Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

 

                            (3)

где – сумма налога на добавленную стоимость;

 – таможенная стоимость;

 – подлежащая уплате сумма  ввозной таможенной пошлины;

 – подлежащая уплате сумма  акцизов;

 – ставка налога на добавленную  стоимость.

 

Акцизы, взимаемые  при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза исчисляются  за единицу измерения товаров  в натуральном выражении. В случае установления законодательством ставки акцизов в процентах базой для исчисления будет являться таможенная стоимость товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы ввозных таможенных пошлин.

Субъекты внешнеэкономической  деятельности при импорте товаров  из-за пределов Таможенного союза  Беларуси, Казахстана и России могут столкнуться с необходимостью уплаты не только таможенных платежей, но также антидемпинговых или специальных пошлин. Такие пошлины к таможенным платежам не относятся, однако полномочия по их взиманию возложены на таможенные органы.

Вопросы применения, исчисления и уплаты рассматриваемых пошлин регулируются:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза;
  • Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 г. [27];
  • Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010 г. [26];
  • Протоколом о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, от 19.11.2010 г.;
  • решениями Комиссии Таможенного союза:
    • от 20.05.2010 г. №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
    • от 20.09.2010 г. №378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»;
  • Таможенным кодексом Республики Беларусь;
  • Налоговым кодексом Республики Беларусь;
  • Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 г. №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» [13];
  • Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 г. №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [12];
  • Законом Республики Беларусь от 03.02.1993 г. №2151-XII «О Таможенном тарифе» [18];
  • Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов» [15];
  • Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 г. №208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» [11];
  • Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.02.2011 г. №12 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом)» [19].

В соответствии со ст. 2 Соглашения от 25.01.2008 г.:

  • антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. В свою очередь, антидемпинговая мера – это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером;
  • специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. В свою очередь, специальная защитная мера – это мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Предусмотренные действующим законодательством  антидемпинговые и специальные  пошлины имеют сроки действия (таблица 1).

Действующие антидемпинговые  и специальные пошлины взимаются по следующим ставкам (таблица 2).

Таблица 1 – Сроки действия антидемпинговых  и специальных пошлин

Нормативный правовой акт

Срок  действия

Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные национальным законодательством Республики Беларусь           

Специальные пошлины                          

Указ №543                       

по 31 декабря 2011 г.                

Указ №498                       

по 3 февраля 2013 г.                 

Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные решениями Комиссии Таможенного союза                  

Антидемпинговые пошлины                        

Решение КТС №698                

по 13 мая 2012 г.                    

Решение КТС №699                

по 25 декабря 2013 г.                

Решение КТС №700                

по 24 сентября 2013 г.               

Решение КТС №701                

по 16 июня 2013 г.                   

Решение КТС №702                

по 18 ноября 2015 г.                 

Решение КТС №705                

по 20 января 2013 г.                 

Специальные пошлины                          

Решение КТС №703                

по 17 марта 2014 г.                  

Решение КТС №704                

по 26 декабря 2012 г.                

Решение КТС №706                

по 1 ноября 2012 г.                  


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [21].

 

Уплата антидемпинговых  или специальных пошлин не исключает  необходимость уплаты ввозной таможенной пошлины. При этом льготы, предусмотренные по уплате ввозных таможенных пошлин, на антидемпинговые и специальные пошлины не распространяются (Соглашение от 25.01.2008 г. и Соглашение от 19.11.2010 г.).

Рассматриваемые пошлины уплачиваются исключительно  в белорусских рублях, причем до выпуска товаров. Отсрочки либо рассрочки уплаты таких пошлин законодательством не предусмотрены (Соглашение от 25.01.2008 г. и Соглашение от 19.11.2010 г.).

 

Таблица 2 – Ставки антидемпинговых и специальных пошлин

Нормативный    
правовой акт

Ставка

Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные национальным законодательством Республики Беларусь           

Специальные пошлины                          

Указ №543      

20% от таможенной  стоимости                           

Указ №498      

33,4% от таможенной стоимости                         

Антидемпинговые и специальные пошлины, установленные решениями Комиссии Таможенного союза                  

Антидемпинговые пошлины                        

Решение КТС №698

21,8% от таможенной  стоимости                         

Продолжение таблицы 2

Нормативный    
правовой акт

Ставка

Решение КТС №699

от 4,8% до 62,8% от таможенной стоимости (определены    
приложением 1 к решению КТС №699 в зависимости от      
страны происхождения и предприятия-изготовителя)      

Решение КТС №700

11,6% от таможенной  стоимости                         

Решение КТС №701

19,4% от таможенной  стоимости                         

Решение КТС №702

18,9% от таможенной  стоимости (на обсадные трубы),      
19,9% от таможенной стоимости (на насосно-компрессорные 
трубы), 19,4% или 37,8% от таможенной стоимости (на     
нефтепроводные и газопроводные трубы, а также           
горячедеформированные трубы общего назначения -         
определены приложением к Решению КТС №702 в            
зависимости от предприятия-изготовителя)              

Решение КТС №705

31,3% или 41,5% от  таможенной стоимости (определены     
приложением к решению КТС №705 в зависимости от        
предприятия-изготовителя)                             

Специальные пошлины                          

Решение КТС №703

282,4 дол. США  за тонну                               

Решение КТС №704

1,4 дол. США  за 1 килограмм                           

Решение КТС №706

9,9% от таможенной  стоимости, но не менее 1500 дол.  США 
за тонну                                              


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [21].

 

Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь признаются организации и физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами обложения  сбором за проезд признаются автомобильные транспортные средства иностранных государств:

  • въезжающие на территорию Республики Беларусь;
  • перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Под транзитом  для целей настоящей главы  понимается проезд автомобильного транспортного  средства без осуществления его загрузки (разгрузки) между двумя пунктами Государственной границы Республики Беларусь.

Налоговая база сбора за проезд определяется исходя из количества автомобильных транспортных средств  иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь и (или) перемещающихся по территории Республики Беларусь транзитом.

Сумма сбора  за проезд исчисляется как произведение налоговой базы и ставки сбора  за проезд.

Сумма сбора за проезд исчисляется  в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь по отношению к доллару США на дату его уплаты.

Исчисление и взимание сбора за проезд осуществляет Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Рассмотрим  поступление налогов от внешнеэкономической деятельности в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг. (таблица 3).

Исполнение  бюджета в 2009 г. определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. Налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности в 2009 г. составили 7969,5 млрд. руб.  и 17,1% от всех доходов бюджета [23]. В 2009 г. было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики. В частности, введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт — компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.

В 2010 г. налоговые  поступления от внешнеэкономической  деятельности в абсолютном значении оказались ниже 2009 г. на 2193,3 млрд. руб. и составили 5776,2 млрд. руб.  Удельный вес в доходах бюджета составил 11,9%, что на 5,2% меньше, чем в 2009 г. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств – участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.

Таблица 3 – Поступление налогов от внешнеэкономической деятельности в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

удельный вес в доходах  бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах  бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах  бюджета, %

Доходы бюджета, всего (без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь)

46 621,0

100,0

48 650,1

100,0

85 433,5

100,0

Налоговые доходы, всего

41 300,3

88,6

44 863,0

92,2

73 430,7

86,0

Налоговые доходы от внешнеэкономичес-кой деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, оффшорный сбор, прочие поступления от внешнеэкономичес-кой деятельности)

7 969,5

17,1

5 776,2

11,9

15 146,9

17,7


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [23].

 

Положительная динамика в 2010 г. сложилась по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2%, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1% до 0,2% [23]. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 г. количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. К примеру, количество выдаваемых Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь разрешений на проезд автомобильных транспортных средств отдельных иностранных государств по дорогам общего пользования нашей республики для Украины выросло в 3,9 раза, Черногории – в 1,6 раза, Болгарии и Словении – в 1,5 раза, Эстонии и Латвии – более чем на 27%, Литвы – на 13%.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности в 2011 г. сложились в размере 15146,9 млрд. руб., что более чем в 2,5 раза выше, чем данный показатель 2010 г. Удельный вес в доходах бюджета составил 17,7%, что на 5,8% больше, чем в 2010 г.

Информация о работе Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь