Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………

Файлы: 1 файл

Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность.docx

— 330.49 Кб (Скачать)

http://www.belta.by/ru/person/interview/Vladimir-Polujan_i_512474.html. – Дата доступа: 07.11.2011.

    24 Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004-2010 гг. // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Annual/. – Дата доступа: 07.11.2011.

    25 Республика Беларусь. Первое обсуждение мониторинга в постпрограммный период // Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2011/cr11277r.pdf. – Дата доступа: 06.11.2011.

    26 Романчук, Я. Кому подачки, кому  по дачке / Я. Романчук // Научно-исследовательский  центр Мизеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://liberty-belarus.info/Byudzhetnonalogovaya-politika/Komu-podachki-komu-po-dachke.html. – Дата доступа: 06.11.2011.

    27 МВФ: Беларусь на правильном пути, но для получения кредита ей нужны структурные реформы // Белорусский портал tut.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/250039.html. – Дата доступа: 07.11.2011.

    28 Комментарии начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Кийко Д.Н. // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/nalogi2011/coments/kiiko/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    29 Беларусь: макроэкономический прогноз  за апрель 2011 года / Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.by/pdf/BMF2011r01.pdf.  – Дата доступа: 07.11.2011.

    30 Дефицит республиканского бюджета  Беларуси в 2011 г. не превысит 1,3 % ВВП – вице-премьер // Белорусское бюро ПРАЙМ-ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prime-tass.by/News/show.asp?id=95286. – Дата доступа: 06.11.2011.

    31 Ермолович, М. Рост доходов, ограничение расходов, социальная защита населения / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит.–2011.– № 9 (212).с.8-11.

    32 Профицит республиканского бюджета за январь-сентябрь составил 1,1 % к ВВП // Белорусский портал tut.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/256645.html. – Дата доступа: 07.11.2011.

    33 Муха, А. Устойчивость дефицита и жизнь по средствам / А. Муха // Экономическая газета. – 2011. – 28 октября. – 34 с.

    34 Заявление миссии МВФ в Республике  Беларусь от 17 октября 2011 года // Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.imf.org/external/russian/np/sec/pr/2011/pr11368r.pdf. – Дата доступа: 06.11.2011.

    35 Лукашенко поддержал предложение правительства по снижению ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % // Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.belta.by/ru/all_news/president/Lukashenko-podderzhal-predlozhenie-pravitelstva-po-snizheniju-stavki-naloga-na-pribyl-s-24-do-18_i_578688.html. –  Дата доступа: 07.11.2011.

    36 Шаталов, С. Беларусь делает  важные шаги по корректировке  дисбалансов в экономике / C. Шаталов // Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/person/comments/Sergej-Shatalov_i_512458.html. – Дата доступа: 07.11.2011.

    37 МВФ рекомендует Беларуси ужесточить экономическую политику // Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/MVF-rekomenduet-Belarusi-uzhestochit-ekonomicheskuju-politiku_i_577760.html. – Дата доступа: 07.11.2011.

    38 Насута, С. Бюджетная политика – ориентиры на перспективу / C. Насута // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 7 (210). – с. 13-14.

    39 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2={NRPA}. – Дата доступа: 06.11.2011.

    40 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2006 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year06/yand06/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    41 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2007 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year07/yd07/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    42 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2010 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    43 Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году – инфографика // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/data/nalogi/nalogi2011.pdf. – Дата доступа: 06.11.2011.

    44 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-июнь 2011 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/i/budget/yanjun11.pdf. – Дата доступа: 06.11.2011.

    45 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-март 2011 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/i/budget/yanmart11.pdf. – Дата доступа: 06.11.2011.

 

 

Приложение А

Динамика  бюджетного дефицита

 

    Рисунок А.1 – Динамика бюджетного дефицита (профицита)

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [17, 18, 19, 20, 21, 40, 41, 22, 42].

 

Приложение Б

Динамика  структуры доходов  и расходов консолидированного бюджета 

за 2006-2010 гг.

    Рисунок Б.1 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета

    в 2006-2010гг.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [40, 41, 22, 42].

 

Рисунок Б.2 – Динамика структуры расходов консолидированного бюджета

в 2006-2011гг.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [40, 41, 22, 42].

Приложение В

Изменения в налогообложении  в 2011 году

  Таблица В.1 – Изменения в налогообложении в 2011г.

Примечание  – Источник: [43].

 

Приложение Г

Бюджет  первого полугодия 2011 года

    Доходы  консолидированного бюджета по итогам 1 полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4 % в реальном выражении на 14,2 %. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило в январе-июне 2011 30,6 % ВВП (за аналогичный период 2010 года – 31,8 % ВВП). Неналоговые доходы в 1 полугодии увеличились на 58,4 % (в реальном выражении – на 29,7 %) по сравнению с 1 полугодием 2010. Формирование налоговых доходов на 82 % было обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость, налоговых доходов от ВЭД, налога на прибыль, подоходного налога, акцизов, налогов на собственность. Структура налогов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года изменилась: увеличилась доля налоговых доходов от ВЭД (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7).

    В структуре консолидированного бюджета 58,9 % составляют доходы республиканского бюджета и 41,1 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

    Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2 % ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7 % ВВП.

    Динамика  расходов консолидированного бюджета  в январе-июне 2011 года определялась главным образом исполнением принятых социальных обязательств государства в частности выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты. В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидированного бюджета и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены обеспечение функционирования бюджетных учреждений расходы на медицинское обслуживание, оплата потребленных энергоресурсов обслуживание и погашение государственного долга. В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в 1 квартале 2011 года по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 4,5 п.п., во 2 квартале – на 6,6 п.п.

    Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную направленность.

    Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Консолидированный бюджет в январе-июне 2011 г. исполнен с профицитом в размере 1,8 % ВВП. Бюджет сектора государственного управления ( консолидированный бюджет + бюджет ФСЗН) исполнен с профицитом 3,1 % ВВП [44, 45].

 

Таблица Г.1 – Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2010-2011гг.

  1 квартал

2010

в  % ВВП

1 квартал

2011

в  % ВВП

1 полугодие  2010

в  % ВВП

1 полугодие  2011

в  % ВВП

1. ДОХОДЫ - всего 33,6 32,6 31,8 30,6
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ,

из них

31,0 30,0 29,0 27,6
Подоходный  налог 3,4 4,2 3,3 3,7
Налог на прибыль 3,4 5,5 3,6 4,1
Налоги  на собственность 1,3 1,4 1,2 1,2
НДС 10,1 8,7 10,1 8,5
Акцизы 2,9 2,2 2,8 2,2
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  
5,6
 
4,9
 
4,2
 
5,4
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2,5 2,5 2,6 2,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ

ПОСТУПЛЕНИЯ

0,1 0,0 0,1 0,1
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)  
35,7
 
31,8
 
34,5
 
28,7
Общегосударственные расходы 4,2 4,1 6,1 4,2
Из  них государственная  инвестиционная программа 3,1 2,2  
3,6
 
2,3
Национальная  оборона 0,9 1,0 0,9 0,9
Судебная  власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  
 
1,9
 
 
2,1
 
 
1,8
 
 
1,8
Национальная  экономика 11,5 5,9 9,2 5,7
Охрана  окружающей среды 37,8 61,5 0,2 0,2
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство  
2,3
 
2,2
 
2,4
 
2,1
Здравоохранение 4,2 4,7 3,9 4,0
Физическая  культура, спорт, культура и сми  
1,0
 
1,2
 
1,0
 
1,0
Образование 6,0 7,0 5,6 6,1
Социальная  политика 3,4 3,3 3,3 2,9
РАСХОДЫ (экономическая классификация)  
35,7
 
31,8
 
34,5
 
28,7
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них 30,2 28,9 26,5 25,1
Заработная  плата 7,7 9,3 7,5 8,2
Начисления  на заработную плату 2,0 2,5 2,0 2,2
Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь 0,8 1,2 0,8 1,0
Текущие бюджетные 

трансферты

12,8 9,2 10,0 7,8
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 6,1 3,8 7,5 4,3
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ 

КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

 
-0,6
 
-0,8
 
0,4
 
-0,6
Дефицит (профицит) -2,0 0,8 - 2,7 1,8
Финансирование 2,0 -0,8 2,7 -1,9
Внутреннее  финансирование -4,8 -6,5 -1,2 -7,9
Внешнее финансирование 6,8 5,8 3,9 6,0

Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность