Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………
http://www.belta.by/ru/person/
24
Валовой внешний долг Республики Беларусь
в разрезе секторов экономики и финансовых
инструментов за 2004-2010 гг. // Официальный
сайт Национального банка Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
25 Республика Беларусь. Первое обсуждение мониторинга в постпрограммный период // Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.imf.org/external/
26
Романчук, Я. Кому подачки, кому
по дачке / Я. Романчук // Научно-исследовательский
центр Мизеса [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://liberty-belarus.info/
27
МВФ: Беларусь на правильном пути, но для
получения кредита ей нужны структурные
реформы // Белорусский портал tut.by [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/
28 Комментарии начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Кийко Д.Н. // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/
29
Беларусь: макроэкономический прогноз
за апрель 2011 года / Исследовательский
центр ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://research.by/pdf/
30
Дефицит республиканского
31 Ермолович, М. Рост доходов, ограничение расходов, социальная защита населения / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит.–2011.– № 9 (212).– с.8-11.
32
Профицит республиканского бюджета за
январь-сентябрь составил 1,1 % к ВВП // Белорусский
портал tut.by [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://news.tut.by/economics/
33 Муха, А. Устойчивость дефицита и жизнь по средствам / А. Муха // Экономическая газета. – 2011. – 28 октября. – 34 с.
34
Заявление миссии МВФ в
http://www.imf.org/external/
35 Лукашенко поддержал предложение правительства по снижению ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % // Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.belta.by/ru/all_
36
Шаталов, С. Беларусь делает
важные шаги по корректировке
дисбалансов в экономике / C. Шаталов //
Белорусское телеграфное агентство [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/person/
37
МВФ рекомендует Беларуси ужесточить
экономическую политику // Белорусское
телеграфное агентство [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_
38 Насута, С. Бюджетная политика – ориентиры на перспективу / C. Насута // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 7 (210). – с. 13-14.
39 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.pravo.by/main.aspx?
40 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2006 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/
41 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2007 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/
42 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2010 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/
43 Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году – инфографика // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/data/
44 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-июнь 2011 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/i/
45 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-март 2011 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/i/
Приложение А
Динамика бюджетного дефицита
Рисунок А.1 – Динамика бюджетного дефицита (профицита)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17, 18, 19, 20, 21, 40, 41, 22, 42].
Приложение Б
Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета
за 2006-2010 гг.
Рисунок Б.1 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
в 2006-2010гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [40, 41, 22, 42].
Рисунок Б.2 – Динамика структуры расходов консолидированного бюджета
в 2006-2011гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [40, 41, 22, 42].
Приложение В
Изменения в налогообложении в 2011 году
Таблица В.1 – Изменения в налогообложении в 2011г.
Примечание – Источник: [43].
Приложение Г
Бюджет первого полугодия 2011 года
Доходы консолидированного бюджета по итогам 1 полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4 % в реальном выражении на 14,2 %. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило в январе-июне 2011 30,6 % ВВП (за аналогичный период 2010 года – 31,8 % ВВП). Неналоговые доходы в 1 полугодии увеличились на 58,4 % (в реальном выражении – на 29,7 %) по сравнению с 1 полугодием 2010. Формирование налоговых доходов на 82 % было обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость, налоговых доходов от ВЭД, налога на прибыль, подоходного налога, акцизов, налогов на собственность. Структура налогов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года изменилась: увеличилась доля налоговых доходов от ВЭД (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7).
В структуре консолидированного бюджета 58,9 % составляют доходы республиканского бюджета и 41,1 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2 % ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7 % ВВП.
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 года определялась главным образом исполнением принятых социальных обязательств государства в частности выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты. В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидированного бюджета и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены обеспечение функционирования бюджетных учреждений расходы на медицинское обслуживание, оплата потребленных энергоресурсов обслуживание и погашение государственного долга. В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в 1 квартале 2011 года по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 4,5 п.п., во 2 квартале – на 6,6 п.п.
Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную направленность.
Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Консолидированный бюджет в январе-июне 2011 г. исполнен с профицитом в размере 1,8 % ВВП. Бюджет сектора государственного управления ( консолидированный бюджет + бюджет ФСЗН) исполнен с профицитом 3,1 % ВВП [44, 45].
Таблица Г.1 – Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2010-2011гг.
1 квартал
2010 в % ВВП |
1 квартал
2011 в % ВВП |
1 полугодие
2010
в % ВВП |
1 полугодие
2011
в % ВВП | |
1. ДОХОДЫ - всего | 33,6 | 32,6 | 31,8 | 30,6 |
НАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ,
из них |
31,0 | 30,0 | 29,0 | 27,6 |
Подоходный налог | 3,4 | 4,2 | 3,3 | 3,7 |
Налог на прибыль | 3,4 | 5,5 | 3,6 | 4,1 |
Налоги на собственность | 1,3 | 1,4 | 1,2 | 1,2 |
НДС | 10,1 | 8,7 | 10,1 | 8,5 |
Акцизы | 2,9 | 2,2 | 2,8 | 2,2 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5,6 |
4,9 |
4,2 |
5,4 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,9 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ |
0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 35,7 |
31,8 |
34,5 |
28,7 |
Общегосударственные расходы | 4,2 | 4,1 | 6,1 | 4,2 |
Из них государственная инвестиционная программа | 3,1 | 2,2 | 3,6 |
2,3 |
Национальная оборона | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1,9 |
2,1 |
1,8 |
1,8 |
Национальная экономика | 11,5 | 5,9 | 9,2 | 5,7 |
Охрана окружающей среды | 37,8 | 61,5 | 0,2 | 0,2 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 2,3 |
2,2 |
2,4 |
2,1 |
Здравоохранение | 4,2 | 4,7 | 3,9 | 4,0 |
Физическая культура, спорт, культура и сми | 1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
Образование | 6,0 | 7,0 | 5,6 | 6,1 |
Социальная политика | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 2,9 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 35,7 |
31,8 |
34,5 |
28,7 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них | 30,2 | 28,9 | 26,5 | 25,1 |
Заработная плата | 7,7 | 9,3 | 7,5 | 8,2 |
Начисления на заработную плату | 2,0 | 2,5 | 2,0 | 2,2 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,0 |
Текущие
бюджетные
трансферты |
12,8 | 9,2 | 10,0 | 7,8 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 6,1 | 3,8 | 7,5 | 4,3 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
-0,6 |
-0,8 |
0,4 |
-0,6 |
Дефицит (профицит) | -2,0 | 0,8 | - 2,7 | 1,8 |
Финансирование | 2,0 | -0,8 | 2,7 | -1,9 |
Внутреннее финансирование | -4,8 | -6,5 | -1,2 | -7,9 |
Внешнее финансирование | 6,8 | 5,8 | 3,9 | 6,0 |
Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность