Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:38, курсовая работа
Фискальная политика как система регулирования экономики основывается на расходах и доходах правительства. Основными целями фискальной политики являются: сглаживание негативов экономического цикла и антикризисные действия; достижение высокой занятости; снижение темпов инфляции; стимулирование экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ
Способом формирования и управления финансовой системой служит финансовая политика. Важной составной частью ее является фискальная политика.
Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с лёгкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему [7, с. 144].
Фискальная политика как система регулирования экономики основывается на расходах и доходах правительства. Основными целями фискальной политики являются: сглаживание негативов экономического цикла и антикризисные действия; достижение высокой занятости; снижение темпов инфляции; стимулирование экономического роста.
Инструментами фискальной политики являются государственные расходы, а также налоги.
Все расходы государства отражаются в статьях бюджета, которые должны быть достаточно эффективными, обеспечивать рост ВНП и другие цели фискальной политики.
В
цивилизованной стране фискальная политика
формируется и контролируется парламентом
страны с учетом выработанной теоретической
концепции, а реализуется правительством,
в первую очередь министерством экономики
и министерством финансов.
1 Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия
1.1 Сущность и содержание фискальной политики
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).
Содержание фискальной политики. «Фиск» означает казна, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.
В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.
Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы [7, с. 358].
Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т. п.
Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.
В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.
Известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.
Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от: состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла; принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач; имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора; степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
1.2 Виды фискальной политики
Разновидности фискальной политики. Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики — оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Есть резон выделять долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную фискальную политику. В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую (фискальную) политику (приложение, рис. 2).
Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики — смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики — рост государственных расходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации — стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствование экономического потенциала.
Сдерживающая фискальная политика имеет место в период подъема как фазы промышленного цикла. Главная задача такой ретриктивной политики — за счет сдерживания деловой активности ограничить чрезмерно быстрое «разогревание» национальной экономики.
Основное содержание ретриктивной фискальной политики — сокращение государственных расходов и увеличение налоговой нагрузки. При этом мы знаем, что нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродится в стагфляцию.
Если в антициклическую фискальную политику встраиваются элементы денежно-кредитной политики, то в таком случае говорят об антициклической экономической политике.
Стоит подчеркнуть, что проведение фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае антициклическая политика превращается в так называемую параллельную, или проциклическую, политику, когда действия правительства не ослабляют, а, наоборот, усиливают конъюнктурные колебания. Встроенные стабилизаторы. Фискальная антициклическая политика может реализовываться как дискреционная и недискреционная.
Дискреционная фискальная политика государства осуществляется с помощью сознательного активного манипулирования расходами и налогами с помощью мер стимулирования.
Автоматическая фискальная политика государства осуществляется пассивно на основе автоматического изменения уровня финансирования государственных проектов и автоматического изменения налогов и сборов. При этом стабилизаторами, работающими по принципу саморегулирования, являются: выплаты пособий, разного рода субсидий, изменения ставок налоговых сборов и т.д. Они автоматически влияют на глубину и горизонт колебаний всей системы мер государства в расходной и доходной частях государственного бюджета. Данные стабилизаторы являются важнейшим инструментом стабилизации всей экономической системы государства [7, с. 173].
При дискреционной политике изменению величины государственных расходов и объема налогов (налоговой нагрузки) предшествует принятие правительством специальных решений. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.
Но для дискреционной политики характерно наличие временного лага (от англ. lаg — запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны.
Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг прогноза), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения).
Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а еще больше усилят циклические колебания, т. е. приведут к проциклическим последствиям.
Это именно та ситуация, когда говорят: «Надеялись на лучшее, а получилось как всегда».
При недискреционной политике срабатывают так называемые встроенные (автоматические) стабилизаторы регулирования экономической активности.
Пример. В период подъема вслед за ростом доходов (налогооблагаемая база) сумма налогов возрастает автоматически, тем более если используются прогрессивные ставки налогов.
Наоборот, в период спада вслед за сокращением доходов резко сокращаются и налоговые вычеты. Уменьшаются выплаты, связанные с системой участия в прибылях. Одновременно автоматически вслед за ростом безработицы и т. п. увеличиваются государственные расходы, связанные с социальными трансфертами.
Опыт тех стран, которые активно используют обозначенные выше принципы фискальной политики, показывает, что «встроенные стабилизаторы» — весьма эффективное средство воздействия на процессы национального воспроизводства, способствуют сглаживанию волн промышленного цикла и их приближению к линии трэнда экономического развития. В фазе подъема налоговые отчисления автоматически увеличиваются, а государственные расходы (за счет сокращения трансфертных платежей) уменьшаются. Циклический излишек бюджета (профицит) сдерживает инфляционный экономический рост.
В период спада бюджетный дефицит (результат сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных расходов) стабилизирует объем совокупного спроса, что сдерживает кризисный спад объема выпуска.
Отметим специально, что встроенные стабилизаторы не устраняют главной причины, порождающей циклические колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэтому встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику. О подготовке таких оперативных мероприятий обязано позаботиться правительство страны [5, с. 362].
В заключение обратим внимание на то, что складывающаяся экономическая конъюнктура в свою очередь оказывает воздействие на потенциал встроенных стабилизаторов. Так, в условиях инфляции возникает эффект Оливера-Танзи, когда налогоплательщики сознательно затягивают внесение налогов в государственный бюджет, так как происходит обесценивание денег, что сулит получение для них определенного выигрыша. Потенциал налоговой политики. Каждая в отдельности функция налогообложения и все функции налогов вместе взятые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики.
Информация о работе Фискальная политика современного государства