Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Содержание
Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, что требует адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства. Среди методов воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит фискальной политике. Ее стратегической целью на макроуровне должен стать вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство.
Беларусь традиционно проводит умеренную фискальную политику. Однако развитие глобального экономического кризиса, вызвавшего, начиная с конца 2008 г., замедление, а затем спад в экономике Беларуси, ставит перед властями новые вызовы в области фискальной политики. В результате кризиса республика вынуждена столкнуться с бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом. В этой связи продолжение использования докризисной модели экономической политики в области государственных финансов является невозможным.
Налоги — одно из наиболее
эффективных средств
Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Для решения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Объектом работы является фискальная политика государства в сфере внешнеэкономической деятельности, предметом – фискальная политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования.
При написании работы были использованы законодательные и нормативные документы, регулирующие бюджетно-налоговую деятельность в Республике Беларусь; литературные источники и материалы периодической печати по данной проблеме; статистические сборники; информация сайтов Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета.
Фискальная политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики.
Фискальная политика – оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства.
Основными целями фискальной политики являются:
Продуманная фискальная политика в сфере внешнеэкономической деятельности способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.
Современная экономическая наука выделяет следующие виды фискальной политики [6, с. 319]:
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
Основными инструментами осуществления фискальной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, дефицит бюджета, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
Подробнее рассмотрим налоговые
и бюджетные инструменты
Доходы бюджета классифицируютс
Доходы государственного бюджета до 90% формируются за счет налоговых поступлений. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.
Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.
В рамках рассматриваемой темы налоги от внешнеэкономической деятельности выполняют следующие функции:
К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы).
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Классификации таможенных пошлин [6, с. 542]:
Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины
обычно накладываются на стандартизированные
товары и имеют неоспоримое преимущест
Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа с помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора – самих экспортеров и обслуживающих их банков.
Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от обычного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Если правительство
считает необходимым
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
Субсидии могут