Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО "Борисовский молочный комбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день маркетинг в РБ находится на начальном этапе своего развития. Дело в том, что еще не так давно в 95% случаев понятие маркетинг ассоциировалось со словами: «сбыт», «продажи», «реклама». Понятие маркетинга как управленческой функции только приходит к руководству белорусских предприятий. Это связано с тем, что в стране долгое время отсутствовала жесткая конкуренция и не работали рыночные механизмы. Сегодня же, чтобы выжить, нужны грамотные и обоснованные решения, а именно: какую продукцию про- изводить и в каком объеме, чтобы ее можно было гарантированно реализовать и при этом получить прибыль, кто является целевым потребителем продукции, чем продукция предприятия отличается от продукции конкурентов, какую выбрать стратегию ценообразования, чтобы максимизировать прибыль не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде, каким способом наиболее эффективно продвигать товар на рынок.

Оглавление

1. Исследование и оценка конкурентоспособности товара.
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности.
1.2. Параметры, характеризующие конкурентоспособность.
1.3. Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.
1.4. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
2. Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.
3. Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.1. Характеристика товарных рынков Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
3.2. Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
3.3. Характеристика спроса на товары в сравнении с основными конкурентами.
3.4. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 252.12 Кб (Скачать)

 

Jконк.тех =∑Ai изд * di / ∑Ai этал * di;

 

Jконк.эк = Цизд * di + Pэк.изд * di / Цэтал *di + Pэк.этал *di;

 

где Ai – значения технических параметров рассматриваемого изделия; Аi этал – значения технических параметров товара-эталона; di – удельный вес (коэффициент значимости) параметра; Цизд – цена рассматриваемого изделия; Рэк.изд – расходы по эксплуатации рассматриваемого изделия.

   В случае отсутствия данных  о том, какая модель товара  признана потребителем эталоном,  по каждому товару в отдельности  из всей изучаемой совокупности  изделий по формулу, записанной  в числителе. На основании результатов  расчетов в качестве товара-эталона  выбирается тот, у которого  показатель максимальный. Затем  производится сравнение остальных  товаров с выбранным товаром-эталоном  по техническим и экономическим  параметрам, и определяются сводные  показатели конкурентоспособности.

    Если Jконк > 1, сравниваемый товар более конкурентоспособен, чем эталон; Jконк < 1, сравниваемый товар менее конкурентоспособен, чем эталон; Jконк = 1,  сравниваемый товар и эталон одинаково конкурентоспособны.

    Качество является главным  фактором конкурентоспособности  товара. Низкокачественный товар  обладает низкой конкурентоспособностью. [6]

    Чтобы удовлетворить  свою потребность, покупателю  недостаточно приобрести товар,  он должен быть хорошего качества.

    Так, качество выпускаемой  предприятием продукции напрямую  зависит от качества применяемого  сырья. Таким образом, высокое  качество сырья может являться  конкурентным преимуществом. Такие  стабильные договорные отношения  с крупными заказчиками, мелкими  и средними, а также четкий  график выполнения поставок продукции  может служить отличным конкурентным  преимуществом.

    Еще немало возможны  и такие виды конкурентного  преимущества, как:

- современная  технология непрерывного  производства;

- высокая квалификация персонала  и соблюдение технологической  дисциплины;

 

      1. Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.

 

 Сегментация – деятельность  по классификации потенциальных  потребителей производимых и  реализуемых предприятием товаров  в соответствии с качественными  особенностями их спроса. Осуществляя  сегментацию, предприятие делит  рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут  характеризоваться одинаковой реакцией  на стимулы коммерческой деятельности.

   Главная цель сегментации – обеспечить адресность разрабатывающему, выпускаемому и реализуемому товару. Посредством ее реализуется основной принцип коммерческой деятельности – ориентация на потребителя.

   Признак – способ выделения данного сегмента на рынке. Для сегментации рынка молочных продуктов, основными признаками являются: географические, социально-экономические и демографические.

Сегментация может быть произведена  как на потребительском, так и  на промышленном рынке (рынке организаций).

Сегментация потребительского рынка  может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные.

  1. Сегментирование по географическому признаку включает разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность. После подобной сегментации компания должна решить, где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны.
  2. Сегментирование по демографическому признаку заключается в разделении рынка в соответствии с такими переменными как: возраст, пол, размер семьи, жизненный цикл семьи род занятий, уровень дохода, образование, национальность, вероисповедание. Сегментация по демографическому признаку наиболее часто используема компаниями в маркетинговых исследованиях, это объясняется тем, что реакции покупателей на тот или иной товар в наибольшей степени зависят именно от демографических переменных.
  3. Сегментирование по поведенческому признаку заключается в выделении групп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и их реакций на товар. Переменные подобного сегментирования: интенсивность потребления (малая, средняя, высокая), степень готовности к покупке (ничего не знает, знает кое-что, информирован, заинтересован), статус пользователя (непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь) степень лояльности (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная), полезность покупки (экономия, удобство, престиж).
  4. Сегментирование по психографическому признаку проводится на основе науки, именуемой «психографика», она изучает и классифицирует стили жизни потребителей. Психографическое сегментирование позволяет разделить покупателей на группы в соответствии с особенностями их личностей и образа жизни.

 

В соответствии с рекомендациями Т. Бонома и Б. Шапиро сегментирование рынка организаций чаще всего проводится по следующим признакам: демографическому, операционному, закупочному, ситуационному, личностному (особенности заказчика).

  1. При сегментировании по демографическому признаку выделяются следующие переменные: отрасль, размер компании, местонахождение, которые позволяют производителям определить: отрасли промышленности, которые следует обслуживать; размеры компаний, которые организация может обслужить; географические регионы, которые следует обслуживать.
  2. Сегментирование в соответствии с операционным признаком выделяет такие переменные как: технология (какие технологии заказчиков должны приняты ко вниманию); статус пользователя (какие потребители будут выбраны компанией — с низкой, средней или высокой степенью потребления); объем требуемых товаров/услуг (каких заказчиков стоит выбрать — предпочитающих большие или малые партии товаров).
  3. Сегментированию по закупочному признаку присущи следующие переменные: организация снабжения (как компания будет осуществлять закупки — централизованно или децентрализовано); структура власти (какой отдел — производственный, финансовый и т. д. является главным в принятии решений компании — заказчика); структура существующих взаимоотношений (с кем компании стоит строить взаимоотношения — с компаниями, с которыми установлены прочные связи или с наиболее перспективными компаниями без установившихся отношений); политика в области закупок (какие условия заказа — на основе лизинга, с заключением контракта и т. д. будут предпочтительнее для компании-поставщика); критерий закупки (фирмы, с какими требованиями — качество, цена, уровень обслуживания являются предпочтительными для компании-поставщика).
  4. Сегментирование по ситуационному признаку выделяет переменные: срочность (следует ли компании-поставщику обслуживать заказчиков, которым может понадобиться срочная и непредвиденная поставка); область применения (на использовании товаров по прямому назначению или на всех вариантах использования стоит сосредоточить внимание); размер заказа (большие или малые партии будут поставляться заказчикам).
  5. Сегментирование по личностному признаку (особенности заказчика) выделяет переменные: сходство покупателя и продавца (следует ли компании обслужить только заказчиков, ценности которых приближены к ней самой); отношение к риску (какие потребители предпочтительнее — любящие рисковать или избегающие опасности); лояльность (следует ли обслуживать фирмы, которые проявляют высокую степень лояльности своим поставщикам).

 

 

1.4. Факторы, определяющие  конкурентоспособность товаров  и услуг.

 

Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

  • Качество товаров и услуг;
  • Цена товаров и услуг;
  • Технологический уровень производства;
  • Доступность источников финансирования;

 

Качество – главная характеристика товара. Это способность

фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически- эксплуатационные, эстетические, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству

у потребителей повышенный интерес.

Следующим фактором, определяющим уровень  конкурентоспособности товаров  и услуг является цена.

Цена товаров и услуг. Цена –  денежное выражение стоимости товара,

экономическая категория, служащая для  косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

   * Совокупные издержки производства;

   * Затраты общественного труда;

   * Качество товара;

   * Функции и свойства товара;

   * Квалификация персонала;

   * Технологический уровень производства;

   * Налоговое законодательство страны;

   * Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;

   * Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;

   * Упаковка товара;

   * Маркетинговая деятельность фирмы;

   * Спрос и предложение на данную продукцию;

Способность производить продукцию  высокого качества и с низкими  затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования.

В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.

Следующий, не фактор, определяющий конкурентоспособность  предприятий – доступность коммерческих источников финансирования.

Доступность коммерческих источников финансирования. Подавляющее большинство руководителей предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим.

Последний фактор, оказывающий влияние  на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.

Иногда употребляемые термины  «рынок продавца» и «рынок покупателя», очень расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.

Здесь мы коснулись соотношения  спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы предприятия и конкурентоспособности его продукции на

том или ином рынке.

Конкретная потребность покупателя может быть более или менее  настоятельной — это зависит от огромного числа факторов.

Необходимость в определенных потребностях ранжирует

для покупателя его готовность платить  деньги за те или иные товары и

услуги. Соответственно возникает  индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.

 

 Среднесписочная численность работающих Холопеничский филиал ОАО « Борисовский молочный комбинат» по состоянию на 1.11.2009 составляла 197 человек.

  Все работники филиала работают в соответствии с трудовым договорами и контрактами, с учетом уровня образования руководящих работников, специалистов и профессиональной подготовкой рабочих.

Структура кадров, характеризующая  соотношение различных категорий  работников, приведена в таблице 7.

Таблица 7

Структура кадров предприятия

Категория работников

Количество, человек

% от общего  числа

1. Руководители

7

3,6

2. Специалисты и служащие

23

11,7

3. Рабочие 

167

84,7

Итого:

197

100

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО "Борисовский молочный комбинат"