Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
На сегодняшний день маркетинг в РБ находится на начальном этапе своего развития. Дело в том, что еще не так давно в 95% случаев понятие маркетинг ассоциировалось со словами: «сбыт», «продажи», «реклама». Понятие маркетинга как управленческой функции только приходит к руководству белорусских предприятий. Это связано с тем, что в стране долгое время отсутствовала жесткая конкуренция и не работали рыночные механизмы. Сегодня же, чтобы выжить, нужны грамотные и обоснованные решения, а именно: какую продукцию про- изводить и в каком объеме, чтобы ее можно было гарантированно реализовать и при этом получить прибыль, кто является целевым потребителем продукции, чем продукция предприятия отличается от продукции конкурентов, какую выбрать стратегию ценообразования, чтобы максимизировать прибыль не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде, каким способом наиболее эффективно продвигать товар на рынок.
1. Исследование и оценка конкурентоспособности товара.
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности.
1.2. Параметры, характеризующие конкурентоспособность.
1.3. Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.
1.4. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
2. Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.
3. Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.1. Характеристика товарных рынков Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.2. Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
3.3. Характеристика спроса на товары в сравнении с основными конкурентами.
3.4. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».
Производство молока и молочной продукции - одно из основных направлений в перерабатывающей промышленности Беларуси.
Внедрение интенсивных технологий,
специализация
Вместе с тем, сложившиеся объемы переработки молока в республике составляют около 4 млн.тонн. За 9 месяцев 2009 года реализация составила 3,729 млн.тонн.
Сопоставляя уровень производства молочного сырья и уровень его переработки, видно, что на сегодняшний день перед молочной отраслью Беларуси не столь остро стоит проблема обеспечения населения страны молочными продуктами, сколько проблема эффективного использования огромных по меркам республики мощностей по переработке молока.
Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что единственно правильным направлением ее развития может быть только экспортная ориентация.
Вместе с тем, достигнутая динамика развития отрасли требует закрепления. В связи с чем Правительство Республики Беларусь (постановление Совета Министров РБ от 15 июля 2005 года № 792), утверждена Программа развития мясной и молочной промышленности на 2005-2010 гг., которая предусматривает дальнейшую модернизацию отрасли.
Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» –перерабатывает около 50,0 тыс.тонн молочного сырья в год. Основными видами продукции, выпускаемыми предприятием, являются сыры сычужные твердые, цельномолочная продукция и масло животное. Структура выпуска продукции за 11 месяцев 2009 году показана на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Структура выпуска продукции
За 2009 год
( в % к общему объему выпуска в денежном выражении)
Объем производства сыров жирных за последние годы значительно увеличился в связи с рентабельностью производства. Объемы масла животного сократились. Объемы выработки казеина технического зависят от требования рынка и установления на нем цены реализации.
Динамика реализации продукции филиалом за последние годы показана на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Динамика реализации продукции .
Как видно из рисунка 1.3, имеется
положительная тенденция в
Что касается ЦМП, то данная продукция с июля 2009 года на филиале не производится.
Продукция Холопеничского филиала обладает экспортным потенциалом и экспортируется за пределы республики. Динамика экспорта показана на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 – Динамика экспорта продукции
Главным экспортным рынком для предприятия является Россия. В Россию экспортируется более 50% продукции (от общего объема производства, в стоимостном выражении).
Продукция также реализуется в Польшу и Канаду (казеин). Что касается экспорта, то среди регионов, рассматриваемых в качестве потенциальных рынков сбыта как наиболее перспективные для предприятия, оценены рынки в Российской Федерации: Москвы и Санкт-Петербурга. Эти рынки интересны по следующей причине. Из 24 крупнейших городов России на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 60% по стоимости продаж молочных продуктов. В этих двух городах сосредоточено около 30% покупательной способности и проживает 9% населения России. Кроме того, уровень доходов населения в данных регионах высок, что позволяет рассчитывать на подкрепленный платежеспособностью спрос потребителей
Как видно из рисунка 1.4, наиболее динамично растет экспорт сыра сычужного.
Он удовлетворяет многие
вкусы, подходит для всех
Исходя из изложенного, ОАО "Холопеничский маслодельно-сыродельный завод" внедрил инвестиционный проект по модернизации своих мощностей по производству сычужных сыров, конечная реализация которого планируется на январь-февраль 2009 года.
Потребительский спрос на сыры
Как упоминалось выше, сыр является индикатором благосостояния населения. В Беларуси производство жирных сыров динамично нарастает (рисунок 4.5).
Рисунок 1.5 - Динамика производства жирных сыров в Беларуси
Как видно из рисунка 1.5, производство сыров в Беларуси постоянно увеличивается. В 2008 году выработка сыров жирный на ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод» занимало 2,2% от всего производства сыров в Беларуси.
Однако потребление сыров на душу населения составляет около 2,5 кг и остается пока ниже рациональной нормы, которая составляет 6,5 кг. Это обусловлено тем, что сыры являются выгодной экспортной продукцией и экспортируются в Россию.
Что касается России, то потребление сыров там составляет немногим более 2 кг на душу населения и достигается такой уровень в значительной мере за счет импорта.
Для сравнения – в большинстве развитых стран, таких как Италия, Франция, Израиль, потребление сыров составляет более 20 кг на человека в год. В странах ЕС, с учетом расширения за счет новых государств, потребление сыров достигло уровня 17,4 кг.
Динамичное развитие производства сыров в Беларуси во многом определяется именно растущим спросом на сыры в России.
Многие молочные заводы Беларуси, переориентировавшись с выпуска масла на сыр, стали экспортировать его в Россию.
Емкость российского рынка сыра оценивается в 800 млн.USD. В России по сравнению с другими странами производится очень мало сыра. В связи с этим импорт достигает 150 тыс. тонн в год.
Рассматривая будущее
молочной отрасли Беларуси, следует
понимать, что единственно правильным
направлением ее развития может быть
только экспортная ориентация, и для
этого есть объективные предпосылки.
Достаточно мощный технический потенциал
молочной отрасли и относительно
небольшое население республики
не делают отечественный рынок
Таким образом, учитывая относительно низкое душевое потребление сыра как в Беларуси, так и в России, и учитывая растущий спрос на него, наращивание производства сыра в Беларуси может осуществляться в ближнесрочной перспективе не опасаясь риска перепроизводства.
3.2. Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
Географическая сегментация на Холопеничском филиале ОАО «Борисовский молочный комбинат» ведется по следующему принципу:
По основным экспортным позициям сыру сычужному и маслу животному экспорт за 11 месяцев 2009 года составил 2007,4 и 380,0 тонны соответственно. Это составляет 59%от общего объема производства сыра жирного и 52,6% масла крестьянского. Планируется, что экспорт по сыру сычужному будет нарастать, и увеличиться по сравнению в 2010 годом в натуральном выражении на 1400 тонн. Основными экспортными партнерами предприятия по сыру и маслу остается Россия, по казеину – Польша, Прибалтика. Холопеничский филиал будет и в дальнейшем работать на этих сегментах, при этом в качестве резервного сегмента предприятие будет рассматривать и внутренний рынок Беларуси в целом, т.е. проникновение и закрепление своих позиций на рынках других областей республики.
Следующий признак,
положенный в основу
Социально-экономические признаки предполагают ведение групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровнем образования и уровнем доходов. Так, социокультурная сфера создает определенный круг предпочтений в отношении молочных продуктов. Принадлежность к определенной социальной прослойке обязывает человека играть а обществе определенную роль, которая так или иначе будет влиять на его покупательское поведение. Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» с учетом сегментации потребителей по признаку принадлежности к той или иной социальной группе с помощью целенаправленной рекламы формирует спрос и стимулирует продажи определенного вида молочной продукции.
Казалось бы, молочные продукты (продукты питания) употребляют все, тогда для чего сегментировать потребителей по каким-либо признакам. Но не все так просто. Род деятельности также является фактором, влияющим на спрос покупателя и его поведение на рынке.
Так, пенсионеры, домохозяйки обращают внимание на практичность упаковки (возможность повторного использования).
Уровень дохода человека определяет
его потребление и поведение
на рынке. Потребитель, обладающий крупными
материальными средствами, имеет
большие возможности выбрать
предлагаемые продукты питания. Размер
доходов влияет на потребление и
иными способами. Вовсе не обязательно,
что при увеличении дохода соответственно
увеличится потребление по всем товарным
группам. На распределение дохода значительное
влияние оказывает также
В идеале, ассортимент предлагаемых молочных продуктов должен быть рассчитан на «кошелек» покупателя каждого сегмента. Предлагая продукты не только для людей с высоким уровнем доходов, но и для людей со средним и низким уровнем доходов, Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» осуществляет две коммерческие задачи: увеличивает прибыль за счет расширения сегментов рынка и укрепляет свой социальный имидж.
Холопеничский филиал ОАО «Борисовский молочный комбинат» специализируется на выпуске следующих видах продукции:
- масло крестьянское;
- сыры жирные;
- казеин технический;
- нежирная продукция;
- сыры нежирные;
- обрат, пахта сдатчикам;
- сыворотка реал.;
- сыворотка концентрированная;
Продукция Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат» реализуется как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Табл. Программа реализации производимой продукции на внутреннем и внешнем рынке на 2010 год.
№ п/п |
Наименование показателей |
Едини-ца измере-ния |
2009 год |
2010 год | ||
(факт) |
(план) | |||||
коли-чество |
стои-мость |
коли-чество |
стои-мость | |||
тонн |
млн.руб |
тонн |
млн.руб | |||
1. |
Объем реализации продукции: |
|||||
Масло крестьянское |
т |
0 |
0 |
805 |
7329,9 | |
внутренний рынок |
т |
45 |
473,2 | |||
экспорт |
т |
760 |
6856,7 | |||
Сыры жирные |
т |
0 |
0 |
5020 |
52923 | |
внутренний рынок |
т |
1320 |
12508,4 | |||
экспорт |
т |
3700 |
40414,1 | |||
Казеин |
т |
0 |
0 |
200 |
2825,3 | |
экспорт |
т |
200 |
2825,3 | |||
прочие |
74,6 | |||||
2. |
Выручка от реализации продукции |
0 |
63152 | |||
в том числе оплаченная: |
||||||
2.1. |
денежными средствами |
|||||
2.2. |
неденежными средствами |
|||||
3. |
Удельный вес реализуемой продукции по рынкам сбыта: |
% |
||||
3.1. |
внутренний рынок |
35,9 |
20,7 | |||
3.2. |
экспорт |
64,1 |
79,3 | |||
в том числе: |
||||||
3.2.1. |
ближнее зарубежье |
82,2 |
94,4 | |||
3.2.2. |
дальнее зарубежье |
17,8 |
5,6 |