Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:22, реферат
Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.
Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объёма государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Отличительными особенностями дискреционной политики являются прерывность временных интервалов ее применения и сознательность применяемых мер. Дискреционная фискальная политика применяется, например, как факторное воздействие на торможение возможных инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюктуры: прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.
Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
К числу встроенных стабилизаторов обычно относят подоходный налог, косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и др.), пособия по
безработице и социальные выплаты. Они автоматически регулируют размеры отчислений в виде налогов или поступлений в виде трансфертных платежей в зависимости от доходов или циклических колебаний в экономике. Их не следует смешивать с такими элементами функционирования механизма рыночной экономики, как гибкость продовольственных цен, формирование рыночного спроса, политика индексации доходов и т.д. Вследствие действия такой политики налоговые поступления государству, как и доход домашних хозяйств, увеличиваются во время экономического роста, но ограничиваются или стабилизируются в период спада, роста инфляции и безработицы. С помощью «стабилизаторов» на стабильном уровне поддерживаются социальные выплаты.
Встроенные стабилизаторы уменьшают, но не устраняют колебания национального дохода, поэтому их действие может дополняться мероприятиями дискреционной фискальной политики.[2,с.63]
Разберем механизм действия автоматических стабилизаторов экономики на примере ставки пропорционального (подоходного) налога. Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним следует падение совокупного спроса до , а это через мультипликатор вызовет в свою очередь еще большее падение равновесного уровня ВВП до .
Однако такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога t. Снижение налоговой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается MPC и уменьшается величина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t.
Е
0
У
Рис. 1.1 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП
Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня , затем подниметься (развернеться под более крутым углом) вверх до уровня , так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным. [7, с.117-118]
Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и не инфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.[8, с.459]
Недостаток автоматической фискальной политики состоит в том, что она позволяет лишь сглаживать последствия циклических колебаний в экономике и политике доходов, но не устраняет их причины. [2, с.63]
Таким образом, фискальная политика-это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных рычагов, выполняющая ряд целей: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, стимулирование малого и чистого экспорта.
2. Сдерживающая
и стимулирующая фискальная
В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую. В зависимости от фазы цикла, в которой находиться экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику – её основные виды. Что касается методов этой политики, то они определяются в зависимости от того, какая цель государственного развития признаётся авторитетной – стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном.
Стимулирующая фискальная политика применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства.
Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате светывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства.[7,c.96-97]
ВВП
Рис. 2.1 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Если экономическая система находиться в состоянии спада, возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, для обеспечения которой правительство прибегает к поощрению расходов и повышению реального объёма выпуска ВВП. Для этого используется модель сбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения.
В механизм равновесного состояния между ними вклинивается государство, стимулируя либо совокупный спрос, либо совокупное предложение посредством активизации государственных расходов. Благодаря этому, развивается спрос и растет национальный доход, а значит, увеличиваются сбережения и активизируются инвестиции. Такая стимулирующая политика эффективна в период спада экономики.
AS
0
W У
N
Рис.2.2 Стимулирующая фискальная политика
Предположим, что государство в целях преодоления экономического спада увеличивает расходы на некоторую величину N. В результате эффективный спрос возрастает от значения до .Величина эффективного спроса проецируется на графике производственной функции , посредством чего определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса также сдвинется вправо с до , а это, в свою очередь, вызовет рост спроса на труд, а значит, и рост занятости населения с до (при неизменном предложении труда). Вследствие этого в экономике будет наблюдаться оживление экономической активности при некотором росте цен (от 0 до ).
Будет достигнуто новое равновесие в точке , но оно будет устойчиво только в краткосрочном периоде и будет корректироваться с равновесием в долгосрочном периоде с учетом роста цен. Вследствие этого кривая начнет двигаться от начала координат, и занятость будет убывать, а положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий начнут пропадать.
Свои подходы к стимулирующей роли фискальной политики имеют монетаристы. В отличие от кейнсианцев, придающих особое значение количеству находящихся в обращении денег, монетаристы отдают предпочтение портфельным активам, при этом к последним они причисляют не только акции, облигации и другие ценные бумаги, но и реальный капитал: предметы потребления длительного пользования, человеческий капитал, научные идеи, изобретения и т.д.
Механизм воздействия портфельных активов на рыночную конъюнктуру строиться следующим образом. Допустим, что для покрытия дефицита государственного бюджета государство прибегает к эмиссии облигаций. Получив их в свое распоряжение, субъекты хозяйствования воспринимают их, во-первых, как собственное дополнительное имущество; во-вторых, как внешний элемент, нарушающий ранее сложившуюся оптимальную структуру портфельных активов. Это двоякое восприятие государственных долговых средств вызывает у предпринимателей двоякого рода ответные действия, проявляющиеся как эффект имущества и эффект субституции.
Эффект имущества состоит в том, что хозяйствующие субъекты воспринимают государственное облигации как собственное дополнительное имущество, начинают увеличивать свои потребительские расходы, ориентируюсь на совокупную величину своего имущества, а это приводит к росту совокупного и национального дохода. Таким образом, эффект имущества оказывает положительное стимулирующее воздействие не только на отдельные структурные звенья, но и на всю экономику страны.
Обратим внимание на эффект субституции. К моменту выпуска в обращение государственных облигаций государственных облигаций на рынке уже имеют хождение ранее выпущенные облигации, поэтому вновь выпущенные будут положительно восприняты только в том случае, если процентные выплаты по ним окажутся выше выплат по ранее выпущенным облигациям. Значит, рост процентной ставки по вновь выпущенным облигациям становиться объективной необходимостью. Но в доходах субъектов хозяйствования все взаимоувязывается: рост процентной ставки по облигациям неизбежно повлечет за собой повышение доходности по акциям (дивидендов), что равносильно снижению спроса на реальный (физический) капитал и, следовательно, сократиться спрос на инвестиции. Значит, эффект субституции приводит к понижающему воздействию на совокупный спрос и национальный доход общества. С этой точки зрения практика дополнительного выпуска облигаций нежелательна.
Можно сделать заключение, что эффект имущества и эффект субституции действуют в противоположных направлениях. При их оценке следует исходить из того, какое из указанных действий окажется сильнее и как будет строиться взаимосвязь внутри портфельных активов, между облигациями и акциями. От этого будет зависеть эффективность фискальной политики.
Е
В
0 45°
Рис.2.3 Налоговый мультипликатор
На рисунке 2.3 по горизонтальной оси отложены значения равновесного дохода; по вертикали – расходы; на биссектрисе угла обозначены точки равновесия между доходами и расходами; линии и характеризуют заданное значение автономного налога; отрицательное значение прироста налога $Т показывает, что автономный налог понизился, а не повысился.
Уменьшение автономных налогов на величину Т увеличит на эту же величину располагаемый доход и потребление возрастет на величину mpc*$ Т. График совокупных плановых расходов сдвинется вверх на величину прироста потребления, равную mpc*$T.
Макроэкономическое равновесие на рынке благ сместится из точки А в точку В, а национальный доход возрастет с до на величину %У.
Увеличение налогов вызовет обратный эффект.
Налоговый мультипликатор есть отношение изменения объема производимой продукции (дохода) к изменению автономных налогов.[2, с.56-60]
Мировой экономический кризис, начавшийся несколько лет назад, стал причиной повышения уровня безработицы, снижения уровня жизни населения, огромного роста инфляции, резких колебаний курса валют. Все это обусловило пересмотр политики многих государств, в том числе и фискальной.
Российская Федерация проводит стимулирующую фискальную политику. Это связано с проведением выборов в Думу и Президентских выборов.
Однако, действия проводимые правительством РФ могут спровоцировать рост инфляции. Вероятно, потребуется дополнительное ужесточение, чтобы вернуть экономику на путь роста. Для анализа рассмотрим налоговые доходы и государственные расходы РФ.
Таблица 2.1 Налоговые доходы в консолидированном бюджете РФ (в % от ВВП)
2008 |
36.33% |
2009 |
30.09% |
2010 |
27.4% |
2011 |
28.95% |
Информация о работе Сущность, цели и основные типы фискальной политики