В сложившихся условиях
актуализируются задачи оценки эффективности
действующей системы фискального
регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение
их предполагает множество различных
подходов, среди которых, в частности,
можно отметить качественный метод решения
проблемы. Он заключается в упорядочении
и совершенствовании всего налогового
законодательства. В противовес ему количественный
метод оптимизации налоговой системы
нацелен на определение максимально рациональных
налоговых ставок в рамках действующего
фискального механизма. Понятно, что он
предполагает оптимизацию величин как
отдельных налоговых ставок, так и совокупного
налогового бремени как на юридических,
так и физических лиц. Данный метод кардинально
не меняет действующей системы налогообложения
и, по сути, нацелен лишь на корректировку
количественных фискальных параметров.
Оценить эффективность
фискальной политики можно с разных позиций,
а именно с позиции экономического субъекта
(источника налогообложения) и государства
(получателя налогов). С точки зрения юридических
и физических лиц, оценка эффективности
фискальной политики государства не представляет
научного интереса, так как здесь действует
прямолинейная и примитивная логика: чем
больше налоговых изъятий, тем хуже. При
оценке фискальной политики с точки зрения
государства возможны два аспекта анализа:
оценка эффективности фискальной политики,
влияющей на производственную активность
экономической системы и на наполненность
доходной части государственного бюджета.
Как правило, эти две оценки вступают в
противоречие, и фискальная политика,
эффективная с точки зрения второго критерия,
может быть совершенно неэффективной
с точки зрения первого.
Таким образом, бюджетные средства целесообразно использовать
исключительно в соответствии с получаемыми
обществом результатами по приоритетным
направлениям структурных преобразований
в экономике.
Отказ государства от финансирования
направлений, где его участие необязательно
и неэффективно, позволит увеличить расходы
на развитие внешнеэкономической деятельности.
Заключение
В результате проделанной
работы можно сделать следующие
выводы.
Фискальная политика – это целенаправленная деятельность
государства по использованию бюджетно-финансовой
системы для реализации целей социально-экономической
политики.
Основными рычагами фискальной
политики государства в сфере международных экономических
отношений являются изменения налоговых
ставок, базы налогообложения, видов налогов,
их количества и размеров государственных
расходов или их направления в соответствии
с конкретными целями общества.
Выделяют следующие
виды фискальной политики:
- дискреционная – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса;
- недискреционная – автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) валового национального продукта, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Глобальный экономический
кризис значительно повлиял на экономику Беларуси, и
в первую очередь за счет резкого снижения
экспорта. Это повлекло как прямое сокращение
объемов производства, так и косвенное,
выраженное в росте складских запасов
готовой продукции. В контексте фискальной
политики это означало снижение налоговых
доходов. В первую очередь, снижение коснулось
поступлений от: налогов на прибыль; НДС,
что связано также с падением объемов
импорта; экспортных пошлин по причине
падения цен на нефть и калийные удобрения.
Таможенные платежи – это налоги, сборы (пошлины), взимаемые
в республиканский бюджет таможенными
органами. Согласно статье 242 Таможенного
кодекса к таможенным платежам относятся:
ввозная таможенная пошлина; вывозная
таможенная пошлина; налог на добавленную
стоимость, взимаемый при ввозе товаров
на таможенную территорию Таможенного
союза; Акцизы, взимаемые при ввозе товаров
на таможенную территорию Таможенного
союза; таможенные сборы.
Субъекты внешнеэкономической
деятельности при импорте товаров
из-за пределов Таможенного союза
Беларуси, Казахстана и России
могут столкнуться с необходимостью уплаты
не только таможенных платежей, но также
антидемпинговых или специальных пошлин.
Такие пошлины к таможенным платежам не
относятся, однако полномочия по их взиманию
возложены на таможенные органы.
Объектами обложения
сбором за проезд признаются автомобильные
транспортные средства иностранных
государств: въезжающие на территорию Республики
Беларусь; перемещающиеся по территории
Республики Беларусь транзитом.
Налоговые поступления
от внешнеэкономической деятельности
в 2009 г. составили 7969,5 млрд. руб. и 17,1%
от всех доходов бюджета. В 2009 г. было продолжено
совершенствование форм поддержки государством
реального сектора экономики. В частности,
введен новый механизм стимулирования
продаж белорусской продукции на экспорт
— компенсация части процентов по кредитам
Сбербанка России на приобретение отечественной
техники в Российской Федерации. В 2010 г.
налоговые поступления от внешнеэкономической
деятельности в абсолютном значении оказались
ниже 2009 г. на 2193,3 млрд. руб. и составили
5776,2 млрд. руб. Удельный вес в доходах
бюджета составил 11,9%, что на 5,2% меньше,
чем в 2009 г. Отрицательная динамика связана
с изменением в 2010 г. условий поставки
нефти сырой, а также установлением нулевой
ставки на вывозимые с территории Республики
Беларусь за пределы государств – участников
Евразийского экономического сообщества
товары, выработанные из углеводородного
сырья, поставляемого из иных стран. Положительная
динамика в 2010 г. сложилась по сбору за
проезд автотранспортных средств иностранных
государств по автомобильным дорогам
общего пользования Республики Беларусь
– темп роста составил 122,2%, удельный вес
сбора в ВВП прирос с 0,1% до 0,2%. Налоговые
доходы от внешнеэкономической деятельности
в 2011 г. сложились в размере 15146,9 млрд. руб.,
что более чем в 2,5 раза выше, чем данный
показатель 2010 г. Удельный вес в доходах
бюджета составил 17,7%, что на 5,8% больше,
чем в 2010 г.
Мировой опыт показывает,
что стимулирование экспортных поступлений в страну создается либо посредством
формирования общеэкономических преференций,
либо благодаря созданию индивидуальных
условий для конкретных экспортеров. Второй
путь получает развитие в нашей стране.
В данной ситуации внешнеторговое финансирование
– важнейшее направление развития экспорта.
Преимущества, которые дают экспортные
операции субъектам хозяйствования, вывозящим
продукцию собственного производства
(или приобретенную) за пределы территории
Республики Беларусь: во-первых, это создание
положительного имиджа производителей
отечественной продукции; во-вторых, поступление
в республику валютной выручки;
в-третьих, государством созданы благоприятные
налоговые условия для белорусских экспортеров
путем предоставления возможности применения
ставки налога на добавленную стоимость
(НДС) в размере 0 (ноль) процентов и осуществлении
налоговых вычетов под указанные обороты
в полном объеме, независимо от сумм НДС,
исчисленных при реализации товаров (работ,
услуг), имущественных прав.
Жесткая фискальная политика занимает центральное место
среди экономических мер правительства
по стабилизации экономики. Изменения
в фискальной политике должны быть направлены
на сокращение дефицита бюджета за счет
его балансирования. Так как возможности
по увеличению доходов минимальны – текущий
уровень налоговой нагрузки чрезмерно
высок и его рост приведет лишь к сокращению
стимулов к предпринимательской деятельности
в сфере международных экономических
отношений – упор необходимо сделать
на пересмотре статей расходов бюджета.
Самые широкие возможности по снижению
расходов имеются, например, в финансировании
сельского хозяйства, ЖКХ, государственных
предприятий.
Список использованных источников
- Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З: с изм. и доп. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Государственное регулирование экономики / под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 255 с.
- Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (в ред. Решений Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №900, от 09.12.2011 №901, от 25.01.2012 №913, от 25.01.2012 №917, от 25.01.2012 №912)
- Еськова, С.В. НДС: Стимулируем экспорт / С.В. Еськова // Налоги Беларуси. – 2011. – №31. – С. 7-9.
- Исследовательский центр ИПМ. Немецкая экономическая группа в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/. – Дата доступа: 15.03.2012.
- Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. Кушлина В.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: РАГС, 2008. — 834 с.
- Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2009. – 262 с.
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З: с изм. и доп. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 30 декабря 2009 г. № 2/162.
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31дек. 2008 г., №208 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., №347-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., №346-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 апр. 2011 г., №142 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов: Постановление Государственного таможенного комитета Респ. Беларусь, 24 янв. 2007 г., №11 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О республиканском бюджете на 2012 год: закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 331-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О стимулировании реализации товаров: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., №358 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- О Таможенном тарифе: Закон Респ. Беларусь, 03 фев.1993 г., №2151-XII (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом): Постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 28 фев. 2011 г., №12 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 нояб. 2006 г., № 1475 (в ред. постановлений Совмина от 03.03.2008 № 322, от 16.05.2008 № 693) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Официальный сайт Государственного таможенного комитета Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gtk.gov.by/ru/. – Дата доступа: 09.03.2012.
- Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.by/. – Дата доступа: 04.03.2012.
- Официальный сайт Министерства финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. – Дата доступа: 10.03.2012.
- Официальный сайт Министерства экономики Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/. – Дата доступа: 01.03.2012.
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе: 11 дек. 2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 нояб. 2010 г. // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Sogl_specmeri_perihodper.aspx. – Дата доступа: 18.03.2012.
- Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 янв. 2008 г. // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/S_antidempmeri.aspx. – Дата доступа: 18.03.2012.
- Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 янв. 2007 г. №204-З: с изм. и доп.: принят Палатой представителей 7 дек. 2006 г.: одобрен Советом Респ. 20 дек. 2006 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
- Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза: принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств: 27 нояб. 2009 г. №17 (в ред. Протокола от 16 апр. 2010 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.