Современная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.doc

— 225.00 Кб (Скачать)


42

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

              ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                            3

1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –

БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ                                                                                                   5

2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –

БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН                             17

3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ

ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                                                                      29

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                        38

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                        40

          ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

ВВЕДЕНИЕ

 

              Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традицион­но являются предметом острых дискуссий прак­тически для любой страны. Наиболее эффек­тивной и перспективной мерой считаются сни­жение общего уровня налогообложения и сти­мулирование расширения налоговой базы.

              Альтернативный путь - увеличение госу­дарственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо на­правлять на финансирование высокотехноло­гичных "прорывных" инвестиционных проектов, способных дать экономике новые им­пульсы к росту.              Сокращение бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ста­вок, создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налого­вого бремени на более низком уровне стимули­рует рост как потребления, так и инвестиций.

              Сам по себе бюджетный дефицит не всегда выступает как безусловное зло, с ко­торым надо бороться любыми средствами, по­скольку его формальное устранение путем де­нежной эмиссии или чрезмерного сокраще­ния государственных расходов без учета реа­льных потребностей экономики чревато отри­цательными последствиями. В то же время сбалансированный бюджет или бюджет, сформированный и выполняемый с профицитом, не всегда являются признаком здоровой, динамично развивающейся на основе внут­ренних резервов экономики, а могут быть ре­зультатом действия внешних факторов.

              Для сильной экономики, успешно реали­зующей потенции к росту, допустимо в опре­деленных пределах наличие бюджетного де­фицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, сни­жение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового ба­ланса, сокращение темпов инфляции.

              Налоги и бюджет мож­но использовать в качестве рычага воздействия на экономические про­цессы. В условиях мирового финансового кризиса, который затронул и экономику Республики Беларусь актуальность стимулирующей политики в том числе фискальной особенно велика поэтому и тема данной курсовой работы: «Налогово – бюджетная политика в рыночной экономике: цели, направления, результативность», является актуальной.

              Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.

Объект исследования – экономика Республики Беларусь.

              Предмет исследования – фискальная политика.

              Задачами исследования являются:

- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;

- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;

- исследование особенностей фискальной политики в РБ.

В соответствии с этими задачами структура курсовой работы состоит из трёх глав, введения, заключения, списка использованных источников.

              При написании курсовой работы использовался широкий круг периодической литературы. В целом, данная тема раскрыта в периодической литературе достаточно хорошо.

              В частности следует отметить следующие статьи:

Астапов К.Л. «О реформе налоговой политики» - в данной статье анализируются направления реформирования состояния налогообложения в Республике Беларусь. Также анализируется современное состояния налогообложения в РБ. В статье Арбатова «Бюджетно – налоговое стимулирование»,  раскрываются особенности механизма бюджетно – налогового стимулирования экономики. Здесь анализируются инструменты, применяемые при бюджетно – налоговом стимулировании.

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Налогово – бюджетная или фискальная политика — это система мер государственного воздей­ствия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налого­во-бюджетных (фискальных) рычагов [9, с. 212].

Фискальная политика может преследовать тактические и стратеги­ческие цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве ре­зультата.

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспече­ние выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение досту­па импорта на внутренний рынок и др.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длитель­ном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие науч­но-технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процес­сы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экс­портной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот.

Различают такие типы фискальной политики, как стимулирующая и сдерживающая, дис­креционная (автоматическая) и недискреционная.

ВВП(Y)

 

              Yf

              Сдерживающая фискальная

              политика

                                                            Yфакт

 

                                            Стимулирующая фискальная политика

 

 

              время

Рис. 1.1 - Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства [9, с. 97].

Стимулирующая фискальная политика (рис. 1.1) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кри­зисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорента­бельных и убыточных производств, стимулировании роста инвести­ций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фис­кальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономи­ку): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государ­ственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется рас­ширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства.

Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществ­ляется в период спада производства при значительном уровне без­работицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с уве­личением государственных расходов.

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характе­ризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антицик­лического типа. В результате их применения сглаживается динамика на­ционального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

Фискальную политику проводит правительст­во. Ее инструменты воздействуют как на совокуп­ный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики высту­пают расходы и доходы государственного бюджета:

-  государственные закупки;

-  налоги;

-  трансферты [9, с. 94].

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюд­жета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает сово­купное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдержива­ет производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения  [12, с. 3].

Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет вели­чину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов оз­начают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и ин­вестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоря­жении фирм) расходов.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокуп­ный спрос проводилось Дж. М. Кейсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на эко­номику с эффектом мультипликатора [9, с. 98].

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы од­ного экономического агента превращаются в дополнительные доходы дру­гого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расхо­дование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изме­нение расходов [6, с. 48].

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирова­ния на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответ­ствии с чем определяется механизм ее функционирования, кон­кретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика представляет собой политику государства, которая избирательно применяется в конкретной экономи­ческой ситуации, на краткосрочных временных интервалах и направлена на устранение определенных форм макроэкономического равновесия.

Мультиплика­тор — это соотношение отклонения от равновесного ЧНП и исходного изменения в расходах (на ин­вестиции), вызвавшего данное изменение реального ЧНП. То есть:

мультипликатор = изменение в реальном ЧНП/ первоначальное изменение в расходах [4, с. 247]

Или, преобразуя уравнение, можно сказать, что:

              Изменение в ЧНП = Мультипликатор * первоначальное изменение в инвестициях [6, с. 48]

Мультипликатор равен обрат­ной величине MPS. Обратная величина любого чис­лового значения — это частное, получаемое от деле­ния единицы на данное число. То есть: мультипликатор = 1/MPS,

Где МРS – предельная склонность к сбережениям.

Данная формула дает возможность определить мультипликатор. Все, что нам необходимо для бы­строго вычисления мультипликатора, это величина MPS. Поскольку МРС + MPS = 1, MPS = 1 — МРС. Соответствен­но, формулу мультипликатора можно записать сле­дующим образом:

мультипликатор = 1/(1-МРС)

              где МРС – предельная склонность к потреблению.

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объ­ясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спро­са), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских рас­ходов.

Информация о работе Современная фискальная политика