Типы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть сущность фискальной политики с точки зрения экономики, а также ее особенности в нашей стране.

Файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 77.96 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Типы фискальной политики»

По дисциплине: макро-микро экономика

 

 

                                                           Выполнила:

студентка группы МПб11-1

                                                                   Насырова Ольга

                                                                Руководитель:

                                                                К.Э.Н., Доцент

  Калмаков А.Е 

 

Иркутск

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В данной курсовой работе мне  хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике  и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и  налоговая сфера, в частности, находятся  ещё в неустойчивой стадии формирования.

В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через бюджетно-налоговую  политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также  каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить  среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства  оказывает большое воздействие  на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

 Экономическая политика  проводится государством посредством  использования находящегося в  его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия  на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Конкретными инструментами  проведения государственной экономической  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, инструменты  фискальной политики, как налоги, государственные  расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих  общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Ныне экономисты самых  различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает  сильнейшее воздействие на любую  экономическую систему.

Цель моей работы - рассмотреть  сущность фискальной политики с точки зрения экономики, а также ее особенности в нашей стране.

При написании работы использовался  материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы. Таких авторов как Агапова  Т.А., Серегина С.Ф., Бугаян И.Р., Бункина М.К., Дорнбуш Р., Ханкевич Л.А., Вахрин П.И., Фишер С., Горский И.В. и других выдающихся авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоритический обзор.

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные  категории, поэтому часто говорят  о бюджетно-налоговой политике. Часто  вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. fiscus - государственная казна и   fiscalis  - относящийся к казне).                              

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования  правительством экономики с помощью  изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального  объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и  достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Цели фискальной политики



  


 

Достижение высокого уровня занятости  и умеренных темпов инфляции


Стабилизация темпов экономического роста


Сглаживание колебаний экономического цикла



 

 

 

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  финансовых методов экономическая  наука различает два типа фискальной политики государства:

- дискреционную;

- недискреционную.

Типы фискальной политики




Автоматическая/


 Недискреционная

Дискреционная



 

Пассивная политика.


Необходимые изменения в  уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически

     Активная политика.


Сознательное манипулирование  налогами и расходами


 

 


Инструменты:


- встроенные стабилизаторы:

    - изменения в налоговых   поступлениях,

- пособия по безработице и другие социальные выплаты,

- субсидии фермерам

Инструменты:


- общественные работы,

   - изменение трансфертных платежей,

      - манипулирование            

          налоговыми ставками


 

 

 

 

 

 

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать  влияние на совокупный спрос и  совокупное предложение, воздействуя  тем самым на общую экономическую  конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить  антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических  параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной  политики:

- стимулирующую,

- рестриктивную.

          Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.                                      

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или  политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным  новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной  непрерывно корректировать налоговые  поступления. Это осуществляется автоматически  с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в  увязке ставок налогов с величиной  получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

                                

2.2 Эффективность фискальной  политики

 

 

Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции  правительства на изменения в  экономике.

В данной связи существует несколько препятствий, которые  снижают степень эффективности  применяемой фискальной политики /17/.

Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым  подразумевается промежуток времени  между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень  трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и  существуют некоторые показатели, позволяющие  прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

Во-вторых, существует так  называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента, когда  эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так  много времени на корректировку  фискальной политики, что экономическая  ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство  принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень  цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление  государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих  объектов. Поэтому такие расходы  приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления  коротких спадов в 6-18 месяцев.

Из-за проблем подобного  рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется  на изменение налогов.

Информация о работе Типы фискальной политики