Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:38, курсовая работа
Фискальная политика как система регулирования экономики основывается на расходах и доходах правительства. Основными целями фискальной политики являются: сглаживание негативов экономического цикла и антикризисные действия; достижение высокой занятости; снижение темпов инфляции; стимулирование экономического роста.
3. Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Что
касается выработки принципов
Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.
В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%.
В
переходный период реструктуризация доходной
части бюджета обнаруживается в
том, что изменяется соотношение
налоговых и неналоговых
Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это — НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.
С
1992 по 2004 год в доходах
Стабильно не выполняются задания по поступлению доходов от продажи в процессе приватизации объектов государственной собственности. Так, в 2003 году при плане в 430 млрд. ВУК в бюджет поступило только 3,3 млрд. ВУК. При этом увеличиваются долги субъектов хозяйствования по налогам (недоимки, налоговый кредит и т.п.), просроченные бюджетные ссуды. На начало 2004 года такие финансовые «утечки» составили 720 млрд. руб., или 120% к среднемесячным расходам бюджета.
Таким образом, есть резон обратить внимание на отсутствие рациональной структуры доходов республиканского бюджета. Имея в виду соотношение налогов и неналоговых поступлений, прямых и косвенных налогов, сокращение поступлений от частного сектора национальной экономики, неадекватное развитие рыночных источников доходов (от приватизации, акционирования, налогов на собственность), перенасыщенность доходной части бюджета целевыми фондами (15-17%).
Эффективность расходов бюджета. Приобретение национального суверенитета привело к тому, что в республиканском бюджете исчезли такие статьи, как расчеты с бюджетом СССР, но появились расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью страны, по обслуживанию внешнего долга и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также связанные с пополнением государственных запасов и национальной обороной.
Расходы,
связанные с социально-
Обратим внимание на то, что средства бюджета не являются единственным источником безвозмездной финансовой поддержки той или иной отрасли национальной экономики. Так, сельское хозяйство активно использует средства из республиканского и местных фондов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции; дорожное хозяйство — из дорожного фонда, ЖКХ - из соответствующих фондов местного уровня. В отдельные годы ресурсы отраслевых фондов поддержки превышали размеры прямого бюджетного финансирования. В итоге оказывается, что на поддержку отраслей национальной экономики (дотации, покрытие убытков и т. п.) государство использует около 30% бюджета, или 10% от ВВП. С экономической точки зрения столь масштабное покрытие убытков и использование государственных дотаций не является эффективным.
Наиболее
благоприятный режим
Несмотря на значительную поддержку ЖКХ, в данной сфере в значительных объемах сохраняется так называемый «недоремонт жилищного фонда». Так, из десяти кровель, нуждающихся в ремонте, в программу ремонта включается максимум две. И тем не менее нарастающие у государства общие финансовые проблемы заставляют снижать государственные расходы на содержание ЖКХ (2003 г. — 6,08%; 2004 г. — 5,16% от расходов консолидированного бюджета). В 2004 году население Беларуси оплачивало 60% жилищно-коммунальных расходов.
Долгое
время объем бюджетных
Следует обратить внимание на то, что помимо прямого финансирования республиканский бюджет активно вовлечен в так называемое «бюджетное кредитование». Так, на 1.10. 2003 г. из республиканского бюджета было выдано различным предприятиям государственного сектора около 150 бюджетных ссуд (в объеме 142 млрд. ВУК и 80 млн. долларов США). Анализ показывает, что такие бюджетные ссуды не решают задач, связанных с недопущением снижения объемов производства, тем более повышения его эффективности. На практике сомнительное увлечение Министерством финансов подобным «бюджетным кредитованием на льготных условиях» приводит к тому, что расходы бюджета стабильно опережают поступление доходов. Это усиливает стремление финансовых властей в еще больших объемах распространять государственные ценные бумаги, выстраивая финансовую пирамиду, изыскивать дополнительные налоговые и неналоговые поступления. Такие изыскания особо активизируются в конце каждого бюджетного года [7, с. 370].
Приведенные данные позволяют сделать вывод о наличии недостаточно рациональной структуры расходов бюджетных средств. В условиях хронического бюджетного дефицита и отсутствия внешних источников финансирования (за исключением России) отрицательные тенденции в формировании бюджета значительно снижают его позитивное воздействие на решение задач переходного периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог курсовой работе на тему роль фискальной политики в государственном регулировании хотелось бы отметить, что Республикой Беларусь за последние годы в области финансовой политики достигнуты высокие результаты, планомерно выполняются поставленные задачи. Всвоём развитии страна набирает всё большие обороты.
В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» средства республиканского бюджета направляются на финансирование республиканских целевых программ в отраслевом разрезе (примерно 10-12% от расходной части). При этом с 1992 по 2006 год значительно сократился удельный вес расходов на финансирование отраслей: с 41,8% до 18,1% (дотации, субсидии, возмещение предприятиям разницы в ценах и др.).
Однако многие вопросы всё ещё требуют серьёзной доработки. В условиях современной Беларуси следует обратить внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.
В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Фискальная политика современного государства