Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на ООО «Союзоргтехника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет:
 Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;
 Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;
 Стабильные налоговые поступления в бюджет;
 Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;
 Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке……………………………………………..6
1.1. Общая характеристика видов конкуренции………………………………...6
1.2. Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………….10
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……..12
1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий……………………………23

Глава 2: Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на ООО «Союзоргтехника»……………………………………………………………………….30
2.1. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….30
2.2. Общая характеристика ООО «Союзоргтехника»…………………………32
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Союзоргтехника»………………34
2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг……………..44

Заключение………………………………………………………………………….53

Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Диплом.Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.doc

— 598.00 Кб (Скачать)


План.

 

Введение……………………………………………………………………………...2

 

Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке……………………………………………..6

    1.1. Общая характеристика видов конкуренции………………………………...6

    1.2. Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………….10

    1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……..12

    1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий……………………………23

 

Глава 2: Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на ООО «Союзоргтехника»……………………………………………………………………….30

    2.1. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….30

    2.2. Общая характеристика ООО «Союзоргтехника»…………………………32

    2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Союзоргтехника»………………34

    2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг……………..44

 

Заключение………………………………………………………………………….53

 

Список используемой литературы………………………………………………...56

 

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Готовая продукция — конечный продукт производственного процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол­нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия не только производят про­дукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соот­ветствующую запросам потребителя, но и обеспечивают ком­мерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В усло­виях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняют­ся задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбы­та, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений поку­пателей и потребительских предпочтений.

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Промышленность – основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ должна быть подчинена главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

     Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет:

      Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;

      Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;

      Стабильные налоговые поступления в бюджет;

      Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;

      Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

      Занятость населения;

      Социальная и политическая стабильность;

      Заслуженное положение России на международной арене как великой экономической державы.

После экономического кризиса августа 1998 г. многие российские предприятия, выпускающие недорогую и качественную продукцию, обанкротились сразу, либо постепенно становились неплатежеспособными и далее не имели средств и возможностей для выпуска конкурентоспособной продукции.

В настоящее время в России далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.

Самое главное в экономике любой страны – это малый бизнес. Во многих экономически развитых странах, по словам электронных СМИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, доходит до 60%. В этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего населения. Новые предприятия успешно создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.

В России сейчас доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, не превышает 12%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему в России так мало малых предприятий? Дело в том, что малые предприятия составляют основу экономики любой страны. Поэтому, в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты.

В России, в настоящее время, такой четко сформированной государственной политики поддержки малого бизнеса пока нет. Этим и объясняется такой низкий процент малых предприятий в нашей стране.

Для развития и успешного функционирования малых предприятий России необходима такая же государственная политика, которая функционирует в экономически развитых странах, Только в этом случае малый бизнес будет успешно развиваться, функционировать и производить конкурентоспособную продукцию1.

Что касается крупных промышленных предприятий, то для их развития и успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты, так и через государственные заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

 

 

1 Газета «Комсомольская правда», выпуск от 17 апреля 2002 г., статья «Новая экономическая полоса» стр. 6.

1)                 Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;

2)                 Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;

3)                 Оценить уровень конкурентоспособности ООО «Союзоргтехника». Объектом исследования является ООО «Союзоргтехника». Предмет исследования – конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.

4)                 Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.

Работа состоит из двух глав и восьми параграфов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.

 

1.1. Общая характеристика видов конкуренции.

 

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции:

По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4. Продавцы действуют независимо друг от друга;

5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако, она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»2.

 

2 Котлер Ф. Основы маркетинга. Издательство "Прогресс", М., 1990. стр. 57

Регулирующая конкуренция. Для того, чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2.  Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3.  Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на ООО «Союзоргтехника»