Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Динамика налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности и удельный вес в доходах бюджета представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Динамика налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности за 2009-2011 гг.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [23].

 

Согласно Приложению 2 к Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности запланированы в размере 25377,8 млрд. руб., в том числе:

  • таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины (за исключением ввозных таможенных пошлин, уплаченных и зачисленных в рамках Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)) – 729,1 млрд. руб.;
  • вывозные таможенные пошлины – 11830,5 млрд. руб.;
  • прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности – 11,7 млрд. руб.;
  • ввозные таможенные пошлины, специальные антидемпинговые  и компенсационные пошлины, поступившие от государств – членов Таможенного союза в соответствии с международными соглашениями – 12433,2 млрд. руб.;
  • ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) – 372,1 млрд. руб.;
  • специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза – 1,2 млрд. руб. [16].

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспортных поступлений  в страну создается либо посредством  формирования общеэкономических преференций, либо благодаря созданию индивидуальных условий для конкретных экспортеров. Второй путь получает развитие в нашей стране. В данной ситуации внешнеторговое финансирование – важнейшее направление развития экспорта.

Какие же преимущества дают экспортные операции субъектам  хозяйствования, вывозящим продукцию  собственного производства (или приобретенную) за пределы территории Республики Беларусь? Во-первых, это создание положительного имиджа производителей отечественной продукции. Во-вторых, поступление в республику валютной выручки. В-третьих, государством созданы благоприятные налоговые условия для белорусских экспортеров путем предоставления возможности применения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 (ноль) процентов и осуществлении налоговых вычетов под указанные обороты в полном объеме, независимо от сумм НДС, исчисленных при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства – члены Таможенного союза регулируется положениями:

  • статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс);
  • Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г., вступившего в силу с 1 июля 2010 г. [21];
  • Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. [25].

Необходимо  отметить, что нормы Кодекса, Соглашения и Протокола по товарам распространяются также на плательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС) и экспортирующих товары в государства – члены Таможенного союза.

Исходя из положений вышеуказанных нормативных документов, нулевая ставка НДС может применяться плательщиками при экспорте товаров в государства – члены Таможенного союза в следующих ситуациях:

  • при вывозе товаров (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;
  • при выполнении экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов), к которым относятся работы собственного производства, оказанные иностранным организациям и физическим лицам по производству экспортируемых товаров из давальческого сырья (материалов);
  • по товарам, являющимся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении, вывозимых с территории государства - члена Таможенного союза, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства – члена Таможенного союза;
  • при вывозе товаров в государства – члены Таможенного союза с целью временного хранения, участия в выставках-ярмарках в случае последующей реализации таких товаров;
  • при реализации организациями и (или) индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь (комитентами) на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров через организации и (или) индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (комиссионеров) товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза;
  • по товарам, экспортируемым на основании договоров лизинга, предусматривающих переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю-налогоплательщику государства – члена Таможенного союза;
  • при экспорте товаров, освобождаемых при ввозе, согласно законодательству государства-импортера (ранее при предоставлении льготы по ввозу согласно законодательству страны-импортера государство, где зарегистрирован экспортер, нулевую ставку по НДС не предоставляло);
  • при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций.

Протоколом  по товарам регламентирован порядок  уплаты косвенных налогов и предоставления нулевой ставки НДС в случаях, когда в поставке участвуют три и более лиц, в том числе лиц из государств, не являющихся членами Таможенного союза. Для таких сделок введено информационное сообщение. Информационное сообщение предоставляется посредником – лицом, не имеющим права на нулевую ставку, но участвовавшим в указанной сделке, покупателю-импортеру (у которого возникает обязанность уплатить «ввозной» НДС) в связи с отсутствием у последнего прямых договорных отношений с экспортером, претендующим на применение нулевой ставки по НДС. Импортер при заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов использует сведения из представленного ему информационного сообщения в целях представления заявления экспортеру.

Порядок применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (кроме государств – членов Таможенного союза) регулируется положениями статьи 102 Кодекса, согласно которым нулевая ставка НДС может применяться плательщиками при экспорте товаров в дальнее зарубежье в следующих ситуациях:

  • при вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;
  • при реализации товаров за пределы территории Республики Беларусь через организации, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по заключению контрактов либо заключивших от имени или по поручению плательщика контракт с иностранными организацией или физическим лицом, в том числе производящих таможенное декларирование вывозимых товаров;
  • при выполнении экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов), к которым относятся работы собственного производства, оказанные иностранным организациям и физическим лицам по производству экспортируемых товаров из давальческого сырья (материалов).

Дополнительным  стимулом увеличения доли экспортных операций в 2011 г. послужило принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №142 «О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов» [14], предусматривающего увеличение срока (с 60 до 180 дней) на получение плательщиками подтверждения о вывозе товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза), выдаваемого таможенными органами в отношении товаров (продуктов переработки давальческого сырья), вывезенных с территории Республики Беларусь, для целей применения нулевой ставки НДС.

Как указывалось  выше, белорусские экспортеры в течение 180 дней (при отсутствии подтверждения о вывозе товаров) могут не отражать в декларациях по НДС обороты по реализации на экспорт. В результате не будут отвлекаться оборотные средства плательщиков на уплату в бюджет НДС по товарам, которые при документальном подтверждении их вывоза за пределы Республики Беларусь подлежат обложению по нулевой ставке НДС.

Нормы Указа №142 распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2011 г., и создают благоприятные условия для белорусских экспортеров. Отсчет 180-дневного срока производится в отношении товаров (продуктов переработки давальческого сырья и материалов), таможенные декларации по которым оформлены с 1 января 2011 г.

Так, в отношении  товаров, таможенные декларации по которым  оформлены с 1 января 2011 г. и по которым уже в 2011 г. исчисление НДС произведено по причине неполучения подтверждения вывоза товаров в течение 60 дней (в основном из-за проблем, возникших на казахстанском участке внешней границы таможенной территории Таможенного союза), экспортеры могут пролонгировать срок подтверждения с 60 до 180 дней, уменьшить ранее исчисленные суммы НДС (акцизов) и вернуть в свой оборот денежные средства.

Существенным  стимулом экспортных операций является возможность осуществления вычета сумм НДС в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных при реализации объектов (подп. 23.1 п. 23 ст. 107 Кодекса). При этом необходимым условием осуществления такого вычета является обязательное поступление выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) на счета плательщиков в банках Республики Беларусь либо открытые на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь счета плательщиков в банках, являющихся таковыми в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами территории Республики Беларусь или в случае ввоза товаров, выполнения работ, оказания услуг по осуществляемым в соответствии с законодательством товарообменным (бартерным) операциям, операциям товарного займа. Однако в 2011 г. экспортер имеет возможность производить налоговые вычеты по НДС в полном объеме также при прекращении обязательств по расчетам за облагаемые по нулевой ставке НДС товары (работы, услуги) способами, предусматривающими непоступление выручки (денежных средств).

В настоящее  время Министерство экономики прорабатывает дальнейшие действия по стимулированию производства и экспорта товаров, развитию бизнес-среды. Приоритет - формирование условий для естественной и стратегической ориентации предприятий на экспорт.

Одним из таких  условий является подписанный 11.08.2011 г. Указ №358 «О стимулировании реализации товаров» [17], который создает дополнительные условия как налогового, так и стимулирующего характера с точки зрения упрощения бизнес-среды. Документ направлен на стимулирование экспортной деятельности отечественных предприятий и затрагивает вопросы применения упрощенной системы налогообложения. В соответствии с Указом №358 при упрощенной системе налогообложения ставка налога при реализации товаров, работ и услуг на экспорт снижена с 3% до 2%. По такой же пониженной ставке будут облагаться и реализованные на экспорт работы, чего ранее не было. Одно из условий применения пониженной ставки налога – деятельность не должна осуществляться на территории Беларуси.

Действие Указа  распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г. То есть те плательщики, которые применяли ставку налога в размере 3% и которые подпадают под действие Указа, могут пересчитать свои налоговые обязательства по ставке 2%.

Принятый Указ делает бизнес во внешней торговле весьма привлекательным.

В соответствии с документом Минэкономики разрабатывает  механизм материального стимулирования в зависимости от перевыполнения показателей по экспорту. Здесь будет учитываться тот факт, что примерно 85% экспортной выручки генерируется предприятиями государственной собственности либо с ее долей.

Жесткая фискальная политика занимает центральное место среди  экономических мер правительства по стабилизации экономики. Важным моментом является то, что бюджетный дефицит сопровождается значительным дефицитом текущего счета платежного баланса, который является целевым параметром антикризисной экономической политики. Увеличение дефицита бюджета приводит к росту торгового дефицита. Высокие государственные расходы или снижение налоговых поступлений приводят к росту потребления, в том числе импортируемых товаров и услуг. Кроме того, растущий дефицит бюджета провоцирует снижение уровня сбережений, что означает или падение объема инвестиций или их финансирование за счет внешних источников.

Беларусь столкнулась  с проблемой минимизации фискального  дефицита. При этом существующая высокая  налоговая нагрузка делает невозможным  привлечение дополнительных налоговых доходов. Следовательно, необходимо концентрировать усилия на модернизации системы расходов бюджета, проводя сдержанную фискальную политику.

Следующие статьи расходов бюджета предоставляют особенно много пространства для пересмотра:

  • Субсидии реальному сектору экономики: реструктуризация государственных предприятий, включая их приватизацию, должна значительно сократить данные расходы. Однако следует учитывать социальную составляющую данных субсидий. Неизбежное в ходе реструктуризации сокращение чрезмерной рабочей силы приведет к росту безработицы и связанных с ней социальных расходов. Более того, фактическое отсутствие системы социальной защиты безработных означает необходимость ее срочной разработки. Возможным выходом является увеличение пособия по безработицы по отношению к бюджету прожиточного минимума.
  • Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство: платежи населения покрывают только 35% стоимости данных услуг, и эта доля растет медленно, несмотря на официальные планы по ее увеличению до 100% к 2015 г.
  • Сельское хозяйство. Субсидии сельскому хозяйству характеризуются очень широкой направленностью и им не хватает эффективности. Большинство сельхоз организаций остается неконкурентоспособными, несмотря на постоянные вливания из бюджета. Увеличение эффективности субсидий возможно при переходе на выборочное предоставление поддержки, исходя из критерия возможности роста конкурентоспособности организации.
  • Субсидии реальному сектору необходимо выделять напрямую из бюджета или специализированного финансового агентства, а не через банки, наделяя их квазифискальной функцией. Данное предложение было выдвинуто МВФ и оно нацелено с одной стороны на увеличение прозрачности процесса выделения бюджетных средств, а с другой – на улучшение банковской отчетности. На данный момент банки, вынужденные выдавать льготные кредиты предприятиям, терпят убытки, которые затем компенсируются государством.

Информация о работе Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь