Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:01, контрольная работа
Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.
Введение
1.Внешняя политика. Сущность и содержание внешней политики………………………………
2.Цели и функции осуществления внешней политики…………………………………………….
3.Средства внешней политики………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………..
Содержание
Введение
1.Внешняя политика. Сущность
и содержание внешней политики…
2.Цели и функции
3.Средства внешней политики………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Любое национальное государство
представляет собой часть человеческого
общества и не может развиваться
вне связи с другими странами
и народами. Следует отметить, что
связи весьма разнообразны и регулируются
как в рамках каждой отдельной
страны, так и в международном
масштабе. Из этого следует, что любое
суверенное государство осуществляет
не только внутреннюю, но и внешнюю
политику, которая выступает как
элемент политического
Очевидно, что внешняя политика представляет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.
На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.
Так как в современности
связи между странами всё более
расширяются, вопрос проведения подходящей
для каждого конкретного
Цель данной работы - проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение, осуществление следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики.
1.Внешняя политика. Сущность и содержание внешней политики.
Главным средством реализации
отношений государств в мировом
сообществе является внешняя политика.
Под внешней политикой
Внешняя политика –
деятельность государства на
международной арене,
Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.
Наличие устойчивых каналов
связи с зарубежными партнерами
позволяет государству
В последнее время противоречия глобального развития заставили цивилизованных участников международной жизни уделять все больше внимания вопросам предотвращения ракетно-ядерной войны; организации превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации; предотвращению техногенных катастроф и сотрудничеству в целях скорейшей ликвидации их последствий; борьбе с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий её загрязнения.
В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью; министерства иностранных дел (или внешних сношений) и, соответственно, парламентские комитеты по вопросам внешней политики; посольства и представительства, в составе которых нередко работают специалисты по военным вопросам, организаторы системы доверенных лиц и агентов (резиденты разведки и контрразведки), специалисты по вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества; научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств по относительно самостоятельным программам официальные и полуофициальные миссии (например, «Корпус мира» в США) и др.
Большое значение для
формирования
Внешняя политика преломляет
и отражает в постановке своих
целей, в выборе средств и
методов внутриполитическую
Сущность политики внутренней
и внешней во многом совпадает, так как
определяется социально-экономической
и политической природой государства.
Различно у них содержание, так как в значительной
мере зависит от среды реализации. Утверждение,
что внутренняя политика определяет внешнюю
основано на признании главной роли общественных
отношений. Однако в реальной деятельности
государства между двумя направлениями
нет зафиксированного соподчинения. Известны
следующие варианты взаимодействия: внешняя
политика служит внутренним целям (например,
создание внешних благоприятных условий
для реформирования экономики); подчинение
внутренней политики внешним целям (например
милитаризация общества с экспансионистскими
целями); внешняя политика служит средством
отвлечения внимания народа от внутренних
проблем (например, спланированная провокация
с целью обострить международную обстановку).
Внутренние отношения определяют развитие
внешней политики в целом, как основную
тенденцию. Отклонение зависит от субъективного
фактора и места государства в системе
международных отношений. Субъективный
фактор включает состояние общественного
сознания (господствующая идеология, исторические
и культурные традиции народа) и особенности
личности руководителя (политико-идеологические,
социально-культурные, психологические).
Господствующая идеология обосновывает
внешнеполитический курс. Исторически
традиции формируют отношения к народам.
Культурные традиции утверждают в обществе
моральные нормы международных отношений.
Этнопсихология определяет особенности
поведения народа. Особая роль принадлежит
руководителю государства. Он может придать
внешнеполитическому курсу гибкость и
реалистичность или авантюризм и волюнтаризм.
Проводя свою внешнюю политику, государство
выступает и как субъект международных
отношений. Поэтому их характер оказывает
значительное влияние на содержание самой
политики. Первейшее значение имеют отношения
с соседними государствами. Когда они
враждебные, то усложняются вопросы безопасности,
создаются трудности в развитии внешних
связей. Принадлежность к определенному
блоку повышает военно-политический потенциал
страны, но обязывает координировать свой
внешнеполитический курс. Степень интегрированности
в международные структуры свидетельствует
о наличии каналов для проведения эффективной
политики.
Внешняя политика определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что "у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы". Именно понятие "национально-государственный интерес" является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений.
Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями “национальный” и “государственный” интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.
Внешнеполитическая
Национальные интересы -
общие потребности всего
Таким образом, сущность внешней
политики современного государства
определяется национально-государственными
интересами, которые обусловлены
характером социально-экономических
и политических отношений. Содержание
же конкретного
2.Цели и функции
осуществления внешней
С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны её цели и функции.
Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также её граждан за границей и в международных делах. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.
Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства в лице его специальных органов и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.
Важнейшей задачей внешней
политики государства является усиление
его экономического и политического
потенциала. От внешней политики и
положения государства на международной
арене зависит и экономическое
развитие страны, и его политическая
стабильности. Внешняя политика должна
способствовать эффективному функционированию
экономики, росту благосостояния общества.
Поэтому в её задачи входит обеспечение
для государства более
Информационно-
Информация о работе Сущность, цели и функции внешней политики