Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
(3)
где – сумма налога на добавленную стоимость;
– таможенная стоимость;
– подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины;
– подлежащая уплате сумма акцизов;
– ставка налога на
Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза исчисляются за единицу измерения товаров в натуральном выражении. В случае установления законодательством ставки акцизов в процентах базой для исчисления будет являться таможенная стоимость товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы ввозных таможенных пошлин.
Субъекты внешнеэкономической деятельности при импорте товаров из-за пределов Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России могут столкнуться с необходимостью уплаты не только таможенных платежей, но также антидемпинговых или специальных пошлин. Такие пошлины к таможенным платежам не относятся, однако полномочия по их взиманию возложены на таможенные органы.
Вопросы применения, исчисления и уплаты рассматриваемых пошлин регулируются:
В соответствии со ст. 2 Соглашения от 25.01.2008 г.:
Предусмотренные действующим законодательством антидемпинговые и специальные пошлины имеют сроки действия (таблица 1).
Действующие антидемпинговые
и специальные пошлины взимаютс
Таблица 1 – Сроки действия антидемпинговых и специальных пошлин
Нормативный правовой акт |
Срок действия |
Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные национальным законодательством Республики Беларусь | |
Специальные пошлины | |
Указ №543 |
по 31 декабря 2011 г. |
Указ №498 |
по 3 февраля 2013 г. |
Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные решениями Комиссии Таможенного союза | |
Антидемпинговые
пошлины | |
Решение КТС №698 |
по 13 мая 2012 г. |
Решение КТС №699 |
по 25 декабря 2013 г. |
Решение КТС №700 |
по 24 сентября 2013 г. |
Решение КТС №701 |
по 16 июня 2013 г. |
Решение КТС №702 |
по 18 ноября 2015 г. |
Решение КТС №705 |
по 20 января 2013 г. |
Специальные пошлины | |
Решение КТС №703 |
по 17 марта 2014 г. |
Решение КТС №704 |
по 26 декабря 2012 г. |
Решение КТС №706 |
по 1 ноября 2012 г. |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [21].
Уплата антидемпинговых или специальных пошлин не исключает необходимость уплаты ввозной таможенной пошлины. При этом льготы, предусмотренные по уплате ввозных таможенных пошлин, на антидемпинговые и специальные пошлины не распространяются (Соглашение от 25.01.2008 г. и Соглашение от 19.11.2010 г.).
Рассматриваемые пошлины уплачиваются исключительно в белорусских рублях, причем до выпуска товаров. Отсрочки либо рассрочки уплаты таких пошлин законодательством не предусмотрены (Соглашение от 25.01.2008 г. и Соглашение от 19.11.2010 г.).
Таблица 2 – Ставки антидемпинговых и специальных пошлин
Нормативный |
Ставка |
Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные национальным законодательством Республики Беларусь | |
Специальные пошлины | |
Указ №543 |
20% от таможенной
стоимости |
Указ №498 |
33,4% от таможенной стоимости |
Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные решениями Комиссии Таможенного союза | |
Антидемпинговые
пошлины | |
Решение КТС №698 |
21,8% от таможенной стоимости |
Продолжение таблицы 2 | |
Нормативный |
Ставка |
Решение КТС №699 |
от 4,8% до 62,8% от
таможенной стоимости (определены |
Решение КТС №700 |
11,6% от таможенной
стоимости |
Решение КТС №701 |
19,4% от таможенной
стоимости |
Решение КТС №702 |
18,9% от таможенной
стоимости (на обсадные трубы), |
Решение КТС №705 |
31,3% или 41,5% от
таможенной стоимости ( |
Специальные пошлины | |
Решение КТС №703 |
282,4 дол. США
за тонну |
Решение КТС №704 |
1,4 дол. США
за 1 килограмм |
Решение КТС №706 |
9,9% от таможенной
стоимости, но не менее 1500 дол.
США |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [21].
Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь признаются организации и физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.
Объектами обложения сбором за проезд признаются автомобильные транспортные средства иностранных государств:
Под транзитом для целей настоящей главы понимается проезд автомобильного транспортного средства без осуществления его загрузки (разгрузки) между двумя пунктами Государственной границы Республики Беларусь.
Налоговая база сбора за проезд определяется исходя из количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь и (или) перемещающихся по территории Республики Беларусь транзитом.
Сумма сбора за проезд исчисляется как произведение налоговой базы и ставки сбора за проезд.
Сумма сбора за проезд исчисляется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь по отношению к доллару США на дату его уплаты.
Исчисление и взимание сбора за проезд осуществляет Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Рассмотрим поступление налогов от внешнеэкономической деятельности в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг. (таблица 3).
Исполнение бюджета в 2009 г. определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. Налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности в 2009 г. составили 7969,5 млрд. руб. и 17,1% от всех доходов бюджета [23]. В 2009 г. было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики. В частности, введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт — компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.
В 2010 г. налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности в абсолютном значении оказались ниже 2009 г. на 2193,3 млрд. руб. и составили 5776,2 млрд. руб. Удельный вес в доходах бюджета составил 11,9%, что на 5,2% меньше, чем в 2009 г. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств – участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.
Таблица 3 – Поступление налогов от внешнеэкономической деятельности в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % | |
Доходы бюджета, всего (без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) |
46 621,0 |
100,0 |
48 650,1 |
100,0 |
85 433,5 |
100,0 |
Налоговые доходы, всего |
41 300,3 |
88,6 |
44 863,0 |
92,2 |
73 430,7 |
86,0 |
Налоговые доходы от внешнеэкономичес-кой деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, оффшорный сбор, прочие поступления от внешнеэкономичес-кой деятельности) |
7 969,5 |
17,1 |
5 776,2 |
11,9 |
15 146,9 |
17,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [23].
Положительная динамика в 2010 г. сложилась по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2%, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1% до 0,2% [23]. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 г. количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. К примеру, количество выдаваемых Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь разрешений на проезд автомобильных транспортных средств отдельных иностранных государств по дорогам общего пользования нашей республики для Украины выросло в 3,9 раза, Черногории – в 1,6 раза, Болгарии и Словении – в 1,5 раза, Эстонии и Латвии – более чем на 27%, Литвы – на 13%.
Налоговые доходы
от внешнеэкономической