Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, что требует адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства. Среди методов воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит фискальной политике. Ее стратегической целью на макроуровне должен стать вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Беларусь традиционно  проводит умеренную фискальную политику. Однако развитие глобального экономического кризиса, вызвавшего, начиная с конца 2008 г., замедление, а затем спад в экономике Беларуси, ставит перед властями новые вызовы в области фискальной политики. В результате кризиса республика вынуждена столкнуться с бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом. В этой связи продолжение использования докризисной модели экономической политики в области государственных финансов является невозможным.

Налоги — одно из наиболее эффективных средств государственного регулирования в сфере международных  экономических отношений. Этому  способствует рост влияния транснациональных корпораций на мировую экономику, углубление и интенсификация специализации и кооперации производства в международном масштабе, всеобщий процесс интернационализации экономической жизни в развитых странах. Поэтому изучение и анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретают все большее значение с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономических связей каждого государства.

Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Для решения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, цели и инструменты фискальной политики государства в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • проанализировать особенности фискальной политики Республики Беларусь.

Объектом работы является фискальная политика государства в сфере внешнеэкономической деятельности, предметом –  фискальная политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования.

При написании работы были использованы законодательные  и нормативные документы, регулирующие бюджетно-налоговую деятельность в Республике Беларусь; литературные источники и материалы периодической печати по данной проблеме; статистические сборники; информация сайтов Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета.

 

 

 

1 Фискальная политика государства: цели, инструменты, эффективность

 

 

Фискальная политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики.

Фискальная политика – оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства.

Основными целями фискальной политики являются:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • стабилизация темпов экономического роста;
  • обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.

Продуманная фискальная политика в сфере внешнеэкономической деятельности способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

Современная экономическая  наука выделяет следующие виды фискальной политики [6, с. 319]:

  • дискреционную (или активную) политику – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса;
  • недискреционную (автоматическую, пассивную) политику, автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) валового национального продукта, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер.

При недискреционной  фискальной политике бюджетный дефицит  и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Основными инструментами осуществления фискальной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, дефицит бюджета, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Подробнее рассмотрим налоговые  и бюджетные инструменты фискальной политики, связанные с внешнеэкономической  деятельностью.

Доходы бюджета классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, и т.д.), по видам доходов, по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

Доходы государственного бюджета до 90% формируются за счет налоговых поступлений. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

В рамках рассматриваемой темы налоги от внешнеэкономической деятельности выполняют следующие функции:

  • фискальную – формирование ресурсов государства для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;
  • стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;
  • ограничительную – сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров.

К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы).

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Классификации таможенных пошлин [6, с. 542]:

  1. По способу взимания:
  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
  • комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

Адвалорные пошлины  применяются обычно при обложении  товаров, которые имеют различные  качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины  обычно накладываются на стандартизированные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

  1. По объекту обложения:
  • импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Помимо защиты внутреннего  рынка от импорта из-за рубежа с помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора – самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование экспорта как метод торговой политики следует  отличать от обычного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство  считает необходимым стимулировать  экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

  • прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран – суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
  • косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться  как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Информация о работе Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь