Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Оглавление

Введение 3

1.Экономическая сущность фискальной политики: цели и задачи. 4

2.Типы фискальной политики. 10

3.Инструменты фискальной политики. 16

4.Проблемы при проведении фискальной политики. 23
5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики. 24

6.Государственное регулирование фискальной политики. 32

Заключение 35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Фискальная политика.docx

— 122.87 Кб (Скачать)

         Классификация налогов может быть проведена по разным критериям.

По способу взимания они могут  быть:

 прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика. Конечным  плательщиком прямых налогов  является владелец имущества  (дохода). Эти налоги подразделяются  на:

  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

 косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.       Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги (например, НДС);
  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

 В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:

  • федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
  • региональные, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов;
  • местные, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

По целевой направленности введения налоги классифицируются:

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика  это налоги:

  • взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
  • взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По срокам уплаты налоги бывают:

  • срочные, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  • периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 Реализация практического  назначения налогов осуществляется  посредством функций налогов.

 Фискальная функция  означает формирование государственных  доходов путем аккумулирования  в бюджете и внебюджетных фондах  денежных средств для финансирования  общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на  социальные услуги и хозяйственные  нужды, поддержку внешней политики  и безопасности, административное  управление, на выплаты по государственному  долгу.

 Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

Социальная функция затрагивает  проблемы справедливого налогообложения  и реализуется посредством:

  • неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения);
  • применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
  • введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция  регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического  лица.

 Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется  еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Итак, основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных  расходов или их направлений в  соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

 

 

4.Проблемы при проведении фискальной политики.

 

Оценка эффективности  фискальной политики чрезвычайно  
проблематична.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют  важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических  бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает  при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

 

5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики.

 

 

 К сожалению, существует  огромная разница между фискальной  политикой на бумаге и фискальной  политикой на практике. Поэтому  совершенно необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.

 

Временные проблемы.

  • Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Исключительно трудно точно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как индекс опережающих показателей, дают представление о направлении развития экономики, порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
  • Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономической ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.
  • Функциональный разрыв. Кроме того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

 

Компенсирующие сбережения.

 

 Некоторые экономисты  выдвигают такую теорию: расходы  дефицитного бюджета покрываются  равновеликим увеличением частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы, в конечном счете, обернутся повышением налогов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения (сокращают текущее потребление) в преддверии этих более высоких налогов. Бюджетный дефицит — государственное расходование сбережений — вызовет увеличение частных сбережений. Эта концепция, впервые выдвинутая английским экономистом Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентности Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограниченное влияние на ВВП, как и финансирование, путем повышения существующих налогов.

 

 

Эффекты  вытеснения и инфляции.

 

           Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Предположим, что экономика  находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.

 Хотя лишь немногие  подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.

 Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.

Рассмотрим воздействие вытеснения и инфляции на фискальную

политику с помощью рис. 4.

                Реальный ВВП(в млрд.дол.)                         Реальный ВВП(в млрд.дол.)

а). Фискальная политика в чистом виде              б) Фискальная политика и эффект

                                                                                       вытеснения

                                                                                  г) Фискальная политика и эффект

                                                                                       чистого экспорта

Реальный ВВП(в млрд.дол.)

в) Фискальная политика и инфляция

Информация о работе Фискальная политика государства