Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
На сегодняшний день маркетинг в РБ находится на начальном этапе своего развития. Дело в том, что еще не так давно в 95% случаев понятие маркетинг ассоциировалось со словами: «сбыт», «продажи», «реклама». Понятие маркетинга как управленческой функции только приходит к руководству белорусских предприятий. Это связано с тем, что в стране долгое время отсутствовала жесткая конкуренция и не работали рыночные механизмы. Сегодня же, чтобы выжить, нужны грамотные и обоснованные решения, а именно: какую продукцию про- изводить и в каком объеме, чтобы ее можно было гарантированно реализовать и при этом получить прибыль, кто является целевым потребителем продукции, чем продукция предприятия отличается от продукции конкурентов, какую выбрать стратегию ценообразования, чтобы максимизировать прибыль не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде, каким способом наиболее эффективно продвигать товар на рынок.
1. Исследование и оценка конкурентоспособности товара.
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности.
1.2. Параметры, характеризующие конкурентоспособность.
1.3. Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.
1.4. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
2. Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.
3. Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.1. Характеристика товарных рынков Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.2. Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
3.3. Характеристика спроса на товары в сравнении с основными конкурентами.
3.4. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».
Спрос на продукцию Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат» достаточно высок. Рассмотрим основные составляющие, на которые ориентируются потребители, отдавая предпочтение продукции, производимой Холдопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат», нежели другим производителям.
Одним из способов создания конкурентоспособной продукции является создание системы управления качеством.
Во всех развитых странах
широко применяются международные
стандарты ИСО 9001-2001, которые устанавливают
требования к системам обеспечения
качества на предприятиях. Соответствие
системы требованиям стандартов
ИСО рассматриваются как
В настоящее время продукция
предприятия соответствует
С целью реализации продукции предприятия на экспорт предприятию присвоен экспортный ветеринарный номер 0053М.
В целях повышения качества продукции и расширения экспортных рынков на предприятии внедрению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. (сертификат соответствия № BY / 112 05.01.011. 0931 от 7 июля 2008 года)
На филиале внедрена система управления качеством на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР для сыра российского и масла крестьянского.
Разработана политика
и цели в области качества. С
действующей политикой
Большинство предприятий Республики Беларусь производят широкий ассортимент молочных продуктов, но предпочтение отдается цельномолочной продукции, которая имеет короткий срок реализации и не может доставляться на большие расстояния.
Кроме крупных предприятий, существует большое количество мелких цехов в колхозах, а также фермерских хозяйств.
Около 30 молокоперерабатывающих
предприятий республики специализируются
на выпуске твердых сыров. Мягкие
сыры производятся почти на всех молокоперерабатывающих
заводах, т.к. для их производства не
требуется специальное
Новые виды сыров в Беларуси
разрабатываются либо на самих предприятиях,
что позволяет держать выгодную
для производителя цену на рынке,
либо в Белорусском научно-
Наиболее крупными предприятиями по выпуску сычужных сыров в республике являются:
ОАО "Березовский сыродельный комбинат"
ОАО "Кобринский сыродельный комбинат
ОАО "Молочный мир"
ОАО "Щучинский маслосырзавод»
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
В Минской
области переработкой молока
занимаются 15 предприятий. Из них
13 заводов занимаются
табл.12
Наименование предприятия |
Производство, тонн |
Доля, % |
ОАО "Борисовский молочный комбинат" |
24 |
0,1 |
ОАО "Березинский сыродельный комбинат" |
3536 |
11,7 |
ОАО "Воложинский маслосырзавод" |
2701 |
9,0 |
ОАО "Копыльский маслосырзавод" |
3891 |
12,9 |
ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" |
199 |
0,7 |
ОАО "Любанский сыродельный комбинат" |
3829 |
12,8 |
ОАО "Нарочанский маслосырзавод" |
594 |
1,9 |
ОАО "Солигорский молочный завод" |
55 |
0,2 |
ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат" |
11757 |
39,2 |
ОАО "Смолевичский МЗ" |
164 |
0,4 |
Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» |
2483 |
8,3 |
Молодечненский гормолзавод |
811 |
2,7 |
Итого по области |
29 989 |
100,0 |
Как видно из таблицы Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» примыкает к группе пяти лидеров, занимая долю в общем объеме производства сыров в области – 8,3%.
Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене - покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. Отделом снабжения и сбыта, совместно с планово-экономическим отделом на Холопеничском филиале ОАО «Борисовский молочный комбинат» разработано положение «Оприменении скидок с отпускных цен на молочную продукцию». Экономисты планово-экономического отдела постоянно работают в направлении минимизации затрат на выпускаемую продукцию, что положительно сказывается на величине спроса.
В молочной отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим единственным маневром для завода в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства.
Удержание цен на возможно минимальном уровне диктуется и тем, что основная масса потребителей молочных продуктов является экономными потребителями. В связи с этим ценовая политика завода будет основываться на постоянном анализе спроса с тем, чтобы планировать ассортимент выпускаемой продукции, максимально соответствующий покупательным возможностям потребителей.
Вместе с тем, отпускная цена на продукцию будет определяться исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство, оптимальной прибыли и учета конкурентного окружения.
Для привлечения постоянных клиентов филиал намерен проводить гибкую ценовую политику с использованием системы скидок (за количество приобретаемой продукции, скидки постоянным покупателям, распродажа и др.)
Калькулирование себестоимости молочных продуктов на Холопеничском филиале производиться самостоятельно и установление цен на них производится строго в соответствии с нормативными документами, действующими в республике.
Анализ цен на аналогичную продукцию, производимую другими белорусскими предприятиями, показывает, что они находятся примерно на одинаковом уровне. Незначительные различия объясняются особенностями технологии и использованием различного материала для упаковки.
Особенности ценообразования в республике предусматривают установление предельных цен на социально-значимые продовольственные товары, к которым относятся молоко жирностью 3,5 и 2,5%, кефир жирностью 3,2 и 2,6% в п/э пакетах, а также сметана весовая 20 и 25% и творог весовой 9%. Предельные цены устанавливаются Министерством экономики РБ.
Что касается экспортных цен на продукцию, то они устанавливается предприятием самостоятельно, но не ниже предельных минимальных экспортных цен, определяемых специальной комиссией Минсельхозпрода.
На Холопеничском филиале ОАО «Борисовский молочный комбинат» разработана политика предприятия в области качества. Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности на предприятии в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», включающей в себя следующие мероприятия:
Основные направления и
программе
«Качество» на 2010 г.
Табл.10
Наименование мероприятия |
исполнитель |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Повышение технического
уровня производства путем их
перевооружения, модернизации, реконструкции
в соответствии с программой
«качество» и другими |
Зам. начальника филиала по производству |
В течении 2010 года |
Собственные и привлеченные средства |
2.Включение в бизнес
– план развития организаций
раздела «Энергосбережение», предусматривающего
мероприятия по снижению |
Зам. начальника филиала по производству |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
3.Оснащение производственной
лаборатории современными |
Начальник производственной лаборатории Бюро по сбыту и снабжению |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
4 Участие в разработке и актуализации технических нормативных правовых актов на выпускаемую молочную продукцию |
Зам. начальника филиала по производству |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
5.Разработка и освоение
выпуска новых видов молочных
продуктов в соответствии с
ежегодно разрабатываемой |
Инженер-технолог |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
6. Проведение комплекса
работ по выполнению - создание продукции с учетом национальных традиций; - применение прогрессивных технологий; - безопасность пищевой продукции в цепи производства и потребления; - применение международных стандартов ИСО |
Начальник производственной лаборатории Зам. начальника филиала по производству Инженер-технолог |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
7.Обеспечение контроля
содержания вредных веществ и
их остатков в молоке и |
Областная ветлаборатория Начальник ПЛ |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
8.Увеличение доли |
Инженер-технолог Начальник ПЛ |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
9 Заключение договоров
о предоставлении |
Начальник ПЛ Инженер-технолог |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
10.Развитие системы |
Бюро по сбыту и снабжению |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
11.Активизация маркетинговой
деятельности по изучению и
расширению потребительского |
Бюро по сбыту и снабжению |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
12.Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, семинарах. |
Бюро по сбыту и снабжению Руководители структурных подразделений |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
13. Участие в ежегодных
конкурсах «Лучшие товары |
Бюро по сбыту и снабжению |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
14. Повышение квалификации и переподготовка специалистов в области качества |
Инспектор по кадрам |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
15. Обучение специалистов
филиала передовым технологиям, |
Инспектор по кадрам |
В течении 2010 года |
Собственные средства |
Основные направления
развития в области повышения
конкурентоспособности
- целенаправленная работа
по укреплению хозяйственно-
- более полное использование сырья за счет экономии его на основе применения новейших технологий;
- освоение выпуска новой продукции с учетом обновления технологического оборудования;
- увеличение экспорта
продукции с целью расширения
рынков сбыта и увеличения
рентабельности выпускаемой
Успешный сбыт продукции в республике, расширение экспортных поставок могут быть обеспечены за счет придания продукции следующих потребительских свойств.
1. Высокое качество продукции,
а также широкий ее
2. Относительно невысокие
цены, обеспечивающие
3. Удобная, красочная упаковка и разнообразная расфасовка.
4. Увеличенный сроков
хранения продукции, что
Вышеперечисленные свойства,
а также сертификация системы
качества на соответствие международным
стандартам ИСО-9001-2001 и НАССР позволит
продукции филиала
Выводы и предложения
Выводы:
1. Молочная отрасль республики
обладает значительным
2. Для наращивания экспортного потенциала, обеспечения импортозамещения, а также укрепления конкурентных позиций на внутреннем рынке, белорусским молокоперерабатывающим предприятиям, в том числе и Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат», необходимо постоянное обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение ее качества и потребительских свойств.