Типы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть сущность фискальной политики с точки зрения экономики, а также ее особенности в нашей стране.

Файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 77.96 Кб (Скачать)

Фискальная политика формируется  на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Как известно, экономическая  стабильность – это не единственная цель государственной политики в  области расходов и налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения  общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

В политических интересах  бюджетный дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что  в обществе в какой-то момент может  возникнуть политическая предрасположенность  к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие  к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно  в политическом плане, так же как  и наращивание государственных  расходов, особенно если избирательные  округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов  обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных  расходов довольно рискованная мера для политиков.

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель –  это вовсе не защита интересов  национальной экономики, а скорее собственное  переизбрание на новый срок. Отдельные  экономисты даже высказывают предположение  о существовании политического  делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что  политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения  максимальной поддержки со стороны  избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее  воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в  поддержку этой политической теории экономического цикла.

Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность  фискальной политики, ее применение позволяет  в той или иной мере сгладить колебания  экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если ею управляют профессиональные специалисты.

По мнению большинства  предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое  установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую  деятельность. Такой фискальный нажим  повлек за собой целый ряд негативных явлений.

Во-первых, оказалась скованной  предпринимательская активность.

Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики.

В-третьих, нестерпимый налоговый  пресс, стимулируя уклонение от налогов  и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

В сложившихся условиях актуализируются  задачи оценки эффективности действующей  системы фискального регулирования  и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество  различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается  в упорядочении и совершенствовании  всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов  по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального  регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Обзор мирового опыта.

Экономическое влияние России сильно сказывается на экономике  Беларуси, так как РФ и РБ являются союзными государствами. Следует хорошо разобраться в том, насколько  стабильна Россия в экономическом  плане, а, на сколько не стабильна. Препятствия экономического роста существуют в любой национальной экономике, в России же их достаточно много. Посмотрим, какую политику проводит правительство РФ по их устранению. Основными компонентами государственной фискальной политики в Российской Федерации являются:

- жесткое ограничение  кассовых непроцентных расходов  лимитами финансирования и роста  доходов, обусловленного ужесточением  налогового администрирования;

- обслуживание внутреннего  и внешнего долга, главным образом,  за счет прямых кредитов Правительству  со стороны Банка России.

Что касается налогов, то в  Российской Федерации трехуровневая  система налогообложения. Налоги подразделяются на:

1.         Федеральные;

2.         Налоги республик в составе России, краев и областей;

3.        Местные налоги.

Можно сказать, что базовые  налоги России: налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, налог  с продаж и единый социальный налог (налог на труд).

С 1 января 2004 года вступил  в силу Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами». Указанный налог теперь взимается  в размере 0,2% номинальной суммы  выпуска, но не более 100 тысяч рублей. Ранее его размер составлял 0,8% номинальной  суммы выпуска.

Налоговая нагрузка на российскую экономику не является чрезмерно  высокой. Более того, по такому показателю, как отношение налогов к ВВП, налоговое бремя в России ниже, чем в странах Евросоюза, хотя и заметно выше, чем в США  и Японии. За последние четыре года этот показатель уменьшился с 35-36% до 29% ВВП. В ближайшие годы налоговую  нагрузку на российскую экономику планируют  снижать на один процентный пункт  ВВП в год. 11 июня 2004 года Госдума  РФ приняла проект федерального закона, который уменьшает максимальную ставку единого социального налога с 35% до 26%.

Названы первоочередные задачи фискальной политики в области расходов:

1)        внедрять  современные методы оценки рациональности  бюджетных расходов и индикаторы  результативности затрат государственных  средств;

2)        разработать  Концепцию реформирования системы  социальных льгот и выплат, предусмотрев  при этом замену большинства  категориальных льгот адресными  формами социальной поддержки  населения и ликвидацию ведомственных  льгот;

3) повышать оплату труда  государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения  конкурентоспособности государственной  службы на рынке труда;

Достаточно высокие темпы  роста показывает Казахстан. Реформы, проводимые в стране можно выразить простой формулой – эффективные  фискальные меры.

Среднегодовые темпы роста  ВВП за последнее время составили 10%. Так, если в 1999 году номинальный ВВП  был 15 млрд. долларов, то в 2003 году – 30 млрд. Предпринимаются меры по снижению налоговой  нагрузки. В частности, снизились  ставки индивидуального подоходного  налога (с 30% до 20%), введена регрессивная шкала ставок социального налога (от 20% до 7%), уменьшен НДС до 14%. Уменьшается  темп инфляции, укрепляется курс национальной валюты.

На Украине предполагалось снижение ставки НДС до 17%. Еще в  марте 2004 года президент Украины  Леонид Кучма поручил правительству  рассмотреть возможность замены налога на добавленную стоимость  другими видами налогов и обеспечить сокращение налога на прибыль предприятий  до уровня не выше 20%. Из всех действующих  налогов НДС легче всего трансформировать так, чтобы он соответствовал принципам  пролиберальной налоговой системы: он действует автоматически, его трудно приспособить для регулирования экономики. Совместное применение НДС, налога на прибыль и подоходного налога с населения нарушает требование одноразового обложения. С 2004 года Украина отказалась от прогрессивного подоходного налога, заменив его единым налогом в размере 13%. Одновременно была снижена ставка налога на прибыль с 30% до 25%, а также введена единая ставка налога на добавленную стоимость в размере 20%.

Президент страны Леонид Кучма  в 2004 году выступал против повышения  ставок фиксированного и единого  налогов для предпринимателей, так  как, по его мнению, это наносит  существенный удар по малому и среднему бизнесу и может стимулировать  его уход в тень.

В налоговом кодексе Грузии число налогов сокращается с 21 до 9. Его главный приоритет –  «фискальная либерализация». Остались налоги на прибыль, дивиденды с акций, земельный, с имущества, игрового бизнеса, а также за пользование природными ресурсами.

Предусмотрен законопроект об освобождении от уплаты налогов  индивидуальных предпринимателей, чей  ежегодный доход не превышает 100 тыс. лари (около 52 тыс. долл.).

Польша все больше приковывает  любопытные взгляды исследователей экономики. Страна, в которой в 1989 году бушевала инфляция – 700% в год, сегодня находится в лучшей экономической  ситуации, чем Беларусь, которая  в принципе таких значительных сбоев  никогда не имела. В чем же секрет польского правительства?

Правительством Польши было решено реализовать «план Бальцеровича», разработанный тогдашним министром  финансов Лешеком Бальцеровичем. План предусматривал либерализацию внутренних цен, рост импорта, ужесточение контроля над государственными расходами, введение процентной ставки, превышающей уровень инфляции. В результате ВВП стабилизировался. Инфляция снизилась до 4% к 2001 году. Сегодняшние итоги экономических преобразований в Польше не такие радужные, какими были в 2001 году, однако, в связи с неплохим экономическим ростом средняя заработная плата достигла 700 долларов. Эту ситуацию омрачает безработица, составляющая 18% трудоспособного населения. В соответствии с требованиями Евросоюза Польша обязана в течение 5 лет снизить уровень безработицы до 10%, достигнуть экономической стабильности.

Дефицит бюджета 3,7% ВВП, заложенный в проекте финансового закона 2005 года (принят 28 сентября), значительно  сократился по сравнению с показателем 2004 года. Это стало возможным за счет резкого повышения располагаемых  доходов (+12,4%), в то время как расходы  увеличились лишь на 4,4%. Исключение некоторых расходов должно уменьшить  показатель дефицита. Несмотря на положительный  бюджетный показатель, размер внешнего долга продолжит увеличиваться. Большое количество средств государство  использует на пенсионное обеспечение, финансирование европейских программ и реструктуризацию здравоохранения. Такое продолжение увеличения долга  отрицательно отразится на экономике  уже в 2007 году. Поэтому польское правительство  с января 2004 года проводит также  следующую налоговую политику:

- снижен размер ставки  налога с корпораций с 27% до 19%

- повышен налог на дивиденды  с 15% до 19%

- введен налог на прирост  капитала, налоговая ставка составляет 19%.

В 2003 году в Чехии существовал  достаточно большой дефицит бюджета. Дефицит существовал по огромному  ряду причин. Во-первых, Чехия это  страна с большими запросами и  с такими же значительными принципами. Во-вторых, бюджет в течение ряда лет сводился с дефицитом, и стране приходилось много занимать. За четыре года долг увеличился на 18,2 млрд. крон (около 0,8 млрд. долларов). В пересчете  на одного жителя он составлял 60 тысяч  крон (2,5 тысяч долларов). При отсутствии ясной перспективы наращивания бюджета власти прибегали к столь непопулярной мере, как «затягивание поясов». Были увеличены акцизы на топливо, алкоголь, табак, а также НДС. В декабре 2003 года нижняя палата чешского парламента приняла решение о сокращении ставки налога на доходы корпораций с 31% до 24%, тем самым, отменив наложенное ранее на этот законопроект вето сената. Этот законопроект являлся одним из 11 проектов находящихся на рассмотрении в парламенте и направленных на совершенствование государственной программы с целью сокращения дефицита бюджета. Основа этой фискальной политики – снижение прямых налогов, включая подоходный налог, при одновременном увеличении косвенных налогов. Правительство Чехии предусматривало сокращение объемов развитой системы государственной материальной помощи гражданам при сохранении субсидий лицам, открывающим сберегательные счета в банках. Благодаря вовремя проведенной фискальной политике правительство Чехии стабилизировало бюджет страны.

Израиль перешел с территориального принципа налогообложения на персональный. Это в частности означает, что доходы резидентов Израиля, полученные за рубежом, будут облагаться налогом. Ранее такие доходы облагались налогом только в том случае, если были переведены и получены в Израиле. До внесения этих поправок резиденты Израиля могли организовывать компанию в США и законно не платить налоги ни в США, ни в Израиле.

С 2001 года Словакия также  проводит время от времени ярко выраженную фискальную политику. В январе 2001 года, например, вступили в силу:

• снижение налога на прибыль  предприятий с 40% до 29%. Позже он был  уменьшен еще до 25%;

• полное освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет промышленных предприятий с зарегистрированным капиталом 5 млн. евро, получающих 60% своей  прибыли от экспорта;

• дополнительное освобождение от уплаты на 5 лет налога на прибыль  предприятий, чьи доходы увеличивались  ежегодно в течение первых 5 лет  за счет иностранных инвестиций размером не менее 5 млн. евро.

Информация о работе Типы фискальной политики