Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:22, реферат
Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.
Введение
Тема курсовой работы – налоговая политика как фискальный инструмент политики. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства. Они выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Как показывает мировой опыт от того, насколько правильно проводится налоговая политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания, а так же ответственность за нарушение налогового законодательства. Как и любая, созданная человеком система, налоговая является несовершенной, в ней скрыты человеческие недостатки, и она требует постоянного внимания, контроля и изменения. Люди, представляющие налоговую систему, являющиеся ее составными элементами либо как налогоплательщики, либо как налоговые инспектора, либо как участники создания законодательного акта, касающегося налогообложения, вносят свой субъективный вклад в ее существование.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, поскольку любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством.
Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.
Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть налоговую политику как инструмент фискальной политики. Для достижения данной цели требуется решить ряд задач: рассмотреть сущность, цели и основные типы фискальной политики, изучить условия применения стимулирующей и сдерживающей налоговой политики, на основании теоретического анализа рассмотреть особенности современной фискальной политики в Республике Беларусь, а также определить основные направления ее совершенствования. Объектом исследования в работе выступает действующая фискальная политика в Республике Беларусь, а предметом исследования – сущность фискальной политики, её типы и цели, динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период 2006-2010гг.
В первой главе курсовой работы рассмотрена экономическая сущность фискальной политики, её основные типы и цели. Фискальная политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.
Вторая глава курсовой работы – стимулирующая и сдерживающая налоговая политика. В зависимости от фазы цикла, в которой находиться экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику – ее основные виды.
В третьей главе представлены направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для того, чтобы в стране был создан благоприятный налоговый климат необходимо выбрать правительству правильное направление. Немаловажно учитывать все материальные, социальные факторы, реальную платежеспособность налогоплательщиков, чтобы налоговое законодательство не привело к результатам, обратным ожиданиям. Современная налоговая политика Республики Беларусь акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции, и в то же время мало внимания уделяется развитию стимулирующей функции налогообложения.
В приложении курсовой работы представлен краткий обзор налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в бюджет РБ, а также консолидированный бюджет РБ.
Для написания первой главы в основном использовалось учебное пособие «Макроэкономика» А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Л.И.Новикова. Так как именно в этом учебном пособии наиболее широко описана история возникновения налогово-бюджетной политики. а также её цели и задачи. А также Макроэкономика: учебное пособие для студентов./Т.С.Алексеенко[и др.] пол редакцией Л.П.Зеньковой, т.к. в нем подробно описаны виды фискальной политики и их графический анализ.
Для написания второй главы
в основном использовалось
Для написания третьей главы
были использованы различные источники,
в основном статьи из журналов и web-ресурсов.
В таких источниках как «Особенности
налогообложения в 2010 году» Ганаго А.,
- Налоговый вестник, №2, 2010, «Налоги: что
нового в 2010 году?» Лосич П.-Заря, №7,2010
описаны изменения с налоговой системе
РБ в 2010, а также влияние этих изменений.
В таких электронных источниках как http://belstat.gov.by/homep/
/nagruzka/ представлена информация о налоговой нагрузке в Республике Беларусь за анализируемый период, а также налоговые поступления и государственные расходы. Данные по поступлениям в бюджет по каждому налогу были взяты из статистических сборников за 2011 и 2007 года.
1.Сущность, цели и основные типы фискальной политики
В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», «налогово-бюджетная политика» и др.
Очевидно, что многообразие терминов объясняется отсутствием в русском языке прямого синонима слова «fiscal» (фискальный, финансовый). В 1 в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну – фиск (от лат.fiscus – корзина). С 4 в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.
Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М.Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.
В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределённости, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень совокупного дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, а с другой – за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни совокупного дохода и занятости и вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность совокупного спроса. Фискальная политика является частью экономической политики государства.[6, с. 87-88]
Фискальная политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов.[7,.95]
Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и(или) расходов государственного бюджета.[8, с.445]
Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики. [1, 412]
Фискальная политика
может как благотворно, так и
негативно воздействовать на
стабильность национальной
Основными целями государственной фискальной политики являются сбалансирование экономики, обеспечение устойчивого экономического роста и достижение высокого уровня занятости населения [2,с.54].Также целями фискальной политики могут быть:
1)обеспечение выравнивания уровня доходов граждан;
2)поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями;
3)стимулирование малого бизнеса;
4)стимулирование чистого экспорта;
5)ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.
Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.
Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.
С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничивать, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.[7, с.95-96]
Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы.
Рассмотрим, каким образом при помощи налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в личном распоряжении населения дохода. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако, на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часто прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).
Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наём большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.
Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).
Увеличение расходной
части бюджета может
Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую.
В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.[8,457]
Информация о работе Сущность, цели и основные типы фискальной политики