Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Введение 3
1.Экономическая сущность фискальной политики: цели и задачи. 4
2.Типы фискальной политики. 10
3.Инструменты фискальной политики. 16
4.Проблемы при проведении фискальной политики. 23
5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики. 24
6.Государственное регулирование фискальной политики. 32
Заключение 35
Список использованной литературы
Рис 4. Фискальная политика: эффекты вытеснения и инфляции[1,16]
Предположим, что безинфляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. руб., как показано на рис. 4а. Для упрощения из кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состояние экономики. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой AS приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.
Начнем с совокупного спроса на уровне AD1 который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. руб. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. руб. — к AD2. Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. руб. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.
На рис. 4б ситуация несколько усложнена добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от AD1 до AD2, часть инвестиций может оказаться вытесненной, так что совокупный спрос установится на уровне AD'2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд. руб., а не до искомых 515 млрд. руб. Эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.
На рис. 4в перейдем к более реалистичной кривой совокупного предложения, в которую включен промежуточный отрезок. Отвлечемся здесь от эффекта вытеснения и предположим, что стимулирующая фискальная политика успешно справляется с перемещением совокупного спроса от ADl до AD2. Если бы кривая совокупного предложения выглядела, как на рис. 4а и 4б, полная занятость не достигалась бы при ВВП равном 515 млрд. руб., а цены оставались бы на уровне Р1. Но мы обнаружим, что на восходящем промежуточном отрезке кривой совокупного предложения часть прироста совокупного спроса «подавляется» более высокими ценами, в результате чего реальный ВВП возрастает на меньшую величину. В частности, уровень цен повышается от Р1 до Р2 и реальный объем производства увеличивается только до 505 млрд. руб. [9,212]
Фискальная политика в открытой экономике.
Дополнительные сложности
осуществления фискальной
Известно, что события
и меры экономической политики,
предпринимаемые за рубежом,
Фискальная политика, ориентированная на предложение.
Обратимся к более тесной связи между фискальной политикой и совокупным предложением. Экономисты признают, что фискальная политика — особенно изменение налогов — может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на воздействие фискальной политики на соотношение уровня цен и реального объема производства.
Допустим, что на рис.5 совокупный спрос и совокупное предложение представлены соответственно кривыми AD1 и AS1 так что равновесный ВВП находится в точке Q1 при уровне цен Р1.
Рис 5. Воздействие фискальной политики на предложжение[1,21]
Предположим, что уровень безработицы в точке Q1 правительство сочло слишком высоким и поэтому прибегло к стимулирующей фискальной политике в форме снижения налогов. Воздействие такой меры на спрос состоит в увеличении совокупного спроса AD1 до AD2. Этот сдвиг повышает величину реального ВВП до Q2, но также ведет к росту цен до Р2.
Как снижение налогов может повлиять на величину совокупного предложения?
Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.
6.Государственное регулирование фискальной политики.
Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго - эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.
Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.
Направления совершенствования налоговой системы.
Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
Заключение
Выявляя экономическую сущность фискальной политики и изучая ее цели и задачи, определили, что данная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Государственное регулирование
экономики и использование
Рассматривая типы фискальной
политики, раскрывая ее инструменты,
обозначили, что эффективная фискальная
политика опирается с одной стороны
на механизмы саморегулирования, заложенные
в экономическую систему, а с
другой – на тщательное, осторожное
дискреционное регулирование
Эффективная фискальная политика должна
учитывать реальное состояние экономики,
а именно должна быть стимулирующей,
т.е. увеличивать государственные
расходы и уменьшать налоги в
период наметившегося спада
Однако ей свойственны черты, которые снижают ее эффективность. Во-первых, изменение госрасходов может приходить в противоречия с целями расходования по другим направлениям для проведения определенной политики. Во-вторых, данная политика эффективна в краткосрочном периоде. В-третьих, ей характерен эффект запаздывания, т. е. необходимо время, чтобы изменить величину налога или правительственных закупок. И, наконец, эффективность политики возрастает только в том случае, если она сочетается с кредитно- денежной политикой.
Проведя анализ государственного
регулирования налогово-
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики.
Эффективная система управления общественными финансами – важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. В этом смысле бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их – значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.
Список использованной литературы
1.Балацкий Е. В.
2. Беспалов В., Амураль И. Фискальная на современном этапе // Общество и экономика, 2007, с.10-12.
3. Боткин О. И., Дедов Л.А. Макроструктурный динамический анализ экономики - Екатеринбург: УрО РАН, 2005.
4. Губанов С. Макроэкономическое регулирование. За какой моделью будущее? // Экономист, 2005, с.9-14.
5. Гусаков С.В., Жак С.В. Оптимальные равновесные цены и точка Лаффера // Экономика и математические методы, 2003, т. 31, вып. 4,с.14-23.
6. Иванов В. К. Обозрение российской экономики // Экономическое развитие России, 2007,№ 7,с.23-27.
7. Медведев А.А. Российская экономика: состояние и тенденции экономического роста – М.: ГУ-ВШЭ,2007.
8. Пястолов С. М. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004.
9. Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007.
10. Хрестинин В. В. Финансовое состояние как фактор кредитоспособности предприятия // Вестник Московского университета,2006, с.20-21.