Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Оглавление

Введение 3

1.Экономическая сущность фискальной политики: цели и задачи. 4

2.Типы фискальной политики. 10

3.Инструменты фискальной политики. 16

4.Проблемы при проведении фискальной политики. 23
5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики. 24

6.Государственное регулирование фискальной политики. 32

Заключение 35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Фискальная политика.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

 

Глазовский инженерно-экономический  институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический  университет»

  • Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
  •  

     

     

     

     

  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • по учебной дисциплине «Экономическая теория»
  • на тему: «Фискальная политика государства»

     

     

     

     

     

     

     

  • Выполнила студентка

  • 1 курса, гр. 2211 «6»___________________________________________С.Г.Мышкина
  •                                                         (подпись)

     

  •           Проверил   _____________________________________________  Р.Г. Кабиров

  •                                                         (оценка, подпись)

     

     

     

     

     

    Глазов, 2009

     

    Содержание.

     

     

    Введение                                                                                                                                    3

     

    1.Экономическая сущность  фискальной политики: цели и задачи.               4

     

    2.Типы фискальной политики.                                                                                      10

     

    3.Инструменты фискальной  политики.                                                                     16

     

    4.Проблемы при проведении фискальной политики.                                          23

    5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной            политики.                                                                                                                                 24

     

    6.Государственное регулирование фискальной политики.                               32

     

    Заключение                                                                                                                             35

    Список использованной литературы                                                                        37                               

     

     

      Введение

     

    Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, оказывающей  непосредственное влияние на благосостояние каждого, и на всех его уровнях  имеет важное значение в развитии и процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).

    Фискальная политика, являясь  ключевым элементом государственного финансового регулирования, проникает  во все сферы финансовой деятельности государства посредством находящегося в его распоряжении инструментария и оказывает большое воздействие  на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

    Конкретными инструментами  проведения государственной экономической  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков  в соответствии с преследуемыми  целями и намечаемыми для их осуществления  мерами.

    Таким образом, бюджет, его  формирование и статьи расходов является важным разделом экономической науки.

    Цель данной курсовой работы заключается в изучении фискальной политики государства и рассмотрении ее целей, типов и инструментов в  условиях рынка.

    1.Экономическая сущность фискальной политики:

    цели и задачи.

    Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные  категории, поэтому часто говорят  о бюджетно-налоговой политике. Часто  вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна  и   fiscalis  - относящийся к  казне).

    Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики.

    Фискальная политика  может как благотворно, так и  достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.[8,423]

    На рис. 1 видно, что основные цели фискальной политики сводятся к  стабилизации экономического положения  и процветанию государства и  его граждан. А благосостояние граждан, в свою очередь, напрямую зависит  от полноты бюджета. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

     


     


     


     

     

     

    Рис. 1. Цели фискальной политики[8,423]

     

    Так же отсутствие недостатка бюджетных средств дает возможность  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять регулирование  экономики не только в приказной  форме, но и создает оптимальные  условия для того, чтобы задействовать  непосредственно экономические  рычаги государственного регулирования.

    Одна из важнейших задач  фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных  денежных фондов, средств, позволяющих  реализовать цели экономической  политики. Посредством проведения финансово-бюджетной  политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию  производственно-экономического и  научно-технического потенциала. [8,425]

    Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

    Доля государственного сектора  в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение  года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины ВВП. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

    Кроме того, государство  обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий  и домашних хозяйств, сдерживая или  стимулируя его с помощью налогов  и таких трансфертных платежей, как  пенсии, стипендии, пособия.

    Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

    К прямым методам относятся  способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

    • затраты на расширенное воспроизводство;
    • непроизводительные расходы государства;
    • развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
    • проведение структурной политики;
    • содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

    С помощью косвенных методов  государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

    К числу важных косвенных  методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство  освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный  фонд.

    В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

    Сторонники кейнсианского  направления традиционно ориентируются  на создание эффективного совокупного  спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают  сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального  объема производства. Одновременно в  краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование  или увеличение бюджетного дефицита.

    Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени  приводит к росту доходов:

    • населения, а, следовательно, к росту сбережений;
    • бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

    Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила  зависимость суммы налоговых  поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис. 2).

     

    Рис. 2. Кривая Лаффера[5,91]

     

     

    Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%. [5,91]

    Таким образом, сокращение налогов  вызовет рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления  в бюджет и не вызовет бюджетного дефицита, но и при более низких ставках налога обеспечивает рост налоговых  поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

    В результате снижение ставок налога до оптимального уровня позволяет  решить две проблемы:

    • преодолевать стагфляцию, т. е. падение уровня производства с одновременным ростом уровня цен;
    • сокращать дефицит бюджета, поэтому налоги являются инструментом стабилизации государственной политики. [10,21]

    Итак, фискальная политика государства  предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и  расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных  социальных задач.

    Государственное регулирование  экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Главной задачей  данной государственной политики является поиск средств для реализации поставленной цели.

     

     

     

    2.Типы фискальной политики.

     

    В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:

      • дискреционную;
      • недискреционную.

    Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование налогообложения  и изменений в государственных  расходах с помощью законодательных  норм с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

    Информация о работе Фискальная политика государства