Сущность, цели и основные типы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:22, реферат

Краткое описание

Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 220.95 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.2 Расходы федерального бюджета РФ

Расходы

фед.бюджета

2008

2009

2010

Сумма

(млрд.руб.)

Сумма

(млрд.руб.)

Сумма

(млрд.руб.)

Общегосударственные вопросы

828,78

899,84

963,1

Национальная оборона

509,10

566,74

596,19

Национальная безопасность

521,84

642,74

693,51

Национальная экономика

702,32

789,62

528,55

Жилищно-коммунальное хозяйство

54,56

56,29

51,86


 

Из данных таблиц 2.1 и 2.2 видно, что государственные расходы растут, а налоговые поступления, наоборот, падают, значит, есть необходимость продолжать проводить стимулирующую фискальную политику.

Великобритания также проводит стимулирующую фискальную политику. Фискальная политика Великобритании осуществляется в соответствии со следующими пятью принципами: открытость целей и задач фискальной политики и всех трат денег налогоплательщиков; стабильность в осуществлении фискальной политики и ее влияния на экономику; ответственность за распределение государственных денежных средств; справедливость; эффективность разработки и осуществления фискальной политики, управления как расходами, так и доходами государства.

Греция, которая оказалось в катастрофическом экономическом положении, проводит не просто стимулирующую, а агрессивную фискальную политику.

Турция проводит стимулирующую фискальную политику ещё с 90-х годов.

Швеция проводит наиболее эффективную стимулирующую политику, именно из-за проводимой фискальной политику Швеция отказалась вступать в Европейский Валютный Союз.

Азиатские страны, в том числе Япония и Китай также проводят стимулирующую фискальную политику, причем сроки отказа от стимулирующей политики буду соответствовать индивидуальной ситуации страны, учитывая инфляционные риски, возникающие при уменьшении спада производства, а также уровни долгов.[16]

Можно сделать вывод, что выбор фискальной политики, проводимой государством, зависит от состояния экономики страны, а также от состояния экономики в мире.

Таким образом, фискальная политика бывает стимулирующая и сдерживающая. Выбор фискальной политики зависит от состояния экономики. Если наблюдается спад национального производства, то применяется стимулирующая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения темпов экономического роста. 
           3. Направления совершенствования налоговой политики в                                                     Республике Беларусь

Построить эффективную налоговую систему – задача непростая, поскольку необходимо учитывать две противоположные тенденции: поиск путей увеличения поступления средств в бюджет государства и снижение налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Сложная налоговая система, высокие ставки являются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций.

По оценке Всемирного банка, Республика Беларусь в 2008 г. находилась на последнем месте (183-м) по количеству взимаемых налогов и сборов [10].      

Однако количество налогов вовсе не является критерием для оценки эффективности налоговой системы. Оптимальной же признается такая налоговая система, которая способна гармонизировать экономические интересы государства и плательщиков.

История развития человеческого общества доказала, что есть только одна возможность соответствовать этому принципу – обеспечить взимание налогов с множества различных налоговых баз по относительно невысоким ставкам. Как говорится, по нитке, но со всего мира.

 Подобная «распыленность»  налогов между различными объектами  налогообложения, организациями и  гражданами делает их, что называется, «менее заметными», а потому необременительными  и вполне приемлемыми для общества.

Успешность и многолетняя стабильность налоговой системы Германии, которая насчитывает около 50 различных налогов, – яркое тому доказательство [4].

 

 

 

 

 

Таблица 3.3 «Уплата налогов 2011. Международный обзор» 

Самая маленькая налоговая нагрузка

Самая большая налоговая нагрузка

Восточный Тимер

0.2%

Эригрея

84.5%

Вануату

8.4%

Таджикистан

86%

Мальдивские острова

9.3%

Узбекистан

95.6%

Намибия

9.6%

Аргентина

108.2%

Македония

10.6%

Бурунди

153.4%

Катар

11.3%

Цар

203.8%

ОАЭ

14.1%

Комарские острова

217.9%

Саудовская Аравия

14.5%

Сьерра-леоне

235.6%

Бахрейн

15%

Гамбия

292.3%

Грузия

15.3%

ДР Конго

339.7%


 Суммарная налоговая  нагрузка, которая приходиться на  условно малое предприятие, выраженная  в процентах от коммерческой  прибыли.

 

Меньше всего времени на налоги

Больше всего времени на налоги

Мальдивские острова

0

Украина

657

ОАЭ

12

Сенегал

696

Бахрейн

36

Мавритания

696

Катар

36

Чад

732

Багамские острова

58

Белоруссия

798

Люксембург

59

Венесуэла

864

Оман

62

Нигерия

938

Швейцария

63

Вьетнам

941

Ирландия

76

Боливия

1080

Сейшельские острова

76

Бразилия

2600


Количество человеко-часов, необходимых на подготовку документов и оплату 3 ключевых налогов – на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж. [20]

Из данных таблицы 3.3 видно, что в мире существуют страны как с очень высокой налоговой нагрузкой, например Республика Конго, у которой налоговая нагрузка превышает 300%, так и с очень маленькой, в Восточном Тимере она даже не достигает 1%. Также следует отметить, что в списке стран с самой высокой налоговой нагрузкой в основном страны третьего мира, т.е. развивающиеся страны.

Анализирую списки стран с самой маленькой затратой времени на уплату налогов стоит отметить, что существует государство, в котором время на уплату налогов совсем не затрачивается – Мальдивские острова.

В списке стран с наиболее высокими затратами времени приведены огромные цифры, в таких странах как Бразилия и Боливия. К сожалению, в этом списке стран  есть и Республика Беларусь, которая занимает в нем 6 место.

В Республике Беларусь уровень налоговой нагрузки (с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения) составляет около 47%, что гораздо выше уровня налоговой нагрузки в государствах Европы. Например, уровень налоговой нагрузки в Грузии – 22,9%, в Молдове – 31,2%, в России – 32,3%, в Украине – 36,6% [9, с.13].

Одним из основных направлений проводимой в Республике Беларусь работы по совершенствованию налоговой политики является упрощение налоговой системы и налоговой нагрузки.

 

Таблица 3.1. – Динамика налоговой нагрузки в Республике Беларусь 

за 2005 по 2011 гг.

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

ВВП, трлн. руб

65,1

79,2

97,2

129,8

137,4

164,5

274,5

Налоговые доходы, трлн. руб

22,3

26,9

34,2

46,8

41,5

44,2

48,0

Налоговая нагрузка, %

34,3

34,0

35,2

36,3

29,6

27,5

25,3


 

Из данных таблицы 3.1. видно, что налоговая нагрузка с 2005 года по 2011 год снижается. Это связано с тем, что в Республике Беларусь из года в год происходит снижение ставок практически по всем налогам. Это касается налога на прибыль, добавленную стоимость, оборотных налогов. Из графика видно, что идет тенденция к серьезным изменениям налоговой сферы, которая продолжится и в 2012 году.

Снижение налоговой нагрузки предусмотрено Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы.[18;19]

Таблица 3.2 Налоговые поступления и государственные расходы РБ (млрд.руб.)[17]

 

2009

2010

Налоговые поступления

41 304,7

44 874,7

Государственные расходы

8 053,5

10188,6


 

Анализирую данные таблицы 3.2 можно сделать вывод, что даже за один год налоговые поступления растут( в 2010 по сравнению с 2009 выросли на 8.6%), как и государственные расходы (в 2010 по сравнению с 2009 выросли на 26,5%).

 В области налоговой политики завершилась реформа, проводимая на протяжении 2006-2010гг. Данная реформа была направлена на совершенствование налогового законодательства, снижение налоговой нагрузки, повышение рациональности, справедливости, стабильность налоговой системы. Она предусматривала: сокращение количества местных налогов и сборов, повышение фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, имущественных налогов, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных сборов и налогов [11, с.42].

В результате налоговой реформы основу налоговой системы составили налог на  добавленную стоимость, акцизы, налоги на доход и прибыль физических и юридических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины [11, с.44].

Проследим на основе статистических данных эффективность функционирования налоговой реформы.

Рассмотрим основные налоги, которые взимаются в нашей республике.            

Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета, так как год от года поступления от него в казну государства увеличиваются. За пять анализируемых лет (2006-2010 гг.) НДС вырос на 8861 млрд. руб. Основная ставка в 2006-2009 гг. была равна 18%. Но в связи с отменой некоторых платежей в 2010 году НДС увеличили на 2%.

Акцизы в 2007 году обеспечивали 6,3% доходов бюджета, в 2008 году – 5,9%, а в 2009 году – 5,8%. Не совсем понятна такая политика  правительства, ведь за счет увеличения акцизов можно не только пополнить государственный бюджет, но и “оздоровить” население республики. Некоторые государства, к примеру, наша соседка Россия повышает ставку акцизов на табачные изделия с расчетом, что сократится количество курящих. Возможно, это более эффективный способ, чем введение свободных зон от курения. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) включает ювелирные изделия и легковые автомобили. Льготы по акцизным сборам практически отсутствуют.

Подоходный налог с физических лиц с начала 1999 г. исчисляется исходя из совокупного годового дохода, главной составляющей которого остается фонд оплаты труда. Применяется прогрессивная шкала ставок налога, которая исходя из уровня годового дохода имеет пять разрядов с минимальной ставкой налога на уровне 9% и максимальной – 30%. Полностью исключены из налогообложения пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты. С 1 января 2010 года была снижена ставка подоходного налога с 15% до 12% по получаемым гражданами дивидендов.

Информация о работе Сущность, цели и основные типы фискальной политики