Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы.
Альтернативный путь - увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных "прорывных" инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Сокращение бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ставок, создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост как потребления, так и инвестиций.
Сам по себе бюджетный дефицит не всегда выступает как безусловное зло, с которым надо бороться любыми средствами, поскольку его формальное устранение путем денежной эмиссии или чрезмерного сокращения государственных расходов без учета реальных потребностей экономики чревато отрицательными последствиями. В то же время сбалансированный бюджет или бюджет, сформированный и выполняемый с профицитом, не всегда являются признаком здоровой, динамично развивающейся на основе внутренних резервов экономики, а могут быть результатом действия внешних факторов.
Для сильной экономики, успешно реализующей потенции к росту, допустимо в определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса, сокращение темпов инфляции.
Налоги и бюджет можно использовать в качестве рычага воздействия на экономические процессы. В условиях мирового финансового кризиса, который затронул и экономику Республики Беларусь актуальность стимулирующей политики в том числе фискальной особенно велика поэтому и тема данной курсовой работы: «Налогово – бюджетная политика в рыночной экономике: цели, направления, результативность», является актуальной.
Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.
В соответствии с этими задачами структура курсовой работы состоит из трёх глав, введения, заключения, списка использованных источников.
При написании курсовой работы использовался широкий круг периодической литературы. В целом, данная тема раскрыта в периодической литературе достаточно хорошо.
В частности следует отметить следующие статьи:
Астапов К.Л. «О реформе налоговой политики» - в данной статье анализируются направления реформирования состояния налогообложения в Республике Беларусь. Также анализируется современное состояния налогообложения в РБ. В статье Арбатова «Бюджетно – налоговое стимулирование», раскрываются особенности механизма бюджетно – налогового стимулирования экономики. Здесь анализируются инструменты, применяемые при бюджетно – налоговом стимулировании.
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Налогово – бюджетная или фискальная политика — это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов [9, с. 212].
Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.
Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.
Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.
Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.
С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот.
Различают такие типы фискальной политики, как стимулирующая и сдерживающая, дискреционная (автоматическая) и недискреционная.
ВВП(Y)
Yf
Сдерживающая фискальная
политика
Yфакт
Стимулирующая фискальная политика
время
Рис. 1.1 - Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства [9, с. 97].
Стимулирующая фискальная политика (рис. 1.1) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.
Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты [9, с. 94].
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения [12, с. 3].
Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.
Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное.
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.
Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж. М. Кейсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора [9, с. 98].
Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов [6, с. 48].
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика представляет собой политику государства, которая избирательно применяется в конкретной экономической ситуации, на краткосрочных временных интервалах и направлена на устранение определенных форм макроэкономического равновесия.
Мультипликатор — это соотношение отклонения от равновесного ЧНП и исходного изменения в расходах (на инвестиции), вызвавшего данное изменение реального ЧНП. То есть:
мультипликатор = изменение в реальном ЧНП/ первоначальное изменение в расходах [4, с. 247]
Или, преобразуя уравнение, можно сказать, что:
Изменение в ЧНП = Мультипликатор * первоначальное изменение в инвестициях [6, с. 48]
Мультипликатор равен обратной величине MPS. Обратная величина любого числового значения — это частное, получаемое от деления единицы на данное число. То есть: мультипликатор = 1/MPS,
Где МРS – предельная склонность к сбережениям.
Данная формула дает возможность определить мультипликатор. Все, что нам необходимо для быстрого вычисления мультипликатора, это величина MPS. Поскольку МРС + MPS = 1, MPS = 1 — МРС. Соответственно, формулу мультипликатора можно записать следующим образом:
мультипликатор = 1/(1-МРС)
где МРС – предельная склонность к потреблению.
Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских расходов.