Фискальная политика современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Фискальная политика как система регулирования экономики основывается на расходах и доходах правительства. Основными целями фискальной политики являются: сглаживание негативов экономического цикла и антикризисные действия; достижение высокой занятости; снижение темпов инфляции; стимулирование экономического роста.

Файлы: 1 файл

фискальная политики (курсовая).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Так, правительство страны еще только приступает к разработке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты тем не менее незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декларируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономические интересы хозяйствующих субъектов.

 

2. Налоги и налоговая система как инструмент экономической политики

2.1. Понятие налоговой системы

     Среди инструментов финансового регулирования  экономики особое место отводится  государственным расходам и налогам.

     Налоги  — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут [11, с. 138].

     Назначение  налогов проявляется в их функциях — фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения, на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

     Экономическая функция налогов состоит в воздействии на общественное воспроизводство, а также социальные процессы в экономике. Выполняя эту функцию, налоги могут играть стимулирующую, подавляющую и контролирующую роль. С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство предоставляет налоговые льготы для одних субъектов хозяйствования, слоев населения и жесткий режим для других, претворяя в жизнь, таким образом, определенную налоговую политику. Предприятия, отрасли и регионы, получив налоговые льготы, быстрее развиваются по сравнению с другими. Так, государство создает благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

     Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление  большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствуют увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет (фискальная функция).

     Сбор  налога предполагает возникновение  между гражданами, предприятиями, государством определенных отношений. В их структуре  можно выделить объект, субъект налогообложения, величину налоговой ставки, способ взимания, налоговые льготы, целевое назначение налога, источник взимания и др.

     Объектом  налогообложения могут служить имущество, товар, наследство, доход. Субъектами налоговых отношений могут быть гражданин, семья, работник, предприятие, наследник, совладельцы имущества и др. Источниками взимания налогов являются заработная плата, дивиденд, прибыль.

     Существует  множество видов налогов — прямые и косвенные, с физических и юридических лиц, прогрессивные и регрессивные, местные и республиканские и т.д.

     Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов. Налоговая система любой страны сформирована на следующих основных методологических подходах:

  1. равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;
  2. ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;
  3. система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;
  4. система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;
  5. налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;
  6. налоги должны платить те, чьи доходы выше определенного минимума, то есть должен соблюдаться принцип «платежеспособности»;
  7. налоги должны платить те, чьи доходы выше определенного минимума, то есть должен соблюдаться принцип «платежеспособности [9, с. 216].

     Налоги  можно использовать в качестве рычага воздействия на экономические процессы. Методологическую основу такого воздействия государства на экономику сформировала кейнсианская школа.

     Оценивая  потенциал налоговой политики, следует  обратить внимание на то, что налоговые  изменения воздействуют на экономические процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов. Такой же разнобой может происходить и тогда, когда государство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.

     Современная налоговая политика непосредственно  затрагивает амортизационную политику. Чем выше норма амортизации, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, которая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одновременно это должно увеличивать инвестиционные возможности предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчислений слабо воздействует на инвестиционную активность.

     Инструменты налоговой политики различаются  и по скорости начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь вполне можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной. Другое дело, когда налогообложение затрагивает прибыль предприятия. Тогда реакция предпринимателя обнаружится далеко не сразу.

     Повышение налогов вряд ли можно отнести  к популярным мерам. Поэтому любое  правительство, выстраивая отношения  с электоратом, в современных  условиях предпочитает по реже затрагивать такие «нервные окончания». 

 

2.2 Мультипликатор налогов и потенциал государственных расходов

     Что касается самих налогов, то их увеличение сокращает располагаемый личный доход домашних хозяйств. Это означает, что налоги непосредственно влияют на возможности населения сберегать и потреблять.

     Но  это только начало разговора. Следует более внимательно рассмотреть, какое воздействие оказывает, например, увеличение налога на объем национального производства.

     Предположим, государство, стремясь снизить темпы  инфляции, вводит дополнительный налог в размере АТ. Понятно, что на такую же величину сократится располагаемый личный доход в секторе домашних хозяйств.

     Следовательно, сократятся объемы потребления и  сбережения населения. Если предельная склонность домашних хозяйств к потреблению (МРС), например, равна 0,8, то введение налога в объеме 1 млн. талеров будет означать, что объем потребления уменьшится на 800 тыс. талеров, что на такую же величину приведет к сокращению совокупного спроса (рис. 1).

     На  рис. 1 видно, что под воздействием автономного налога прямая совокупного спроса сдвинулась вниз и вправо и заняла положение С2 + I + G + Хn. Заметно, что уменьшение совокупного спроса (АD) на определенную величину привело к более значительному уменьшению объема выпуска (Y1 – Y2). Вывод: обнаруживается действие мультипликатора налогов. Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда имеет количественное значение меньше мультипликатора государственных закупок. Дело в том, что первоначальное изменение объёма государственных закупок не проходит фильтрацию сквозь призму «предельной склонности населения к потреблению» (МРС). Каждый дополнительный талер государственных закупок приводит к такому же изменению совокупного спроса (АD). Что же касается изменения налога на одну денежную единицу, то под его воздействием совокупный спрос изменяется лишь на величину МРС х 1. Поэтому налоговый мультипликатор (Мt) равен:

Мt = МРС / 1-МРС

     Изменение объема выпуска (∆Y) под воздействием изменения объема налогообложения (∆Т) будет равно:

∆Y = Мt х ∆Т.

     Потенциал государственных расходов. На национальную экономику регулирующее воздействие оказывают не только объем государственных расходов, темпы их возрастания, но и структура самих расходов, а также источники их покрытия [5, с. 365].

     Увеличение  государственных расходов (закупки, трансфертные платежи, инвестиции) оказывают прямое воздействие на уровень совокупного спроса. Это — аксиома современной макроэкономики. Но вот сокращение тех же трансфертных платежей всегда чревато возникновением определенных политических и социальных проблем. Поэтому при сокращении государственных расходов приходится учитывать фазу не только экономического, но и политического цикла.

     В любой стране структура государственных  расходов определяется национальными традициями и сложившимися представлениями о социальной справедливости. Поэтому диапазон варьирования государственными расходами в антициклической фискальной политике не такой уж и большой: оценивается от силы в 10-15%. К тому же такой маневр касается прежде всего государственных инвестиций, а не социальных выплат за счет бюджета.

     Вполне  допустима и такая ситуация, когда увеличение государственных расходов обеспечивается исключительно за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, так что сальдо бюджета не изменяется (∆Т = ∆С). С учетом мультипликатора государственных расходов (Мg) объем выпуска увеличится. С учетом мультипликатора налогов (Мt) объем выпуска сократится. А так как Мg > Мt, то в качестве конечного результата можно ожидать некоторого прироста объема выпуска. Так обнаруживается действие мультипликатора сбалансированного бюджета.

      Совокупность  государственных расходов прямо  оказывает влияние на объемы ВНП  и уровень занятости населения. Государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая рост государственных расходов государства, который приводит к эффекту инвестиционной политики государства. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате увеличения государственных расходов. Он может быть выражен формулой

Кмл = ∆ВНП / ∆ГР

     где К — коэффициент мультипликации государственных расходов; ∆ВНП — приращение валового национального продукта; ∆ГР — приращение государственных расходов.

     Коэффициент мультипликации показывает, во сколько  раз общий прирост ВНП превосходит прирост государственных расходов [7, с. 174].

     Следует подчеркнуть, что мультипликатор государственных  расходов практически равен мультипликатору  инвестиций. С точки зрения экономической  теории такая зависимость закономерна, поскольку государственные расходы создают дополнительный спрос на товарную массу.

     Таким образом, повышение государственных  расходов на определенную величину вызывает изменение национального дохода, а изменение доходов увеличивает  совокупный спрос, что, в свою очередь, вызывает рост национального производства.

     Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время механизм данного  регулирования еще не в полной мере отлажен, и его осуществление  на практике может приводить к  росту цен, изменению курса валюты и отрицательно воздействовать на ставку ссудного процента денежного рынка. Но, тем не менее, в период кризиса механизм государственного регулирования предполагает, что государственные расходы (т.е. государственные закупки) должны быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. А в период экономического роста государство, снижая уровень своих расходов, сокращает объем совокупного спроса и, тем самым, выпуска продукции, т.е. реализует функцию регулирования макроэкономики.

Информация о работе Фискальная политика современного государства