Типы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть сущность фискальной политики с точки зрения экономики, а также ее особенности в нашей стране.

Файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 77.96 Кб (Скачать)

Великобритания. Государственный  бюджет страны состоит из двух частей:

- консолидированного фонда,  который включает текущие поступления  средств и их расходование;

- национального фонда  займов, куда входят доходы и  расходы государства, связанные  с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно  налоговыми поступлениями (95%). Доходная часть национального фонда займов формируется за счёт процентов, поступающих  от корпораций и местных органов  власти как оплата за кредит, части  прибыли Банка Англии, средств  некоторых специальных фондов. Расходная  часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые  другие.

Основным звеном фискальной политики являются специальные фонды. Их более 80: пенсионные фонды государственных  предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов, национального страхования. Ведущее  место занимает фонд национального  страхования. Он создается за счёт взносов  населения, государственных предприятий  и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий  по безработице и болезни. Иногда правительство повышает пенсии или  пособия в регулирующих экономику  целях.

Своеобразное стимулирование экономики проводится и в могущественной в экономическом плане Швейцарии, причем родоначальниками такого стимулирования стали обычные люди. В 2002 году 2 июня жители швейцарского кантона Женева высказались на референдуме за введение так называемого «налога на богатство». Подразумевалось, что платить его  должны те, чье состояние превышает 1,5 млн. швейцарских франков (960 тысяч  долларов), а это около 4,5 тысяч  миллионеров. Налог приносил в казну  кантона 250 млн. швейцарских франков  ежегодно.

Швейцарцы всегда гордились  уровнем и качеством своей  жизни. Часто швейцарскую экономику  сравнивали с хорошо отлаженным часовым  механизмом. Теперь в это сравнение  вкладывают несколько иной смысл. То есть намекают на то, что показатели экономического роста, как маятник, раскачиваются над нулевой отметкой. По данным Государственного секретариата экономики, в первом квартале 2005 года прирост ВВП оказался нулевым. Однако, не смотря на это, доля ВВП на душу населения  в стране по-прежнему соответствует  самым высоким показателям среди  стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а  инфляция и безработица – самые  низкие. И, тем не менее, именно эта  организация выражает обеспокоенность  экономическим развитием Швейцарии. За последние годы серьезные финансовые проблемы возникли у гиганта-перевозчика  Swissar, во втором по величине банке Credit Suisse Group, ведущей страховой компании Swiss Life Group.

Итак, фискальная политика в  мировой экономике играет значительную роль. С помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и  потребления, используя для этого  налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную  политику. В каждой стране действуют  прямые, а также косвенные налоги – налоги с продажи или НДС.

Опыт мировой фискальной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой  системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое  положение страны и модель макроэкономического  регулирования, которую поддерживает правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Фискальная политики в России.

Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в тяжелых экономических  и политических условиях в течение  всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих  структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном  опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, явились  главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками. К ним относились гипертрофированно большая роль налога на прибыль, сохранение целевых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды (прежде всего, в дорожные и социальные), неоправданно низкая роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие.

Серьезный вред был нанесен  перешедшим из советского времени ярко выраженным карательным уклоном  системы налогового администрирования, выражавшимся, в частности, в очевидной  незащищенности налогоплательщика  перед контролирующими органами, а также необоснованно высокими размерами санкций за налоговые  правонарушения. Построение налоговой  системы России в начале 1990-х годов  происходило в условиях форсированного перехода к новым экономическим  условиям, что выражалось, среди  прочего, в резком сокращении объема ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Масштабное (более чем в два раза) сжатие бюджетных расходов в условиях экономического кризиса оказало свое влияние и на налоговую политику – пытаясь компенсировать существенное сокращение бюджетной поддержки экономических агентов, органы власти включали в налоговое законодательство большое количество налоговых льгот и освобождений,      существование которых не было оправдано соображениями экономической   эффективности. В результате, налоговая система, созданная в течение 1990-х годов, оказалась как недостаточно эффективной с фискальной точки зрения, так и не способствовала установлению конкурентных рыночных отношений и, в конечном итоге, – экономическому росту.

           Несмотря на отмеченные недостатки, в первые годы существования  российская налоговая система  в целом неплохо выполняла  свою роль, обеспечивая в условиях  высокой инфляции и глубоких  изменений в экономике поступление  в бюджеты всех уровней необходимых  финансовых ресурсов. Однако по  мере дальнейшего углубления  рыночных преобразований, разработки  и введения в действия соответствующих  законов, закладывающих правовую базу под эти процессы, присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям – все более явным. Налоговая система стала явным тормозом экономического развития государства. Как следствие – массовое недовольство и справедливые нарекания существующей системой налогообложения со стороны отечественных предприятий, предпринимателей и иностранных инвесторов.

          При планировании основных мероприятий  налоговой реформы, с одной  стороны, было необходимо обеспечить  снижение налоговой нагрузки  для добросовестных налогоплательщиков  и решение наиболее важных  вопросов для предпринимательского  сообщества (ликвидация барьеров, препятствующих  развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового  законодательства). С другой стороны,  следовало обеспечить более высокий  уровень прозрачности операций  налогоплательщиков для государства,  повышение эффективности налогового  администрирования и сужение  возможностей для легального  и нелегального уклонения от  налогообложения. В конечном итоге, речь шла о приближении конструкции российской налоговой системы к образцам лучшей международной практики.

          Кроме того, при планировании  изменений в российской налоговой  системе учитывалось, что основные  налоги, предусмотренные первой  частью Налогового кодекса, обеспечивали  доходы бюджета расширенного  правительства и в период до  проведения реформы. Соответственно, к серьезным экспериментам в  отношении этих налогов следовало  подходить в высшей степени  осторожно. При этом указанные  налоги к настоящему времени  успешно апробированы в большинстве  государств, причем в самых различных  экономических режимах. В России  к ним тоже уже успели адаптироваться  как налогоплательщики, так и  налоговые органы.

          В результате, в рамках осуществления  налоговой реформы были частично  или полностью решены следующие  проблемы:

         1. Повышение уровня справедливости  и нейтральности налоговой системы  за счет:

         - выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков (прежде  всего за счет отмены имеющихся  необоснованных льгот и освобождений);

        - отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на экономическую деятельность  хозяйствующих субъектов налогов  и сборов (прежде всего так  называемых «оборотных» налогов);

        - исправления  деформаций в правилах определения  налоговой базы

по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих

налогов;

- улучшение налогового  администрирования и повышение  уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

- более равномерное распределения  налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

- снижение налоговой нагрузки  на фонд оплаты труда;

- снижение ставок налогообложения  прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой  системы за счет:

- установления закрытого  перечня налогов и сборов;

- сокращения числа налогов  и сборов;

- максимальной унификации  налоговых баз и правил их  исчисления по отдельным налогам,  а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности  и предсказуемости налоговой  системы.

При разработке основных положений  налоговой реформы планировалось, что она должна проводиться в  несколько этапов и занять 4 – 5 лет.

Для реализации указанных  общих целей налоговой реформы  была осуществлена корректировка налогового и бюджетного законодательства, влекущая за собой изменение роли различных  налогов в формировании бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Для всего периода с 1998 по 2006 гг. характерен рост налоговых  поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации (Приложение А) в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,3% (2003 г.) до 25,1% (по итогам 2000 г.). Если же рассматривать период после реализации основных изменений налогового законодательства, то максимальный прирост налоговых доходов в реальном выражении наблюдался по итогам 2005 г. –11,1%. Схожая динамика наблюдалась и в отношении доли налоговых доходов в ВВП, которая к 2005 г. достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9% ВВП). В 2006 г. доля налоговых доходов оказалась неизменной и осталась на неизменном уровне 36,9% ВВП. При этом заметный рост налоговых поступлений наблюдался в 2000 г., что преимущественно было обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам.

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, мною был сделан вывод, что воздействие  на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной  стороны, государственные расходы  создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют  стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для  этой цели налогообложение населения  может сокращать его потребительский  спрос. Государство пытается вовлечь  в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая  реальность, охватывающая все сферы  жизни страны, гос-ударственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных  расходов и налогов оказывает  влияние на величину дохода. Это  повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации эконо-мики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует сни-жать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, сле-довало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях  стабилизации  экономи-ки. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо по-мочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практику-ется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Также хочу отметить, что  через налоговую политику и бюджетное  финансирование предоставляется возможность  влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему  внедрению  в производство научно-технического прогресса.

Однако не во всех странах  бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабиль-ное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развива-ющихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот во-прос стоит в странах с развивающейся экономикой.

Информация о работе Типы фискальной политики