Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Введение 3
1.Экономическая сущность фискальной политики: цели и задачи. 4
2.Типы фискальной политики. 10
3.Инструменты фискальной политики. 16
4.Проблемы при проведении фискальной политики. 23
5.Внешние и внутренние ограничения эффективности фискальной политики. 24
6.Государственное регулирование фискальной политики. 32
Заключение 35
Список использованной литературы
Классификация налогов может быть проведена по разным критериям.
По способу взимания они могут быть:
прямые налоги, которые взимаются
непосредственно с доходов или
имущества налогоплательщика.
косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:
По целевой направленности введения налоги классифицируются:
В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги:
По срокам уплаты налоги бывают:
Реализация практического
назначения налогов
Фискальная функция
означает формирование
Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.
Социальная функция
Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.
Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.
Различные инструменты по-разному
воздействуют на экономику. Государственные
закупки, образуют один из компонентов
совокупных расходов, а, следовательно,
и спроса. Как и частные расходы,
государственные закупки
Итак, основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
4.Проблемы при проведении фискальной политики.
Оценка эффективности
фискальной политики чрезвычайно
проблематична.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
К сожалению, существует
огромная разница между
Временные проблемы.
Компенсирующие сбережения.
Некоторые экономисты
выдвигают такую теорию: расходы
дефицитного бюджета
Эффекты вытеснения и инфляции.
Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.
Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.
Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.
Рассмотрим воздействие
политику с помощью рис. 4.
Реальный ВВП(в млрд.дол.) Реальный ВВП(в млрд.дол.)
а). Фискальная политика в чистом виде б) Фискальная политика и эффект
Реальный ВВП(в млрд.дол.)
в) Фискальная политика и инфляция