Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:22, реферат
Главной задачей налогового регулирования является устранение недостатков рыночной стихии путем государственного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечение стабильного экономического роста и занятости, сглаживание циклических колебаний в экономике.
Как мне кажется, было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.
Что касается подоходного налога, то следует установить так называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, чтобы исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций.
А так же необходимо отменить все сборы и отчисления в различного рода фонды, взимаемые непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг.
Реализация указанных направлений бюджетно-налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4%, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5% от ВВП [12, с.22].
В результате, за 2006-2010 гг. в
Беларуси были предприняты реальные шаги
по снижению налоговой нагрузки. Об этом
свидетельствует отмена следующих налоговых
платежей: чрезвычайный налог и отчисления
в государственный фонд содействия занятости,
сбор в республиканский фонд поддержки
производителей сельхозпродукции, продовольствия
и аграрной науки, налог на приобретение
автотранспортных средств. А еще несколько
местных налогов: за торговлю на территории
соответствующих административно-
Таким образом, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой нагрузки), если мы хотим попасть в 30-ку стран с наилучшим бизнес-климатом.
В свою очередь, в
перспективе 3-4 лет необходимо попасть
в число 50 стран с наиболее
благоприятной налоговой
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы планируется провести ряд мероприятий для улучшения налоговой системы Республики Беларусь.
Целью данных мероприятий является стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита государственного долга страны на экономически безопасном уровне.
Были поставлены следующие задачи снижение налоговой нагрузки до 26 процентов к ВВП в 2015 году, повышение эффективности бюджетных расходов; повышение в ближайшее время рейтинга отечественной налоговойсистемы в исследовании Всемирного банка ”Ведение бизнеса“ до не менеечем 70 места;оптимизация структуры бюджетных расходов с ориентацией надостижение конкретных результатов, концентрация бюджетных средствна приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, налоговое стимулирование инноваций; уменьшение дефицита консолидированного бюджета с 2,6 процента в 2010 году до 1,5 процента к ВВП в 2015 году; создание эффективной системы управления государственным долгом.
Поставленные цели будут достигаться с помощью следующих механизмов: уменьшение налоговой нагрузки, включая снижение на 2 –4 процентных пункта ставки налога на прибыль и рассмотрение вопроса о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, введение механизма переноса убытков на будущие прибыли, сокращение количества налоговых льгот и (или) повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения; улучшение структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран, в том числе совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, увеличение срока документального подтверждения вывоза товаров за пределы РеспубликиБеларусь с 60 до 180 дней для целей применения ставки 0 (ноль) процентов по НДС, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога; снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы ”Расчет налогов“, максимальное привлечение плательщиков к системе электронного декларирования за счет снижения ее стоимости и расширения перечня предоставляемых сервисов; сближение национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности с международными стандартами, сокращение количества обязательных к применению форм первичных учетных документов и заполняемых в них реквизитов, формирование общественно значимыми организациями финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности начиная с 2012 года; внесение изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь в части уточнения норм среднесрочного финансового планирования, в том числе норм, позволяющих внедрить в практику работы программно-целевой метод бюджетного планирования; проведение в первом полугодии 2011 г. ревизии государственных программ в целях сокращения их финансирования; разработка среднесрочных финансовых программ при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы (в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов); создание Банка развития в целях совершенствования механизма финансирования государственных программ и обеспечения структурных реформ в экономике; развитие финансовой самостоятельности регионов всех уровней путем изменения схемы распределения поступлений налога на доходы и налога на прибыль между республиканским и местными бюджетами; оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетом секторе, переход от содержания бюджетной организации к оплате ее услуг, расширение спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование.
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь имеет ряд недостатков, которые необходимо устранить для улучшения бизнес-климата в стране, а также для улучшения позиции Республики Беларусь в мировых рейтингах. Для достижения этих целей Правительство РБ разработало программу, в соответствии с которой проводиться ряд мероприятий по улучшению налогово-бюджетной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были описаны сущность, цели, виды и основные типы фискальной политики. В работе так же была освещена и налоговая система Республики Беларусь. Налоги для государства являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сущность любой экономической категории раскрывается посредством функций. В числе налоговых функций выделяют: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и контрольную.
Что касается налоговой системы, то она представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания. Вообще, задачи налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства (в качестве «встроенных амортизаторов»); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ. Для эффективного функционирования налоговой системы следует устанавливать налоговые ставки на приемлемо низком уровне, чтобы налогоплательщику было выгоднее полностью рассчитаться с государством.
Поэтому, при разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций. Следует ясно осознавать, либо мы ставим во главу кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.
Что касается Республики Беларусь, то в ней закончилась налоговая реформа, которая обеспечила закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Цель преобразований в налоговой сфере состояла в снижении налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Хотелось бы добавить, что в настоящее время Республика Беларусь находится на 183-м месте (последнем), по количеству взимаемых налогов и сборов. В нашей республике достаточно тяжело платить налоги, поэтому, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой нагрузки).
Для этого необходимо оставить 3-4 платежа, сроки уплаты налогов должны быть приемлемыми для налогоплательщиков, а так же необходимо ввести не прогрессивные, а регрессивные ставки налога на прибыль. Что не сократит поступления в бюджет, так как сумма платежей будет определяться величиной налогооблагаемой базы. Возможно, в ближайшем будущем нам удастся попасть в 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой.
Таким образом, совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решать практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться, и приведет к более легкой системе налогообложения, что и необходимо для населения нашей республики. Ведь главная цель социально-экономического развития – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.
Список литературы:
1.Базылёв, И.И. – Макроэкономика/ И.И. Базылёв – Минск: Современ.школа., 2007 – 288с.
2.Базылёв, И.И. – макроэкономика в таблицах и схемах: учеб.пособие/ И.И. Базылев, М.И. Базылева – Минск: Современ.школа, 2010-144с.
3.Ганаго, А.Особенности налогообложения в 2010 году// Налоговый вестник - №2, 2010,с.90
4.Казанская, А.Ю. Каковы принципы
построения налоговой системы? [Электронныйресурс]–
2007 – Режим доступа:http//www.aup.ru/
5.Лосич,Павел.Налоги:что нового
в 2010 году?/П.Лосич//ЗАРЯ:
6.Макроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Л.И.Новикова [и др.]-Минск:БГЭУ, 2007-с.415
7.Макроэкономика: учебное пособие для студентов./Т.С.Алексеенко[и др.] пол редакцией Л.П.Зеньковой – Минск:ИВЦ Минфина, 2009 – с.380
8.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие – М.:ГУ ВШЭ,. 2002 – с.512
9.Мельникова, Наталья. Оценка эффективности системы налогообложения/ Вестник ассоциации белорусских банков: еженедельный инф.-аналитический и научно-практический журнал – 2009-№36 – с.25
10. Муха, А. Как Беларусь выглядит в международных рейтингах / А. Муха // Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://news.tut.by/157893.html – Дата доступа: 27.04.2011.
11. Программа социально-
12. Программа социально-
13. Финансы Республики Беларусь: статистический сборник – Минск,2011 –с.611
14. Финансы Республики Беларусь: статистический сборник – Минск, 2007- с.670
15. Шимов В. Н., Богданович А. В., Александрович Я. М.; под ред. Шимов В. Н. / Национальная экономика Беларуси: учебник. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751с.
16.[Электронный ресурс] – 2011- Режим доступа: http:www.news. finance.ua/ru/ H/0/all/2010/11/09/216275 - Дата доступа:26.04.2012
17.[Электронный ресурс] – 2011- Режим доступа: http: www.auditors.by/
publications/1751- Дата доступа:23.04.2012
18. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru
/indicators/gross.php - Дата доступа:23.04.2012
19.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.nalog.by/reference
/nagruzka/ - Дата доступа:26.04.2012
20. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://government.by/upload/
Информация о работе Сущность, цели и основные типы фискальной политики