Конкурентоспособность товара, её оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было проанализировать понятие "конкурентоспособность" и оценить конкурентоспособность сотовых телефонов.
Из цели вытекают следующие задачи:
дать понятия "конкуренция" и "конкурентоспособность товара";
выявить параметры и методы оценки конкурентоспособности товара;
оценить конкурентоспособность товара;

Оглавление

Введение
Глава 1. Конкуренция и её виды
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Виды конкуренции
Глава 2 Конкурентоспособность товара
2.1 Понятие конкурентоспособности товара
2.2 Параметры, определяющие конкурентоспособность
2.3 Методы оценка конкурентоспособности товара
Глава 3 Оценка конкурентоспособности сотовых телефонов потребителями Камчатки
3.1 Методы оценки конкурентоспособности сотовых телефонов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность товара, её оценка 

Содержание 
 

Введение 

Глава 1. Конкуренция  и её виды 

1.1 Понятие конкуренции 

1.2 Виды конкуренции 

Глава 2 Конкурентоспособность  товара 

2.1 Понятие конкурентоспособности  товара 

2.2 Параметры,  определяющие конкурентоспособность 

2.3 Методы оценка  конкурентоспособности товара 

Глава 3 Оценка конкурентоспособности  сотовых телефонов потребителями  Камчатки 

3.1 Методы оценки  конкурентоспособности сотовых  телефонов 
 

Введение 
 

Тема курсовой "Конкурентоспособность товара, её оценка". Эта тема очень актуальна, потому что 21 век - век рыночных отношений. В связи с развитием рынка и рыночных отношений обостряется конкуренция. Ведь все больше производителей готовы предложить свой товар на рынок, поэтому увеличивается ассортимент товаров и услуг. Вместе с тем повышаются доходы населения, соответственно растет спрос. При этом покупатели хотят приобрести качественный товар, удовлетворяющий их потребности. А для того, чтобы выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции и при этом удовлетворить потребности населения товар должен быть конкурентоспособным. 

Целью работы было проанализировать понятие "конкурентоспособность" и оценить конкурентоспособность  сотовых телефонов. 

Из цели вытекают следующие задачи: 

дать понятия "конкуренция" и "конкурентоспособность товара"; 

выявить параметры  и методы оценки конкурентоспособности  товара; 

оценить конкурентоспособность  товара; 

Разобраться в  теме помогли следующие методы: описательный анализ, синтез, сравнение, обобщение. С помощью этих методов удалось выявить и проанализировать основные параметры и методы оценки конкурентоспособности товара. 

Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения и  списка литературы. Первая глава раскрывает понятие "конкуренция", а также  виды конкуренции. 

Вторая глава  повествует о понятии, параметрах и  методах оценки конкурентоспособности  товара. В третьей, практической главе  повествуется о методах оценки конкурентоспособности  сотовых телефонов на Камчатке с  помощью анкетирования, а также  анализируются результаты оценки. 

Тема курсовой достаточно широко освещена в учебной  и научной литературе. Наиболее широко понятие "конкурентоспособность  товара" освещено в учебнике под  редакцией А. Н, Романова "Маркетинг". Параметры и методы оценки достаточно подробно описаны в учебном пособии под редакцией О.Т. Лебедева "Основы маркетинга". 

Глава 1. Конкуренция  и её виды 
 

1.1 Понятие конкуренции 
 

Конкуренция - это  соперничество, соревнование между  товаропроизводителями на рынке  за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. 

Под конкуренцией (от позднелат. concиrrentia - сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. 

Недаром говорят, что конкуренция - это самый эффективный механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства, поскольку систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства производителя, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. (6) 

Процесс продажи  может не состояться, если произведенные  товары не соответствуют условиям их реализации и не пользуются спросом. Итак, конкуренция характеризуется: 

а) наличием нескольких соперников; 

б) одной и  той же сферой деятельности; 

в) совпадающей  целью. (7) 

1.2 Виды конкуренции 
 

Причины (факторы), которые обусловливают превосходство  одной организации над другой, могут быть самыми разнообразными. 

С позиций маркетинга конкуренция бывает трех видов: 

Функциональная  конкуренция. Она обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером являются товары, удовлетворяющие потребности времяпрепровождения в дороге (шахматы, домино, книги, газеты, портативные магнитофоны и др.). Функциональная конкуренция характерна и для выбора концертных мероприятий, посещения музеев, театров и т.п. 

Видовая конкуренция. Она является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие различные виды (например, велосипеды различных марок, мотоциклы, автомобили). (7) 

2. По методам конкуренция подразделяется следующим образом: 

Ценовая конкуренция - это та форма конкуренции, которая  основана на более низкой цене (себестоимости) предлагаемого товара (услуги). Различают  прямую ценовую конкуренцию, когда  широко проводится открытая реклама снижения цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары (услуги); а также скрытую ценовую конкуренцию, при которой на рынок выводится новый товар (услуга) с существенно улучшенными потребительскими свойствами, цена при этом повышается незначительно. 

Неценовая конкуренция - это форма конкуренции, которая  основана на факторах, косвенно связанных  или вовсе не зависящих от цены; решающую роль при этом играет качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя. (6) 

3. На отраслевом  уровне различают межотраслевую  и внутриотраслевую конкуренцию. 

Межотраслевая конкуренция - борьба между организациями  разных отраслей за ограниченный объем  платежеспособного спроса. Возникает  между организациями, производящими межродовые товары-конкуренты. Например, межотраслевая конкуренция существует между предприятиями пищевой промышленности и сферой услуг общественного питания, легкой промышленностью (швейной, обувной и) и сферой бытового обслуживания. 

Однако это  не означает, что все предприятия  конкурирующих отраслей вступают в  конкурентную борьбу. Например, отдельные  предприятия разных отраслей могут  связывать партнерские отношения. Так, некоторые подотрасли пищевой  промышленности поставляют сырье фирмам-конкурентам (муку, крупу, макароны, сахар и т.д.), необходимое для производства товаров-конкурентов (например, пищевых концентратов). (8) 

Внутриотраслевая  конкуренция - борьба между организациями  одной отрасли за ограниченный объем  платежеспособного спроса. Возникает между организациями, производящими межгрупповые и внутригрупповые товары-конкуренты. Например, между предприятиями крупяной, макаронной и пищеконцентратной промышленности (отрасль - пищевая промышленность) возникает внутриотраслевая конкуренция, так как крупы, макаронные изделия и пищевые концентраты на их основе являются межгрупповыми товарами-конкурентами. Предприятия мукомольной промышленности, производящие манную крупу, конкурируют с крупяными заводами, поскольку те и другие производят разные виды круп и относятся к внутригрупповым товарам-конкурентам. 

При рыночных отношениях, когда ведомственная подчиненность  предприятий не предполагает жесткого регулирования их хозяйственной  деятельности со стороны государства, внутриотраслевая конкуренция становится мощным стимулом для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. (8) 

4. На уровне  предприятии (организаций) различают  межфирменную и внутрифирменную  конкуренцию. 

Межфирменная  конкуренция - борьба между пред приятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды, Между предприятиями первой группы возникает внутриотраслевая конкуренция, а первой и второй групп - межотраслевая. 

Внутрифирменная конкуренция - конкуренция, возникающая между различными видами, подвидами и торговыми марками товаров, выпускаемыми одним предприятием. Такие товары относятся к внутривидовым конкурентам. 

В качестве примера  можно привести конфеты разных наименований (более 200), производимых кондитерской фабрикой ООО "Бабаевская". (8) 

Глава 2 Конкурентоспособность  товара 
 

2.1 Понятие конкурентоспособности  товара 
 

Конкурентоспособность можно понимать как способность  выдерживать конкуренцию, противостоять  конкуренции. 

Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). 

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения  с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности. 

Отсюда - под  конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий. (7) 

Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. 

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. 

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления. 

Цена потребления  обычно значительно выше продажной  цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная  цена занимает не более 20%, грузового  автомобиля - 15%, магистрального самолета 10 - 12%, бытового холодильника - примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя. 

Однако этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. 

Наконец, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя (и, естественно, гарантируют  удовлетворение данной потребности). Все  характеристики изделия, выходящие  за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. 

Информация о работе Конкурентоспособность товара, её оценка