Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:00, курсовая работа
Цель данной работы – на примере конкретного товара составить программу по конкурентоспособности на рынке.
Задачи данной работы - изучить теоретическую основу понятия «конкурентоспособности товара»; дать методологическую оценку конкурентоспособности товара на рынке; разработать практическую программу по конкурентоспособности товара.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Оценка конкурентоспособности товара ………………………..5
1.1.Основные понятия конкурентоспособности в маркетинге……….....5
1.2. Параметры конкурентоспособности товара ………………………...6
1.3.Методы оценки конкурентоспособности ……………………………8
Глава 2. Разработка программы по конкурентоспособности товара ….12
Выводы ……………………………………………………………………23
Литература ………………………………………………………………..25
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава 1. Оценка конкурентоспособности товара ………………………..5
1.1.Основные понятия конкурентоспособности в маркетинге……….....5
1.2.
Параметры
1.3.Методы
оценки конкурентоспособности ……………………………8
Глава
2. Разработка программы по конкурентоспособности
товара ….12
Выводы
……………………………………………………………………23
Литература
………………………………………………………………..25
Введение
Главный объектом на рынке является товар. Товар обладает определенной ценностью (стоимостью), обладает определенным качеством, техническим уровнем, надежностью, полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, а также другими важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств, другого товара.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и личного потребления.
В наше время проблема качества и конкурентоспособности продукции носит универсальный характер. Многое в экономической и социальной жизни любой страны, любого потребителя, зависит, насколько успешно решается проблема конкурентоспособности.
Тема
конкурентоспособности
Цель данной работы – на примере конкретного товара составить программу по конкурентоспособности на рынке.
Задачи
данной работы - изучить теоретическую
основу понятия «конкурентоспособности
товара»; дать методологическую оценку
конкурентоспособности товара на рынке;
разработать практическую программу по
конкурентоспособности товара.
Глава
1. Оценка конкурентоспособности
товара
Оценка
конкурентоспособности товара - расчет
способности продукции быть более
привлекательной для
Оценка
конкурентоспособности товара производится
путем сопоставления параметров
анализируемой продукции с
1.1.
Основные понятия конкурентоспособности
в маркетинге
Конкурентоспособность в рыночной экономике является решающим фактором коммерческого успеха товара. Это понятие, означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
Конкурентоспособность - более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие пара и разбрызгивателя воды у утюга практически невозможно скомпенсировать снижением цены.
Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией.
Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.
При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках.
Существует
несколько методов расчета
Однако прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.
На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.
На
третьей - методами маркетинга проводятся
сегментация рынка и обоснование целевого
сегмента.
1.2.Параметры
конкурентоспособности
товара
Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.
Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).
Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и фикциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.
Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
1)
соответствие стандарту, т.е.
2)
соответствие использованию,
3)
соответствие фактическим
4)
соответствие латентным (
«Конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.
Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.
Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром конкурентом. Один из основных показателей - уровень конкурентоспособности.
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.[5,с.97]