Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:42, курсовая работа
Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. Увеличение числа фирм - конкурентов и увеличение ассортимента товара значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную роль играет значительное повышение конкурентоспособности товаров.
Это подчеркивает актуальность изучения данной темы.
Введение 3
1. Конкурентоспособность товара 4
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товара. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 4
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности товара 10
2. Оценка конкурентоспособности товара 13
2.1 Этапы оценки потенциальной конкурентоспособности товара 13
2.2 Методы оценки конкурентоспособности товара 17
2.3 Пути повышения конкурентоспособности товаров 21
Заключение 25
Библиографический список 26
Введение
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является его конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, требованиям потребителей. Товар должен наиболее полно удовлетворять конкретную потребность потребителя и, что самое важное, быть успешным на рынке.
Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. Увеличение числа фирм - конкурентов и увеличение ассортимента товара значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную роль играет значительное повышение конкурентоспособности товаров.
Это подчеркивает актуальность изучения данной темы.
Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности товара, используя существующие методики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие
конкурентоспособности товара
2. описать показатели
и этапы оценки
3. изучить методы оценки
конкурентоспособности
4. исследовать и
Изложенные задачи обуславливают структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы, посвященные исследованию конкурентоспособности, которые были разработаны Ш.Ш. Магомедовым, И.М. Лифицом и др.
1. Конкурентоспособность товара
1.1 Понятие и сущность
конкурентоспособности товара. Факторы,
определяющие
Своей работе каждая компания сталкивается с конкурентами. Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналоговой - продукцией других фирм.
В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность.
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают совокупность качественных и стоимостных характеристик, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.
В этом определении заложены следующие отличительные признаки:
1) пространство - конкретный рынок (страна, сегмент рынка);
2) период - фиксированный отрезок времени;
3) наличие трех смыслообразующих
элементов
4) познаваемость в сравнении.
Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время - пространство».
Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя.
На рынке действует правило: если товар не в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты и усилия, связанные с использованием инструментов маркетинга, не смогут улучшить его положение. Холодильник, который не способен удовлетворительно выполнять свои функции по сохранению свежести продуктов, не станет более привлекательным от того, что он красиво оформлен и на его рекламу затрачены большие средства.1
Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех, т. е. позволяет быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этого, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Предлагаемый товар должен отличаться:
1) высоким уровнем качества
при стандартном наборе
При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка.
Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов в области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность продукции .2
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Качеству товаров и услуг придается очень большое значение на насыщенных конкурентных рынках. На западе существует пословица: «Горечь низкого качества остается надолго после того, как забудется сладость низкой цены», выражающая отношение потребителя к качеству. Поэтому поставщики товаров должны быть также весьма заинтересованы в высоком качестве своей продукции.
Следует иметь в виду два аспекта рассмотрения качества продукции:
С позиций уровня качества утюг, нагреваемый закладываемыми в него углями, гораздо хуже удовлетворяет потребность в глажении белья, чем современный электрический утюг с тефлоновой поверхностью, возможностью выбора режима глажения, обладающий большей степенью безопасности и т. д.3
Технико-эксплуатационные характеристики товара должны органически «вписываться» в запросы и уровень ожиданий потребителей. Все это заставляет фирмы при проектировании ассортимента в производстве своей рыночной продукции следовать одному из главных требований маркетинга: в товарной политике предприятия учитывать весь комплекс выявленных и возможных предпочтений, запросов, потребностей, удовлетворению которых должен служить данный рыночный продукт. Совершенным может считаться только такой товар, который содержит все признаки и показатели качества, определенные в результате глубокого изучения потребностей и спроса покупателей, тенденции развития научно-технического прогресса, динамики изменения качества соответствующих изделий (а также товаров-заменителей) на рынке.
Цена потребления товаров
включает: цену реализации; стоимость
ремонта и профилактики; стоимость
доставки, установки, наладки; стоимость
расходуемой в процессе
Цена потребления - общая сумма расходов на покупку и расходов, связанных с эксплуатацией товара в период срока его службы.
Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит прежде всего от его потребительских свойств.
Чем дешевле достались потребителю товары, комплектующие изделия, а также чем меньше были сопутствовавшие покупке расходы - тем ниже цена потребления.
Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Чем ниже уровень цен, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность реализуемой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров .4
Затраты на большинство видов товаров не завершаются в момент их покупки. Автомобиль, например, требует ухода, обслуживания, ремонта, может изнашиваться с разной скоростью и т. д. Поставляя товар, снижающий расходы при эксплуатации, производитель уменьшает издержки потребителя.
Конкурентоспособность продукции тесно связана с ее сервисным сопровождением.
В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец, со своей стороны способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование являются первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке.
Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:
1) хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента рынка;
2) умелое использование рекламы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;
3) четкая система поставки запчастей;
4) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту;
5) обучение персонала, связанное
с доведением до каждого
Сервисное обслуживание - система обеспечения, позволяющая потребителю рационально эксплуатировать приобретенный товар.
Сервис подразделяется на:
1) предпродажный сервис
заключается в устранении
2) послепродажный (гарантийный и послегарантийный )
Гарантия - заверение производителя или торговца в том, что товар соответствует принятым стандартам качества. В рамках гарантийного обслуживания устранение дефектов производится бесплатно в течение установленного периода времени.
Послегарантийное обслуживание проводится за плату по установленным расценкам и тарифам.5
Маркетинговое окружение.
- развитие рекламы и
технической информации на
- формирование спроса
и стимулирование сбыта(
Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщить потенциальному покупателю о существовании товара, осведомить егоо потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со стороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупатели в случае, если они не будут удовлетворены покупкой.
Главная задача стимулирования сбыта (СТИС) -- побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению больших партий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулирования сбыта особенно важна, когда на рынке имеется много конкурирующих между собой товаров, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а СТИС обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара, регулярности покупок определенного числа изделий (бонусные скидки).6
Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и «показатель конкурентоспособности».
1.2 Показатели оценки
Общее понятие конкурентоспособности раскрывается через систему основных показателей:
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкретную потребность.
Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потребитель опосредует степень полезности этого товара как потребительной стоимости.