Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Для производителей в  обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Нередко правительства  не только субсидируют отрасли, конкурирующие  с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Принципиальное различие между импортным тарифом и  субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения.

Аргументы, которые высказываются  обычно для оправдания экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс.

Очевидно, что с экономической  точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

  • субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
  • государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
  • страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты  бывают:

  • краткосрочными – на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
  • среднесрочными – на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
  • долгосрочными – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Организационная форма  предоставления экспортных кредитов, так же как и взаимоотношения  между агентствами по экспортному  кредитованию и государствами, весьма сложна. Такое агентство может быть департаментом внутри правительственного министерства, самостоятельной организацией на правах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредитованию вступают в договорные отношения друг с другом для финансирования экспорта из более чем одной страны, координации политики и обмена информацией о заемщиках.

Экспортные кредиты  иногда рассматривают как разновидность внешней помощи другим государствам. Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыночной процентной ставкой. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдающиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.

На эффективность проведения фискальной политики влияет и международная политика государства. Повышение процентной ставки увеличивает иностранные финансовые инвестиции в страну, усиливает спрос на внутреннюю национальную валюту. Повышение стоимости национальной валюты ведет к повышению ее курса по отношению к иностранным валютам, понижению чистого экспорта и к ухудшению состояния платежного баланса. Понижение процентной ставки уменьшает приток иностранного финансового капитала. Следовательно, курс национальной валюты падает, а чистый экспорт возрастает. Поэтому можно сделать вывод, что вызванные изменениями процентной ставки в стране потоки международного капитала усиливают денежно-кредитную политику внутри страны.

 

2 ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Глобальный экономический  кризис значительно повлиял на экономику  Республики Беларусь, и в первую очередь за счет резкого снижения экспорта. Это повлекло как прямое сокращение объемов производства, так и косвенное, выраженное в росте складских запасов готовой продукции. В контексте фискальной политики это означало снижение налоговых доходов. В первую очередь, снижение коснулось поступлений от:

  • налогов на прибыль;
  • НДС, что связано также с падением объемов импорта;
  • экспортных пошлин по причине падения цен на нефть и калийные удобрения.

Осуществление внешнеэкономической  деятельности в части налогообложения наряду с Налоговым кодексом регулируется Таможенным кодексом Республики Беларусь и Таможенным кодексом Таможенного союза.

Таможенные платежи – это налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами. Согласно статье 242 Таможенного кодекса к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы (рисунок 1) [28].

Таможенные  сборы – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным сопровождением товаров, а также  иных действий, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательствами государств – членов Таможенного союза. Размер таких сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Рисунок 1 – Виды таможенных платежей

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [28].

 

Действующие в  Республике Беларусь таможенные сборы:

  • за совершение таможенных операций;
  • за таможенное сопровождение товаров;
  • за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
  • за принятие таможенными органами предварительного решения;
  • за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Общие правила  применения ставок таможенных платежей:

  • при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, а при исчислении иных таможенных сборов - ставки, действующие на день их уплаты;
  • при исчислении таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Ставки ввозных  таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Ставки вывозных таможенных пошлин установлены законодательством  Республики Беларусь по отдельным категориям товаров: калийные удобрения; семена рапса, иди кользы, дробленые или недробленые; лесоматериалы; нефть и нефтепродукты; кожевенное сырье.

Ставки налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза установлены  законодательством Республики Беларусь в следующих размерах:

  • 10% – на продовольственные товары и товары для детей по перечню, устанавливаемому Президентом Республики Беларусь;
  • 20% – на иные товары.

Акцизы, взимаемые  при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза установлены  законодательством Республики Беларусь.

 Таможенные  сборы за совершение таможенных операций – установлены в следующих размерах в зависимости от группы ТН ВЭД ТС: группы 1 - 24, 50 - 70, 72 - 83 - 20 евро; группы 25 -49, 84 - 85, 90 - 97 - 35 евро; группы 71, 86 - 89 -50 евро. При исчислении применяется наибольшая ставка таможенных сборов за совершение таможенных операций из установленных в отношении нескольких товаров, указанных в таможенной декларации. 

Исчисление  таможенных платежей производится по общему правилу в белорусских  рублях. Исключение составляют случаи исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой (кроме нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь) и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Исчисление таких вывозных таможенных пошлин производится в долларах США.

Порядок исчисления таможенных платежей.

Ввозная таможенная пошлина. Предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин: адвалорные, специфические и комбинированные. При применении адвалорной ставки таможенная пошлина рассчитывается в процентах  от таможенной стоимости товаров, при применении специфической - в зависимости от физических характеристик товаров в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик). В свою очередь, комбинированная ставка сочетает адвалорную и специфическую составляющие. Для расчета таможенных пошлин по адвалорным ставкам применима следующая формула

 

                                                 (1)

где – сумма таможенной пошлины, бел. руб.;

 – таможенная стоимость, бел. руб.;

 – ставка таможенной пошлины,  процент.

 

Для расчета  таможенных пошлин по специфическим  ставкам применима следующая формула

 

                                        (2)

где – количество (иные показатели) товара в измерениях, в которых установлена ставка таможенной пошлины;

 – специфическая ставка таможенной пошлины;

 – официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

 

Для расчета  таможенных пошлин по комбинированным  ставкам в виде    « ___%, но не менее ___ евро за ____»:

  • рассчитывается сумма таможенной пошлины по адвалорной составляющей;
  • рассчитывается сумма таможенной пошлины по специфической составляющей;
  • уплате подлежит наибольшая из полученных сумм.

При исчислении таможенных пошлин по специфическим  ставкам от веса товаров базой  для исчисления является масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

Для расчета налога на добавленную  стоимость, взимаемого таможенными  органами, применима следующая формула

Информация о работе Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь