Фискальная политика государства: понятие и ее цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Оглавление

Введение
1 Фискальная политика государства: понятие и ее цели
Понятие фискальной политики
Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики
Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 520.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1    Фискальная политика государства: понятие и ее цели

    1. Понятие фискальной политики
    2. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики
    3. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
  1. Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики
  2. Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
  3. Заключение
  4. Список использованных источников
  5.     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической науки не исчерпала себя. Множество спорных и нерешенных проблем реализации фискальной политики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшего совершенствования и решения.

В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Бюджетно-налоговая политика страны, представляет собой совокупность длительно действующих, законодательно установленных норм и положений, регламентирующих применение определенного состава и перечня налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также процедур составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Соответственно, изменения этих норм и положений предполагают проведение различных по глубине и масштабам реформ налогового и бюджетного законодательства, имеющих долгосрочные последствия и перспективы.

Государственное регулирование непосредственно связано с решением таких проблем, как снижение бюджетного дефицита и государственного долга, обеспечение достаточных и стабильных поступлений в бюджет, повышение уровня собираемости налогов и сборов, снижение налоговой нагрузки на экономику и другое.

Для решения указанных проблем необходимо знание механизма функционирования финансовой системы, формирование которой тесно связано с теоретическими концепциями возникновения государственного бюджета и системы налогообложения, а также с практическим применением теорий бюджета и налогов в изменяющейся реальной экономической системе государства. Последнее позволяет, во-первых, оценить основные источники формирования республиканского и местного бюджетов, причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга, факторы, оказывающие воздействие на их увеличение. Во-вторых, определить роль бюджетных и внебюджетных фондов в финансовой системе государства. В-третьих, на основе научных представлений о принципах налогообложения, теориях переложения налогов проанализировать особенности функционирования отечественной налоговой системы, выделить основные направления поиска оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, определить практические рекомендации по формированию эффективной системы налогообложения и оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику в целом и на экономических субъектов рынка.

Национальная фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, целью данной курсовой работы является определение экономического значения фискальной политики, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики в целом и в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Фискальная политика государства: понятие и ее цели

1.1 Понятие фискальной  политики

В настоящее время представители разных экономических школ признают, что фискальная политика оказывает сильное воздействие на стабильность национальной экономики и является   важнейшим инструментом макроэкономического регулирования.

В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: ≪фискальная политика≫, ≪бюджетно-налоговая политика≫, ≪налогово-бюджетная политика≫ и др. Очевидно, что многообразие терминов объясняется отсутствием в русском языке прямого синонима слова ≪fiscal≫ (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). Следовательно не существует и однозначного определения термина «фискальная политика»:

  • бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, величины налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, обеспечение равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП [1, c. 115];
  • бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность мер, предпринимаемых правительственными  органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен [4, 73]
  • фискальная политика –  политика бюджетно-налоговая, которая ≪реализуется путем изменения налоговых ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменения государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей [2]

Из вышеперечисленных определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает косвенное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложения и правительственные расходы. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансовых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег [6, 188-189]

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

1.2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики

Все цели бюджетно-налоговой политики разделяются на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные.

До применения какого-либо инструмента фискальной политики следует, как можно точнее проанализировать текущее состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами краткосрочного состояния являются текущий, структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях — операционный балансы (при достаточно высоких темпах инфляции). Важно получить достоверные сведения о текущей макроэкономической ситуации в стране (стадия экономического цикла, природа экзогенных факторов, степень глобализации экономической системы) и макроэкономическом режиме (фиксированный или плавающий обменный курс, открытая или закрытая экономика) — все это оказывает влияние на размер мультипликаторов.

Конечные цели определяются посредством таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. К промежуточным относятся цели, способствующие достижению конечных. Они определяются посредством широкого круга показателей. Применение промежуточных целей дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные цели. Это дает возможность предварительно определять соответствие применяемых мероприятий конечным целям и при необходимости своевременно вносить необходимые коррективы в свои действия. При определении промежуточных целей возникает вопрос относительно их количества. Чем больше промежуточных целей, тем более контролируемыми могут быть последствия проводимой политики. Однако существует и проблема противоречия между ними. Это означает, что проблема выбора между противоречивыми промежуточными целями может решаться лишь в зависимости от приоритетов макроэкономической политики.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач. Основными из них являются:

  1. в краткосрочном периоде:
  • эффективное формирование доходной части бюджета;
  • реализация бюджетной политики государства;
  • принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
  • управление государственным долгом;
  • сглаживание циклических колебаний экономики.
  1. в долгосрочном периоде:
  • поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • поддержание полной занятости ресурсов;
  • поддержание стабильного уровня цен.

Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения [11, 445-447].

Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели