Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение фискальной политики Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности как одного из важнейших методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности  действующей системы фискального  регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Понятно, что он предполагает оптимизацию величин как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров.

Оценить эффективность  фискальной политики можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже. При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого.

Таким образом, бюджетные средства целесообразно использовать исключительно в соответствии с получаемыми обществом результатами по приоритетным направлениям структурных преобразований в экономике. 
Отказ государства от финансирования направлений, где его участие необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на развитие внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате проделанной  работы можно сделать следующие  выводы.

Фискальная политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики.

Основными рычагами фискальной политики государства в сфере международных экономических отношений являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направления в соответствии с конкретными целями общества.

Выделяют следующие  виды фискальной политики:

  • дискреционная – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса;
  • недискреционная – автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) валового национального продукта, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Глобальный экономический  кризис значительно повлиял на экономику Беларуси, и в первую очередь за счет резкого снижения экспорта. Это повлекло как прямое сокращение объемов производства, так и косвенное, выраженное в росте складских запасов готовой продукции. В контексте фискальной политики это означало снижение налоговых доходов. В первую очередь, снижение коснулось поступлений от: налогов на прибыль; НДС, что связано также с падением объемов импорта; экспортных пошлин по причине падения цен на нефть и калийные удобрения.

Таможенные платежи – это налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами. Согласно статье 242 Таможенного кодекса к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Субъекты внешнеэкономической  деятельности при импорте товаров  из-за пределов Таможенного союза  Беларуси, Казахстана и России могут столкнуться с необходимостью уплаты не только таможенных платежей, но также антидемпинговых или специальных пошлин. Такие пошлины к таможенным платежам не относятся, однако полномочия по их взиманию возложены на таможенные органы.

Объектами обложения  сбором за проезд признаются автомобильные  транспортные средства иностранных  государств: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Налоговые поступления  от внешнеэкономической деятельности в 2009 г. составили 7969,5 млрд. руб.  и 17,1% от всех доходов бюджета. В 2009 г. было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики. В частности, введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт — компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации. В 2010 г. налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности в абсолютном значении оказались ниже 2009 г. на 2193,3 млрд. руб. и составили 5776,2 млрд. руб.  Удельный вес в доходах бюджета составил 11,9%, что на 5,2% меньше, чем в 2009 г. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств – участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран. Положительная динамика в 2010 г. сложилась по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2%, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1% до 0,2%. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности в 2011 г. сложились в размере 15146,9 млрд. руб., что более чем в 2,5 раза выше, чем данный показатель 2010 г. Удельный вес в доходах бюджета составил 17,7%, что на 5,8% больше, чем в 2010 г.

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспортных поступлений в страну создается либо посредством формирования общеэкономических преференций, либо благодаря созданию индивидуальных условий для конкретных экспортеров. Второй путь получает развитие в нашей стране. В данной ситуации внешнеторговое финансирование – важнейшее направление развития экспорта. Преимущества, которые дают экспортные операции субъектам хозяйствования, вывозящим продукцию собственного производства (или приобретенную) за пределы территории Республики Беларусь: во-первых, это создание положительного имиджа производителей отечественной продукции; во-вторых, поступление в республику валютной выручки;               в-третьих, государством созданы благоприятные налоговые условия для белорусских экспортеров путем предоставления возможности применения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 (ноль) процентов и осуществлении налоговых вычетов под указанные обороты в полном объеме, независимо от сумм НДС, исчисленных при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Жесткая фискальная политика занимает центральное место среди экономических мер правительства по стабилизации экономики. Изменения в фискальной политике должны быть направлены на сокращение дефицита бюджета за счет его балансирования. Так как возможности по увеличению доходов минимальны – текущий уровень налоговой нагрузки чрезмерно высок и его рост приведет лишь к сокращению стимулов к предпринимательской деятельности в сфере международных экономических отношений – упор необходимо сделать на пересмотре статей расходов бюджета. Самые широкие возможности по снижению расходов имеются, например, в финансировании сельского хозяйства, ЖКХ, государственных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З: с изм. и доп. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  2. Государственное регулирование экономики /  под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 255 с.
  3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (в ред. Решений Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №900, от 09.12.2011 №901, от 25.01.2012 №913, от 25.01.2012 №917, от 25.01.2012 №912)
  4. Еськова, С.В. НДС: Стимулируем экспорт / С.В. Еськова // Налоги Беларуси. – 2011. – №31. – С. 7-9.
  5. Исследовательский центр ИПМ. Немецкая экономическая группа в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/. – Дата доступа: 15.03.2012.
  6. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. Кушлина В.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: РАГС, 2008. — 834 с. 
  7. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2009. – 262 с.
  8. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. №  166-З: с изм. и доп. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 30 декабря 2009 г. № 2/162.
  10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  11. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31дек. 2008 г., №208 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  12. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., №347-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  13. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., №346-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  14. О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 апр. 2011 г., №142 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  15. О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов: Постановление Государственного таможенного комитета Респ. Беларусь, 24 янв. 2007 г., №11 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  16. О республиканском бюджете на 2012 год: закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 331-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  17. О стимулировании реализации товаров: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., №358 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  18. О Таможенном тарифе: Закон Респ. Беларусь, 03 фев.1993 г., №2151-XII (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  19. Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом): Постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 28 фев. 2011 г., №12 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  20. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 нояб. 2006 г., № 1475 (в ред. постановлений Совмина от 03.03.2008 № 322, от 16.05.2008 № 693) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  21. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gtk.gov.by/ru/. – Дата доступа: 09.03.2012.
  22. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.by/. – Дата доступа: 04.03.2012.
  23. Официальный сайт Министерства финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. – Дата доступа: 10.03.2012.
  24. Официальный сайт Министерства экономики Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.economy.gov.by/. – Дата доступа: 01.03.2012.
  25. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе: 11 дек. 2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  26. Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 нояб. 2010 г. // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Sogl_specmeri_perihodper.aspx. – Дата доступа: 18.03.2012.
  27. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 янв. 2008 г. // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/S_antidempmeri.aspx. – Дата доступа: 18.03.2012.
  28. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 янв. 2007 г. №204-З: с изм. и доп.: принят Палатой представителей 7 дек. 2006 г.: одобрен Советом Респ. 20 дек. 2006 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
  29. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза: принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств: 27 нояб. 2009 г.  №17 (в ред. Протокола от 16 апр. 2010 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

 


Информация о работе Фискальная политика государства. Цели, инструменты, эффективность. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь