Сущность, цели и функции внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Оглавление

Введение
1.Внешняя политика. Сущность и содержание внешней политики………………………………
2.Цели и функции осуществления внешней политики…………………………………………….
3.Средства внешней политики………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 46.24 Кб (Скачать)

 Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государства на мировой арене, координации усилий по решению глобальных проблем.

Идеологическая функция  заключается не только в пропаганде преимуществ своей системы, а  и в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных, цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.

Регулирующая функция  внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе  политических связей. Особую роль в  реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней  политики: министерств иностранных  дел, посольств, консульств.

В дополнение к вышеназванным  функциям внешней политики учёный-политолог  БГЭУ А.Н. Егоров добавляет также  интеграционную функцию, которая является наиболее общей из всех вышеуказанных. Она выражается в том, что посредством  международных отношений обеспечивается существование международного сообщества как сложного, противоречивого единства; причём, такого единства, неотъемлемыми свойствами которого на современном этапе является политика и политические отношения, т. е. интеграционные взаимодействия, организующие международное сообщество во всемирную систему, носят не только экономический, научно-технический, коммуникационный, но и главным образом политический характер.

Реализация современным  государством внешнеполитических функций  осуществляется на правовой основе. Обычно Конституция определяет полномочия трех ветвей власти в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений, порядок их взаимодействия. Это позволяет избегать чрезмерной концентрации власти во внешнеполитической сфере, предупреждает субъективизм и волюнтаризм во внешней политике, делает её прогнозируемой и подконтрольной общественности. Главную роль в проведении внешней политики выполняет дипломатическое  ведомство - министерство иностранных  дел. Сфера его деятельности - двухсторонние  отношения, международные организации  и форумы, разрешение крупных международных проблем.

Во внешней политике государство  исходит из реальных условий, реагирует  на них, используя различные средства. В результате внешнеполитическая деятельность приобретает определенные виды и  формы. Выделяют следующие виды внешней  политики: пассивная (приспособление к  международной конъюнктуре); агрессивная (стремление принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства); активная (интенсивный  поиск равновесия между внутренней и внешней политикой); консервативная (охрана достигнутого ранее положения). Форма выражает содержание в конкретных системно-структурных условиях. Каждый исторический этап имеет свой набор функциональных форм. К ним относят нейтралитет, политику союза, равновесия сил, изоляционализма, балансирования.

Истории известны два основных метода внешней политики - дипломатия и война. Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их решения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.

Принято считать, что в  современном мире государства прибегают  к войне как к средству обеспечения  своих национальных интересов лишь, в крайнем случае, когда все  другие средства не дали положительного результата. В большинстве случаев  государства предпочитают решать возникшие  между ними споры и конфликты  за столом переговоров, путем взаимного  сотрудничества и согласия. Поэтому  конфликт и консенсус, т.е. согласие, сменяя, и пронизывая друг друга, обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества.

Интенсивность конфликтов и  устойчивость согласия зависят от конкретной ситуации в мире, которая создает  собственный расклад социальных и политических сил, экономических, военно-политических и иных факторов. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.

Таким образом, эффективность  осуществления внешнеполитических функций обеспечивается конституционно-правовой основой: выбором формы внешней  политики, адекватной геополитическому положению, потенциалу и характеру  международной системы; дипломатическими методами, основанными на балансе  интересов.

 

 

3.Средства внешней  политики

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется  различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в. В России Посольский приказ, задачей которого являлось установление и осуществление связей с другими государствами, был создан в VI в. Постепенно он был преобразован в министерство иностранных дел.

 Во времена средневековой раздробленности этот вид деятельности был заменен грызней феодалов, напоминавшей бандитские разборки. Постепенно политическая деятельность в межгосударственных отношениях возрождается в период становления абсолютистских монархий и империй. В этот период дипломатия носит сугубо кабинетный характер, доступный обозрению очень ограниченного круга лиц. Существующий традиционный вид дипломатии дополняется секретной дипломатией. Нет, это не "секретные миссии" нелегалов. Они приезжают и убывают открыто, но их деятельность - не для широкой публики. Примером может служить дипломатия бывшего канцлера кайзеровской Германии фон Бюлова в Италии в годы первой мировой войны, когда центральные державы желали получить в свои ряды Италию, но там же работали с тайными миссиями дипломаты стран Антанты. В предвоенные годы Англия и Франция, с одной стороны, Германия - с другой, вели тайную дипломатию против СССР, что делал и Советский Союз в отношении Англии и Франции, договариваясь с Германией. В годы второй мировой войны бывший канцлер Германии фон Па-пен выполнял аналогичную миссию в Турции. Германский посол в Японии в те же годы пытался подтолкнуть Японию к нападению на СССР. Что-то среднее между тайной дипломатией и традиционной можно было усмотреть в деятельности, например, Эгона Бара, когда он обсуждал с А.А.Громыко с глазу на глаз новые подходы ФРГ в отношении СССР, то, что потом было названо "новой восточной политикой" Вилли Брандта. Или челночная дипломатия Генри Киссинджера, когда США в период президентства Никсона пытались разыграть "китайскую карту" против СССР.

В современном мире дипломатические  отношения составляют основную форму  поддержания официальных отношений  между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом международных  отношений является взаимность. В  соответствии с ним государства  должны строить отношения друг с  другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.

Поэтому дипломатические  отношения между государствами  устанавливаются и регулируются по взаимному  согласию в соответствии с нормами международного права  и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать укреплению связей между  государствами, разрешению возникающих  между ними проблем на взаимоприемлемых условиях. Сам факт их установления служит свидетельством международно-правового  признания вовлеченными государствами  друг друга. Особо важное значение, с точки зрения установления дипломатических отношений между государствами, имеет взаимное фактическое и юридическое их признание.

Для реализации дипломатических  отношений создаются специальные  внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство и иные. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права.

Это, прежде всего, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия  для вступления в регулярные дискуссии  и переговоры с представителями  других стран. В её задачу входит продвижение  интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью  нормальных дипломатических каналов  и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов  невоенного характера, применяемых  с учетом конкретных условий и  характера решаемых задач. Её осуществление  входит в задачу глав государств и  правительств, министров иностранных  дел, дипломатических представительств за рубежом и т.д.

Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения  переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных  конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит  в регулировании экономических, политических и иных отношений между  государствами. Дипломаты разрабатывают  и устанавливают соглашения о  торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т.д.

Дипломатам приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников. Защита прав человека и  многие другие.

Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать  друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры, призванных регулировать отношения  между ними. Поэтому эти отношения  регулируются разного рода двух- и  многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств.

В наиболее очевидной форме  сотрудничество между государствами  проявляется в двух- и многосторонних договорах и союзах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами  по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или  политической сфере. Договоры имеют  те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут  варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя  дружественными странами до сложных  договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя  и более великими державами.

В современном мире большинство  важных договоров – это, как правило, торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности между различными странами. Наиболее типичным примером многостороннего международного соглашения является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит комплекс, или свод, правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участниками. Это соглашение подписано в Женеве представителями 23 стран и вступившее в силу 1 января 1948 г., представляет одновременно международную организацию для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам.

После второй мировой войны  важное место в международной  политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые  стали составной часть международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной  веры и т.д. Примером таких актов  служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей.

 Роль экономических средств во внешней политике страны зависит от многих обстоятельств. В условиях традиционного общества - натурального хозяйства - государство самообеспечено, если только оно не обнесено крепостными стенами, когда его жизнедеятельность может обусловливаться действиями враждебной армии. С развитием производства, разделением труда, расширением обмена эта зависимость от внешних- рынков росла, но не была столь важной в условиях индустриального общества, когда складываются основы международного рынка. Первой попыткой принудить страну к капитуляции экономическими средствами была континентальная блокада, предпринятая Наполеоном Бонапартом в период могущества его империи. Тогда к этой блокаде присоединилась и Россия. Английские предприниматели терпели убытки, и промышленность страны находилась в критическом состоянии, поскольку основным покупателем английских товаров являлся Европейский континент. Но значительный ущерб был нанесен и самой Европе, ее промышленности, особенно французской, поскольку, несмотря на подобный протекционизм, она не смогла производить товары, даже близкие по качеству английским. Первая мировая война позволила Антанте опробовать блокаду на Германии. Во второй мировой войне уже Германия своим подводным флотом могла привести Англию к экономической катастрофе.Сырье, энергоносители, пути сообщения ценятся, как и прежде, но доминирующую роль играют наукоемкие производства, использующие автоматику и робототехнику не столько как способ облегчения человеческого труда и повышения его производительности, сколько как насущную потребность технологического процесса, где человеческие способности и навыки не могут соперничать с машиной. Ограничить доступ той или иной страны на международный рынок, к современным технологиям и системам организации производства - прямой способ поставить ее в невыгодное положение, способствовать ее отставанию или тратить ресурсы на изобретение того, что уже есть. В первый послевоенный период США решали, по существу, количественную задачу - замедлить темп восстановления народного хозяйства в СССР и его последующее развитие. Во втором периоде США старались не допустить приобретения Советским Союзом новейших технологий, введя дискриминационные списки так называемых стратегических товаров, координируя свою деятельность со странами НАТО и Японией.

Государство, обладающее сильной  экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной  арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными  и человеческими ресурсами, могут  играть главную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых  технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государством служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении. Оценки сил государства на рубеже XX и XXI вв. смещаются в сферу информатики, технологии и, как нам представляется, значение технологии в отношениях между государствами будет возрастать.

Информация о работе Сущность, цели и функции внешней политики