер-технолог

В течении 2010 года

Собственные средства

6. Проведение комплекса  работ по выполнению требований  государственных стандартов, обеспечивающих:

- создание продукции с  учетом национальных традиций;

- применение прогрессивных  технологий;

- безопасность пищевой  продукции в цепи производства  и потребления;

- применение международных  стандартов ИСО

Начальник

производственной лаборатории

Зам. начальника филиала  по производству

Инженер-технолог

В течении 2010 года

Собственные средства

7.Обеспечение контроля  содержания вредных веществ и  их остатков в молоке и молочной  продукции

Областная ветлаборатория

Начальник ПЛ

В течении 2010 года

Собственные средства

8.Увеличение доли сертифицированной  продукции в общем объеме производства.

Инженер-технолог Начальник  ПЛ

В течении 2010 года

Собственные средства

9 Заключение договоров  о предоставлении информационных  услуг БелГИСС

Начальник ПЛ

Инженер-технолог

В течении 2010 года

Собственные средства

10.Развитие системы информационно  – рекламного обеспечения: реклама  на ТВ, радио, в печати

Бюро по сбыту и снабжению

В течении 2010 года

Собственные средства

11.Активизация маркетинговой  деятельности по изучению и  расширению потребительского рынка

Бюро по сбыту и снабжению

В течении 2010 года

Собственные средства

12.Участие в выставках,  ярмарках, конкурсах, семинарах.

Бюро по сбыту и снабжению 

Руководители структурных  подразделений

В течении 2010 года

Собственные средства

13. Участие в ежегодных  конкурсах «Лучшие товары Республики  Беларусь»

Бюро по сбыту и снабжению

В течении 2010 года

Собственные средства

14. Повышение квалификации  и переподготовка специалистов  в области качества

Инспектор по

кадрам

В течении 2010 года

Собственные средства

15. Обучение специалистов  филиала передовым технологиям,  обеспечивающим качество продукции  и расширение международных профессиональных  контактов.

Инспектор по

кадрам

В течении 2010 года

Собственные средства


 

Основные направления  развития в области повышения  конкурентоспособности продукции:

- целенаправленная работа  по укреплению хозяйственно-сырьевой  зоны, улучшения качества поступающего  сырья с целью стабилизации  и дальнейшего наращивания поставок  молока в соответствии с контрольными  цифрами ;

- более полное использование  сырья за счет экономии его  на основе применения новейших  технологий;

- освоение выпуска новой  продукции с учетом обновления  технологического оборудования;

- увеличение экспорта  продукции с целью расширения  рынков сбыта и увеличения  рентабельности выпускаемой продукции;

 

 

Успешный сбыт продукции  в республике, расширение экспортных поставок могут быть обеспечены за счет придания продукции следующих  потребительских свойств.

1. Высокое качество продукции,  а также широкий ее ассортимент,  призванный удовлетворить самые  разнообразные запросы потребителей.

2. Относительно невысокие  цены, обеспечивающие конкурентоспособность,  доступность продукции для потребителей  со средним и низким достатком.

3. Удобная, красочная упаковка  и разнообразная расфасовка.

4. Увеличенный сроков  хранения продукции, что достигается  за счет использования современных  технологий производства продукции  и способов упаковки.

Вышеперечисленные свойства, а также  сертификация системы  качества на соответствие международным  стандартам ИСО-9001-2001 и НАССР позволит продукции филиала позиционироваться  на рынке на уровне лучших отечественных и зарубежных образцов.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

Выводы:

1. Молочная отрасль республики  обладает значительным потенциалом,  который позволяет не только  обеспечить население республики  широким ассортиментом молочной  продукции, но и обеспечить  экспортную ориентацию отрасли. 

2. Для наращивания экспортного  потенциала, обеспечения импортозамещения, а также укрепления конкурентных позиций на внутреннем рынке, белорусским молокоперерабатывающим предприятиям, в том числе и Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат», необходимо постоянное обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение ее качества и потребительских свойств.

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО "Борисовский молочный комбинат"