Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Оглавление

Введение 3

1.Экономическая сущность фискальной политики: цели и задачи. 4

2.Типы фискальной политики. 10

3.Инструменты фискальной политики. 16

4.Проблемы при проведении фискальной политики. 23
5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики. 24

6.Государственное регулирование фискальной политики. 32

Заключение 35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Фискальная политика.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

Выделяют два вида дискреционной  политики:

  • стимулирующую;
  • рестриктивную.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и  предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития) , особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. [8,305]

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать  совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Расходы на социальные программы  включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы  позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более  эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом  обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с  безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Однако узнать, во что  выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения  потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

Второй вид фискальной политики – недискреционная или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически, с помощью, так называемых встроенных стабилизаторов. [4,51]

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор (рис. 3) - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в  увязке ставок налогов с величиной  получаемого дохода. Почти все  налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением ЧНП.

 

Рис. 3. Встроенные стабилизаторы, где:

G —  государственные расходы;

Т—  налоговые поступления[3,51]

 

 

Это касается подоходного  налога на физических лиц, который имеет  прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

На графике размеры  государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений  парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые  поступления превышают государственные  расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение  налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - это дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о  циклических бюджетных дефицитах  и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как  наличие циклически несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный  дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. [6,33]

 

 

 

 

 

 

3. Инструменты фискальной политики.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать  влияние на совокупный спрос и  совокупное предложение, воздействуя  тем самым на общую экономическую  конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить  антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

  Государственные расходы,  во-первых, вызваны самим фактом  наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат  воспроизводству экономических  и социальных отношений, существующих  в конкретном государстве в  конкретное время. В-третьих, основным  источником образования государственных  расходов выступают налоги, представляющие  вычет из заработков и доходов.  В-четвертых, в основной массе  государственные расходы являются  непроизводительными, поскольку  они являются долей национального  дохода, выбывающей из воспроизводственного  процесса.

Государственные расходы  делятся на четыре основных группы:

  • расходы на социально-культурные нужды;
  • расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • военные расходы;
  • расходы на управление.

      Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.

По роли в воспроизводственном  процессе государственные расходы  делятся на три группы:

  • расходы в сферу материального производства;
  • расходы на непроизводственную сферу;
  • расходы на создание резервов.

По целевому назначению государственные  расходы делятся на:

  • капитальные затраты – затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники);
  • текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.;
  • затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

 По территориальному  признаку расходы делятся на  общегосударственные, расходы субъектов  федерации и местные расходы.

 По источникам государственные  расходы делятся на группы:

  • бюджетные ассигнования;
  • расходы за счет резервных и страховых фондов;
  • кредитные источники финансирования;
  • самофинансирование.

    Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.

   В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:

  • финансирование отраслей инфраструктуры;
  • финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли;
  • финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности;
  • финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости;
  • финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей;
  • финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.

Информация о работе Фискальная политика государства