Сущность, цели и основные типы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:22, реферат

Краткое описание

Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 220.95 Кб (Скачать)

Налог на прибыль с 1996 года подвергался незначительным изменениям по применяемым методам расчета и механизмам взимания. Основная ставка налога на прибыль в 2006-2010 гг. составляла 24%. Серьезным шагом и новшеством по данному налогу стало право выбора сроков уплаты: ежеквартально или ежемесячно. Еще одним изменением в 2010 году стало снижение с 24% до 12% ставки налога на прибыль, полученную в виде дивидендов. Эта мера создала белорусским и иностранным организациям более привлекательные условия для инвестирования средств. Правительство рассчитывает таким образом активизировать приток инвестиций и обеспечить инвесторам дополнительную заинтересованность во вложении своих финансовых ресурсов.

В отношении налога на недвижимость произошли изменения касающиеся льгот. В соответствии с особенной частью Налогового Кодекса от налога на недвижимость освобождены в 2010 году только здания и сооружения Академии управления при Президенте. При аренде зданий и сооружений в 2010 году у физических лиц налоговая база определяется исходя из стоимости зданий и сооружений. Данная стоимость дается согласно оценке, сделанной главой государства [16, с.612-614].

Ставка единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в  2006-2008 гг. составляла 2%, а в 2009 г. – 1%. А в 2010 г. его и вовсе отменили. Данные мероприятия проводятся с целью создания более благоприятных условий для ведения сельскохозяйственной деятельности, поскольку Республика Беларусь ориентирована на поддержку и развитие аграрного сектора экономики.

Исходя из выше изложенного, следует сказать, что, проводимая в нашей республике, бюджетно-налоговая реформа пусть смогла реализовать не все цели и задачи пятилетки, но все же многое сделано по упрощению налоговой системы. Особенно, если учитывать тот факт, что на нашу экономику отрицательно повлиял мировой финансово-экономический кризис, в результате чего наблюдалось замедленные темпы роста ВВП, снижение промышленного производства. Однако благодаря своевременно принятым антикризисным мерам темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ.

Краткий обзор налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в бюджет Республики Беларусь представлен в приложении А.[3,11]

 В 2010  году налоговые доходы в бюджет нашей республики составили 44875 млрд.руб., а в 2009 - 41304,7 млрд. руб., в то время как  в 2008 году – 46808,4. Видно, что налоговые поступления в 2009 году сократились на 5503,7 млрд. руб. Это еще один факт, что происходит снижение налогового бремени.

Основными налоговыми доходами являются преимущественно  подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, имущественные налоги. К примеру, за последние пять лет увеличились поступления подоходного налога в казну нашей республики на 2901 млрд. руб., налога на добавленную стоимость – на 8861 млрд. руб.       Что касается акцизов, то на протяжении 2007-2009 гг. наблюдаются их “скачки”. Так в 2008г. в сравнении с 2007г. произошло увеличение дохода от их взимания  на 854,9 млрд. руб., а в 2009г. в сравнении с 2008г. – снижение на 263,4 млрд. руб. а в 2010 снова выросли на 713 млрд.руб. Аналогично обстоят дела и с налогом на прибыль. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдалось увеличение поступления дохода от их выплаты на 2156,2 млрд. руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. – уменьшение на 2852,5 млрд. руб. , а в 2010 увеличились почти в 3 раза.

Как видим, уменьшая процентную ставку одних налогов или отменяя их, увеличивается процентная ставка  других налогов. В результате этого факта получаем, что увеличились поступления  в госбюджет подоходного налога и НДС. Из табличных значений так же следует, что на протяжении 2006-2010 гг.  наблюдается динамика в сторону роста неналоговых доходов (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, штрафы, удержания и прочие неналоговые доходы). Они увеличились на 3707 млрд. руб. Данный анализ основан на основе статистических данных, представленных в приложении Б.[13,14]

Развитие налоговой системы в Республике Беларусь претерпело длительную эволюцию. В целом, современная налоговая система Республики Беларусь, по-прежнему, не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует дальнейшего совершенствования, что позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Республике Беларусь достойно развиваться. Ведь главная цель социально-экономического развития – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения, на основе инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. С этой целью в нашей республике была проведена бюджетно-налоговая реформа на 2006-2010 гг. В результате данной реформы основу налоговой системы составляют налог на  добавленную стоимость, акцизы, налоги на доход и прибыль физических и юридических лиц, налог на землю и экологический налог.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах [10].

В силу разных причин налоговая система Республики Беларусь имеет существенные недостатки:

• Высокий уровень налогообложения. В первую очередь  это касается налога на прибыль. Высокая ставка налога на прибыль приводит к снижению притока капитала в производство, сдерживает его развитие. К тому же увеличение доходов бюджета за счет повышения налоговой нагрузки носит краткосрочный характер, так как в итоге оно сократит количество производителей, что снизит налоговые поступления в бюджет государства.

•Неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий.

•Неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно повышает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%, а в Беларуси – 55-60%.

•В белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты.

•Нестабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые 2-3 месяца. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год. К тому же, зачастую налоговые органы самостоятельно трактуют положение налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки [15, с.142-145].

•С сожалением следует отметить, что становление современной белорусской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в неисполнении налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну.

•Налоги носят в основном фискальный характер;

•Администрирование налогов (большие затраты времени и ресурсов на расчет налогов, отсутствие электронного документооборота) [12, с.61].

•Высокая налоговая нагрузка. Эксперты банка отметили, что белорусский бизнес вынужден тратить около 1188 часов каждый год для уплаты 124 налоговых платежей. Вместе с тем в Сингапуре предприниматели всего за 49 часов могут провести 5 выплат, что представляет собой наиболее оптимальную схему сбора налогов в мире. Данные исследования явно свидетельствуют о высокой налоговой нагрузке в стране. В Республике Беларусь уровень налоговой нагрузки (с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения) составляет около 47%, что существенным образом отрицательно влияет на экономический рост в стране [9, с.13].

•Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов как республиканских, так и местных осложняет налогообложение.

•Принципы, положенные в основу налоговой системы РБ не всегда соблюдаются. Так однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины [14, с.140]. 

       В ноябре 2009 г. Всемирный банк опубликовали  шестое ежегодное исследование  «Уплата налогов 2010. Международный  обзор» (Paying Taxes 2010 — The Global Picture).

В исследовании рассматривался процесс уплаты налогов в 183 странах с точки зрения административной нагрузки.  В десятку стран, где налоговый режим по данному показателю является наиболее сложным, вошли следующие страны: Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центральная Африканская Республика,Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь.

К сожалению, как видно, Беларусь в очередной раз заняла последнее 183 место [10].

Несмотря на это наша республика последовательно реализует избранную модель социально ориентируемой рыночной экономики.

Благодаря,  проведению бюджетно-налоговой реформы в 2006-2010 годах немало сделано по упрощению налоговой нагрузки.

 За этот период в  Беларуси отменено 12 налоговых платежей. Так, c 1 января 2007 года, были отменены  два налога на фонд заработной  платы: чрезвычайный налог и отчисления  в государственный фонд содействия  занятости, которые взимались единым  платежом в размере 3% от фонда  заработной платы. Расходы на  реализацию программ ликвидации  последствий Чернобыльской аварии  предусмотрены непосредственно  за счет средств бюджета РБ. С 2008 года предприятия освобождены  от уплаты налога с пользователей  автодорог, отчислений в бюджетный  фонд развития строительной науки (0,5% от себестоимости выполненных  строительно-монтажных работ) и трех местных сборов (за торговлю на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за строительство объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках).

По упрощению налоговой системы, главное достижение – сокращение оборотных налогов. В 2008 г. ставка оборотных налогов снижена с 3% до 2% от выручки.

Еще одним из важных достижений в области снижения налоговой нагрузки является введение с 1 апреля 2009 года  системы электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. Так как ранее в  Беларуси для выполнения всех налоговых процедур (для уплаты налогов) необходимо было затратить в среднем 900 часов в год. В то время, как, к примеру, в Швейцарии – 63 часа, Македонии – 75 часов. К данной системе подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов).

В 2010 году отменены 4 налога. Речь идет о двух оборотных налогах – сборе в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и местном налоге с продаж товаров розничной торговли, а так же о двух налогах, которые являются неэффективными. Это налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку [5, с.22].

Таким образом, к концу 2010 года налоговая система Беларуси включала 30 налоговых платежей. Но если рассматривать типичного плательщика, то он может уплачивать лишь 5 налогов: НДС, платежи из прибыли, налог на недвижимость,  земельный и экологический налоги [5, с.19].

Главой государства была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась, но немало еще предстоит сделать.

Всемирный банк  отнес Беларусь к числу стран, несколько упростивших налоговую систему, количество налоговых платежей в год в нашей стране составляет 107 (больше только в Румынии – 113 и в Украине – 147).

Если говорить об общем уровне налогообложения (в % к прибыли компании), то в Беларуси этот показатель, к сожалению, равняется практически 100% (если быть более точным 99,7%).

Активное упрощение налоговой системы идет с 2006 года, и тогда налоговая нагрузка составляла 34% от ВВП, в 2010 году она снизилась до 25%. В 2011 этот показатель был доведен до 24,6% к ВВП.

Таким образом, основными  целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие должны стать – повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Для реализации данных целей предлагается:

•Снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

•Выравнивание налогового бремени между субъектами хозяйствования различных форм собственности и отраслей;

•Упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие  системы  электронного налогового декларирования;

•Повышение эффективности управления государственными финансами;

•Совершенствование  системы  управления  долгом  в  органах местного управления и самоуправления;

•Унификация налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения [12, с.22].

Основу налоговой системы, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на потребление (НДС и акцизы), налога на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. ЭТО всего 5-6 обязательных платежей для обычного плательщика. Их уплата будет осуществляться ежеквартально, а налоговые декларации подаваться преимущественно ежегодно (исключение будут составлять только платежи в Фонд социальной защиты населения, по которым пока сохраняется ежемесячный способ уплаты).

Информация о работе Сущность, цели и основные типы фискальной политики