Сущность, цели и функции внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Оглавление

Введение
1.Внешняя политика. Сущность и содержание внешней политики………………………………
2.Цели и функции осуществления внешней политики…………………………………………….
3.Средства внешней политики………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 46.24 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Внешняя политика. Сущность  и содержание внешней политики………………………………

2.Цели и функции осуществления  внешней политики…………………………………………….

3.Средства внешней политики………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………………………….. 

Введение

Любое национальное государство  представляет собой часть человеческого  общества и не может развиваться  вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что  связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной  страны, так и в международном  масштабе. Из этого следует, что любое  суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю  политику, которая выступает как  элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Очевидно, что внешняя  политика представляет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные  отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных  и других связей и взаимоотношений  между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными  религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Так как в современности  связи между странами всё более  расширяются, вопрос проведения подходящей для каждого конкретного государства  внешней политики становится всё  более актуальным,

Цель данной работы - проанализировать внешнюю политику как элемент  политического процесса. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение, осуществление следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым  сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой  страны для осуществления внешней  политики.

 

 

 

1.Внешняя политика. Сущность и содержание внешней политики.

Главным средством реализации отношений государств в мировом  сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных  делах. Она призвана регулировать отношения  данного государства с другими  государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с  его национальными интересами и  целями, осуществляемыми различными средствами и методами.

 Внешняя политика –  деятельность государства на  международной арене, регулирующая  отношения с другими субъектами  внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями  и иными общественными организациями,  всемирными и региональными международными  организациями. Внешняя политика  опирается на экономический, демографический,  военный, научно-технический и  культурный потенциалы государства;  сочетание последних определяет  возможности внешней политики  деятельности государства на  тех или иных направлениях, иерархию  приоритетов в постановке и  реализации внешнеполитических  целей.

Формой традиционного  осуществления внешней политики является установление дипломатических  отношений между государствами; открытие представительств государства  при всемирных  и региональных международных организациях или  членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными  политическими партиями и другими  общественными организациями; осуществление  и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов  с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических  отношений или дружественных  связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие устойчивых каналов  связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить  сочетание методов и средств  внешнеполитической деятельности: осуществление  регулярного обмена информацией, обмен  визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального  и секретного характера; способствование  развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и  блокированию аналогичных возможностей других; (по тем или иным направлениям) подготовка и осуществление частичной  или полной блокады; подготовка к  войне и обеспечение благоприятной  для ведения военных действий внешнеполитической обстановки и т.д.

В последнее время противоречия глобального развития заставили  цивилизованных участников международной  жизни уделять все больше внимания вопросам предотвращения ракетно-ядерной  войны; организации превентивных мер  по предотвращению локальных конфликтов и их локализации; предотвращению техногенных  катастроф и сотрудничеству в  целях скорейшей ликвидации их последствий; борьбе с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды  и ликвидации источников и последствий  её загрязнения.

В государственных структурах подавляющего большинства современных  государств существуют специализированные органы по осуществлению внешней  политики и контролю за этой деятельностью; министерства иностранных дел (или  внешних сношений) и, соответственно, парламентские комитеты по вопросам внешней политики; посольства и представительства, в составе которых нередко  работают специалисты по военным  вопросам, организаторы системы доверенных лиц и агентов (резиденты разведки и контрразведки), специалисты по вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества; научные  и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и  представительств по относительно самостоятельным  программам официальные и полуофициальные  миссии (например, «Корпус мира»  в США) и др.

 Большое значение для  формирования внешнеполитического  курса имеет теория внешней  политики. На её основе разрабатываются  наиболее эффективные механизмы,  методы и средства достижения  внешнеполитических целей. Она  обеспечивает определенные рамки  планирования и координации внешнеполитических  мероприятий, а также совершенствования  методов принятия решений.

 Внешняя политика преломляет  и отражает в постановке своих  целей, в выборе средств и  методов внутриполитическую ситуацию  в государстве; опирается на  ресурсы, имеющиеся у него, на  его кадровый потенциал. Её  нельзя рассматривать оторвано  от внутренней политики государства. 

Сущность политики внутренней и внешней во многом совпадает, так как определяется социально-экономической и политической природой государства. Различно у них содержание, так как в значительной мере зависит от среды реализации. Утверждение, что внутренняя политика определяет внешнюю основано на признании главной роли общественных отношений. Однако в реальной деятельности государства между двумя направлениями нет зафиксированного соподчинения. Известны следующие варианты взаимодействия: внешняя политика служит внутренним целям (например, создание внешних благоприятных условий для реформирования экономики); подчинение внутренней политики внешним целям (например милитаризация общества с экспансионистскими целями); внешняя политика служит средством отвлечения внимания народа от внутренних проблем (например, спланированная провокация с целью обострить международную обстановку). 
Внутренние отношения определяют развитие внешней политики в целом, как основную тенденцию. Отклонение зависит от субъективного фактора и места государства в системе международных отношений. Субъективный фактор включает состояние общественного сознания (господствующая идеология, исторические и культурные традиции народа) и особенности личности руководителя (политико-идеологические, социально-культурные, психологические). Господствующая идеология обосновывает внешнеполитический курс. Исторически традиции формируют отношения к народам. Культурные традиции утверждают в обществе моральные нормы международных отношений. Этнопсихология определяет особенности поведения народа. Особая роль принадлежит руководителю государства. Он может придать внешнеполитическому курсу гибкость и реалистичность или авантюризм и волюнтаризм. Проводя свою внешнюю политику, государство выступает и как субъект международных отношений. Поэтому их характер оказывает значительное влияние на содержание самой политики. Первейшее значение имеют отношения с соседними государствами. Когда они враждебные, то усложняются вопросы безопасности, создаются трудности в развитии внешних связей. Принадлежность к определенному блоку повышает военно-политический потенциал страны, но обязывает координировать свой внешнеполитический курс. Степень интегрированности в международные структуры свидетельствует о наличии каналов для проведения  эффективной политики.

Внешняя политика определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что "у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы". Именно понятие "национально-государственный интерес" является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений.

Поскольку государства являются основными субъектами международных  отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка  зрения, согласно которой понятие  национальной и государственной  безопасности тождественны. Однако между  этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между  понятиями “национальный” и “государственный”  интерес. При определённых обстоятельствах  национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной  поддержки со стороны общества и  поэтому обречена на неудачу. Кроме  того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут  стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

Национальные интересы - общие потребности всего общества: безопасность и целостность государства  как целостной социально-экономической, национально-культурной и исторической общности, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних  условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Понятно, что приоритетным для государства  должны быть национальные интересы. Их осознание и определение в  качестве целей государственной  политики, деятельность по их осуществлению - одно из условий построения современного демократического государства. В субъективном значении понятие "национальный интерес" имеет идеологическую трактовку  в зависимости от режима, проводимого  курса. Возможности осуществления  интересов зависят от наличия  средств соответствующего воздействия  на международную систему.

Таким образом, сущность внешней  политики современного государства  определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены  характером социально-экономических  и политических отношений. Содержание же конкретного внешнеэкономического курса зависит как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных отношений  и субъективного  фактора. 
 

 

2.Цели и функции  осуществления внешней политики.

 

С особенностями внешней  политики как особой сферы деятельности государства связаны её цели и  функции.

Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение  его безопасности, охранительная  функция. Она связана с охраной  и защитой прав и интересов  данной страны, а также её граждан  за границей и в международных делах. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.

Эффективная реализация данной функции зависит от способности  государства в лице его специальных  органов и институтов выявлять и  определять потенциальные источники  угрозы и опасности, не допускать  нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для  этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

Важнейшей задачей внешней  политики государства является усиление его экономического и политического  потенциала. От внешней политики и  положения государства на международной  арене зависит и экономическое  развитие страны, и его политическая стабильности. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в её задачи входит обеспечение  для государства более выгодного  участия в разделении труда, поиск  более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более  выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Итак, внешняя политика выполняет также экономическую  функцию.

Информационно-представительская  функция внешней политики находит  своё выражение в деятельности соответствующих  органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

Информация о работе Сущность, цели и функции внешней политики