Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Оглавление

Введение 3

1.Экономическая сущность фискальной политики: цели и задачи. 4

2.Типы фискальной политики. 10

3.Инструменты фискальной политики. 16

4.Проблемы при проведении фискальной политики. 23
5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики. 24

6.Государственное регулирование фискальной политики. 32

Заключение 35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Фискальная политика.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

 

Рис 4. Фискальная политика: эффекты вытеснения и инфляции[1,16]

 

Предположим, что безинфляционный  реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. руб., как показано на рис. 4а. Для упрощения из кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состояние экономики. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой AS приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.

  Начнем с совокупного  спроса на уровне AD1 который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. руб. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. руб. — к AD2. Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. руб. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.

На рис. 4б ситуация несколько усложнена добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от AD1 до AD2, часть инвестиций может оказаться вытесненной, так что совокупный спрос установится на уровне AD'2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд. руб., а не до искомых 515 млрд. руб. Эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.

 На рис. 4в перейдем к более реалистичной кривой совокупного предложения, в которую включен промежуточный отрезок. Отвлечемся здесь от эффекта вытеснения и предположим, что стимулирующая фискальная политика успешно справляется с перемещением совокупного спроса от ADl до AD2. Если бы кривая совокупного предложения выглядела, как на рис. 4а и 4б, полная занятость не достигалась бы при ВВП равном 515 млрд. руб., а цены оставались бы на уровне Р1. Но мы обнаружим, что на восходящем промежуточном отрезке кривой совокупного предложения часть прироста совокупного спроса «подавляется» более высокими ценами, в результате чего реальный ВВП возрастает на меньшую величину. В частности, уровень цен повышается от Р1 до Р2 и реальный объем производства увеличивается только до 505 млрд. руб. [9,212]

Фискальная политика в открытой экономике.

 Дополнительные сложности  осуществления фискальной политики  возникают, когда экономика представляет  собой часть мировой экономики,  т.е. открытая экономика.

 Известно, что события  и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, влияют  на чистый экспорт и экономику.  В этой связи можно быть  подверженными действию непредвиденных  международных шоков совокупного  спроса, которые могут сократить  ЧНП и обесценить мероприятия  фискальной политики. Вопрос состоит  в том, что все возрастающее  участие в мировой экономике  приносит с собой сложности  международной взаимозависимости  наряду с преимуществами участия  в специализации и торговле. Примером  может служить эффект чистого  экспорта, который действует через  международную торговлю, подрывая  эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая  внутреннюю ставку процента, сдерживающая  фискальная политика имеет тенденцию  увеличивать чистый экспорт. И  наоборот: стимулирующая фискальная  политика может повысить уровень  внутренних ставок и в конечном  счете сократить чистый экспорт.

Фискальная политика, ориентированная  на предложение.

Обратимся к более тесной связи между фискальной политикой и совокупным предложением. Экономисты признают, что фискальная политика — особенно изменение налогов — может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на воздействие фискальной политики на соотношение уровня цен и реального объема производства.

Допустим, что на рис.5 совокупный спрос и совокупное предложение представлены соответственно кривыми AD1 и AS1 так что равновесный ВВП находится в точке Q1 при уровне цен Р1.

 

 

Рис 5. Воздействие фискальной политики на предложжение[1,21]

Предположим, что уровень безработицы в точке Q1 правительство сочло слишком высоким и поэтому прибегло к стимулирующей фискальной политике в форме снижения налогов. Воздействие такой меры на спрос состоит в увеличении совокупного спроса AD1 до AD2. Этот сдвиг повышает величину реального ВВП до Q2, но также ведет к росту цен до Р2.

Как снижение налогов может  повлиять на величину совокупного предложения?

    • Сбережения и инвестиции. Более низкие налоги увеличивают размер дохода после уплаты налогов и таким образом увеличивают сбережения домашних хозяйств. Точно так же снижение налогов на бизнес повышает рентабельность инвестиций. Снижение налогов увеличивает объемы сбережений и инвестиций, увеличивая тем самым норму накопления капитала. Таким образом, масштабы производственных мощностей возрастают более быстрыми темпами.
    • Стимулы к труду. Снижение индивидуального подоходного налога увеличивает также посленалоговую величину заработной платы, то есть цену труда, и, следовательно, усиливает стимулы к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги при более высокой зарплате после уплаты налогов. Те же, кто уже входит в состав рабочей силы, согласятся на более продолжительную рабочую неделю и на сокращение отпусков.
    • Готовность к риску. Снижение ставок налога – это также хороший импульс тем, кто берет на себя риск. Частные лица и предприниматели с гораздо большей готовностью станут рисковать своими усилиями и финансовым капиталом, внедряя новые производственные технологии и новые продукты, если сниженные налоговые ставки обещают им в будущем более высокую посленалоговую отдачу.

 

           Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.

 

6.Государственное регулирование фискальной политики.

 

       Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго - эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

       Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

      Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.

 

 Направления совершенствования налоговой системы.

      Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

    • требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
    • необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
  • назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выявляя экономическую сущность фискальной политики и изучая ее цели и задачи, определили, что данная политика государства предполагает использование возможностей правительства  взимать налоги и расходовать  средства государственного бюджета  для регулирования уровня деловой  активности, решения различных социальных задач.

Государственное регулирование  экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Главной задачей  данной государственной политики является поиск средств для реализации поставленной цели.

Рассматривая типы фискальной политики, раскрывая ее инструменты, обозначили, что эффективная фискальная политика опирается с одной стороны  на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с  другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической  системы со стороны государства  и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики  должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные  расходы и уменьшать налоги в  период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она  должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать расходную  часть бюджета.

Однако ей свойственны черты, которые  снижают ее эффективность. Во-первых, изменение госрасходов может  приходить в противоречия с целями расходования по другим направлениям для проведения определенной политики. Во-вторых, данная политика эффективна в краткосрочном периоде. В-третьих, ей характерен эффект запаздывания, т. е. необходимо время, чтобы изменить величину налога или правительственных  закупок. И, наконец, эффективность  политики возрастает только в том  случае, если она сочетается с кредитно- денежной политикой.

Проведя анализ государственного регулирования налогово-бюджетной  политики, делаем вывод, что изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической  теории в целом. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное  использование механизмов бюджетно-налоговой  политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность  использования государством экономических  рычагов регулирования.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние  на величину дохода. Это повышает возможности  использования фискальной политики для стабилизации экономики.

Эффективная система управления общественными  финансами – важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. В этом смысле бюджетные реформы  неизбежны, и откладывать их –  значит неявно соглашаться с нарастающим  отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Балацкий Е. В. Эффективность  фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования,2000, № 5,с. 25-28.

2. Беспалов В., Амураль И. Фискальная  на современном этапе // Общество и экономика, 2007, с.10-12.

 

3. Боткин О. И., Дедов Л.А. Макроструктурный динамический анализ экономики - Екатеринбург: УрО РАН, 2005.

4. Губанов С. Макроэкономическое регулирование. За какой моделью будущее? // Экономист, 2005, с.9-14.

5. Гусаков С.В., Жак С.В. Оптимальные равновесные цены и точка Лаффера // Экономика и математические методы, 2003, т. 31, вып. 4,с.14-23.

6. Иванов В. К. Обозрение российской экономики // Экономическое развитие России, 2007,№ 7,с.23-27.

7. Медведев А.А. Российская экономика: состояние и тенденции экономического роста – М.: ГУ-ВШЭ,2007.

 

8. Пястолов С. М. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004.

9. Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007.

10. Хрестинин В. В. Финансовое состояние как фактор кредитоспособности предприятия // Вестник Московского университета,2006, с.20-21.

 

 

 


Информация о работе Фискальная политика государства