Сущность, цели и основные типы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:22, реферат

Краткое описание

Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 220.95 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Тема курсовой работы – налоговая политика как фискальный инструмент политики. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Через систему ставок, льгот, скидок налоги воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом регулирования экономики со стороны государства. Они выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Как показывает мировой опыт  от того, насколько правильно проводится налоговая политика, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания, а так же ответственность за нарушение налогового законодательства. Как и любая, созданная человеком система, налоговая является несовершенной, в ней скрыты человеческие недостатки, и она требует постоянного внимания, контроля и изменения. Люди, представляющие налоговую систему, являющиеся ее составными элементами либо как налогоплательщики, либо как налоговые инспектора, либо как участники создания законодательного акта, касающегося налогообложения, вносят свой субъективный вклад в ее существование.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, поскольку любому человеку  рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством.

Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть налоговую политику как инструмент фискальной политики. Для достижения данной цели требуется решить ряд задач: рассмотреть сущность, цели и основные типы фискальной политики, изучить условия применения стимулирующей и сдерживающей налоговой политики, на основании теоретического анализа рассмотреть особенности современной фискальной политики в Республике Беларусь, а также определить основные направления ее совершенствования. Объектом исследования в  работе выступает действующая фискальная политика в Республике Беларусь, а предметом исследования – сущность фискальной политики, её типы и цели, динамика уровня налогообложения в Республике Беларусь за период 2006-2010гг.

В первой главе курсовой работы  рассмотрена экономическая сущность фискальной политики, её основные типы и цели. Фискальная политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Вторая глава  курсовой работы – стимулирующая и сдерживающая налоговая политика. В зависимости от фазы цикла, в которой находиться экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику – ее основные виды.

В третьей главе представлены направления совершенствования  налоговой политики в Республике Беларусь. Для того, чтобы в стране был создан благоприятный налоговый климат необходимо выбрать правительству правильное направление. Немаловажно учитывать все материальные, социальные факторы, реальную платежеспособность налогоплательщиков, чтобы налоговое законодательство не привело к результатам, обратным ожиданиям. Современная налоговая политика Республики Беларусь акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции, и в то же время мало внимания уделяется развитию стимулирующей функции налогообложения.

В приложении курсовой работы представлен краткий обзор налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в бюджет РБ, а также консолидированный бюджет РБ.

          Для написания первой главы в основном использовалось учебное пособие «Макроэкономика»  А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Л.И.Новикова. Так как именно в этом учебном пособии наиболее широко описана история возникновения налогово-бюджетной политики. а также её цели и задачи. А также Макроэкономика: учебное пособие для студентов./Т.С.Алексеенко[и др.] пол редакцией Л.П.Зеньковой, т.к. в нем подробно описаны виды фискальной политики и их графический анализ.

          Для написания второй главы  в основном использовалось Базылёв, И.И. – макроэкономика в таблицах и схемах: учеб.пособие. В данном пособии достаточно широко описана стимулирующая фискальная политика, а также эффекты имущества и субституции.

Для написания третьей главы  были использованы различные источники, в основном статьи из журналов и web-ресурсов. В  таких  источниках как «Особенности налогообложения в 2010 году» Ганаго А., - Налоговый вестник, №2, 2010, «Налоги: что нового в 2010 году?» Лосич П.-Заря, №7,2010 описаны изменения с налоговой системе РБ в 2010, а также влияние этих изменений. В таких электронных источниках как http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross.php и http:www.nalog.by/reference

/nagruzka/ представлена информация о налоговой нагрузке в Республике Беларусь за анализируемый период, а также налоговые поступления и государственные расходы. Данные по поступлениям в бюджет по  каждому налогу были взяты из статистических сборников за 2011 и 2007 года.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность, цели  и основные типы фискальной  политики

В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», «налогово-бюджетная политика» и др.

Очевидно, что многообразие терминов объясняется отсутствием в русском языке прямого синонима слова «fiscal» (фискальный, финансовый). В 1 в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну – фиск (от лат.fiscus – корзина). С 4 в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М.Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределённости, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий  сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень совокупного дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, а с другой – за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни совокупного дохода и занятости и вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность совокупного спроса.  Фискальная политика является частью экономической политики государства.[6, с. 87-88]

Фискальная политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов.[7,.95]

Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и(или) расходов государственного бюджета.[8, с.445]

Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики. [1, 412]

 Фискальная политика  может как благотворно, так и  негативно воздействовать на  стабильность национальной экономики. В случае если правительство  применяет инструменты фискальной  политики для сглаживания колебаний  выпуска продукции в ходе экономического  цикла, поддержания занятости и  стабильности цен, используется  политика стабилизации. Главной  задачей в данном случае является  приближение объема совокупного  дохода к его потенциальному  уровню. Увеличение фактических  объемов совокупного дохода служит  целью политики экономического  роста, а уменьшение реального  совокупного дохода по сравнению  с его потенциальным уровнем  – целью политики ограничения  деловой активности. [6,87]

Основными целями государственной фискальной политики являются сбалансирование экономики, обеспечение устойчивого экономического роста и достижение высокого уровня занятости населения [2,с.54].Также целями  фискальной политики могут быть:

1)обеспечение выравнивания уровня доходов граждан;

2)поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями;

3)стимулирование малого бизнеса;

4)стимулирование чистого экспорта;

5)ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничивать, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.[7, с.95-96]

Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы.

Рассмотрим, каким образом при помощи налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в личном распоряжении населения дохода. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако, на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часто прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наём большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

 Увеличение расходной  части бюджета может происходить  через рост закупок товаров  и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным  служащим, осуществление трансфертных  платежей. Несмотря на определённые  различия между этими видами  бюджетных расходов, все они до  определенного предела ведут  к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов  спроса.

Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.[8,457]

Информация о работе Сущность, цели и основные типы фискальной политики