Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Тх), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (располагаемый доход Yd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов , т.е. Yd = Y—Tx.) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S).
Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.
Следует обратить внимание на два момента:
- мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупного дохода.
- по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.
Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению дохода.
Величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.
Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу [10, с. 65].
Согласно кейнсианской концепции госрасходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста госрасходов растут совокупный спрос и ВВП. Госрасходы финансируются из средств госбюджета.
Таким образом, у государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы: государственные закупки, дотации, субвенции, субсидии, трансфертные платежи TR, инвестиции I.
Трансфертные платежи — это безвозмездные выплаты правительством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Как правило, они носят социальный характер.
Дотации — это денежные средства, выделяемые из госбюджета для оказания финансовой поддержки либо убыточным предприятиям, либо социально значимым производствам, иначе производители переложили бы соответствующую долю расходов на покупателей, что привело бы к росту цен, а также государственные денежные пособия в виде доплат гражданам.
Субвенции — это целевое денежное пособие, выделяемое центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта. При нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам [3, с. 70].
Субсидии — это пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые они не получают товары и услуги. Субсидии представляют собой правительственный трансфертный платеж, бывают прямые (в виде непосредственно предоставляемых средств) и косвенные (в виде налоговых или других льгот).
Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют части госрасходов G. Другая часть, как уже указывалось, является социальными выплатами и государственными инвестициями [9, с. 98].
Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, поэтому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (рис. 1.2).
G
Y=E
ΔG
а
0 Y1 Y2
Рис. 1.2 Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика госзакупок в кейнсианской концепции
Пусть государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину ΔG (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD1 до AD2. Равновесный ВНП возрастает с Y1 до Y2.
В результате проведения фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.
Как следует из рис. 1.2, приращение ВВП по сравнению с изначальным приращением госзакупок значительно больше. Это определяется крутизной наклона линии совокупного спроса AD к горизонту, т. е. тангенсом угла а. Тангенс угла а можно рассчитать как отношение противолежащего катета (прироста госзакупок) к прилегающему катету (приросту ВВП).
Для математической интерпретации мультипликатора госзакупок (госрасходов) представим как функцию совокупного спроса как (Y-T) и госрасходов G):
AD=Y = MPC(Y-T)+a + I+G. 1.1
Преобразовывая выражение получим:
Y = (-MPC/1-MPC)*T + (1/1-MPC) * (a+I+G) 1.2
Выражение, стоящее перед налогами Т в уравнении (1.2) есть мультипликатор аккордных налогов m1, выражение стоящее перед государственными расходами G рассматривается как мультипликатор госрасходов mg.
Mg = 1/(1-MPC) 1.3
Тогда изменение величины объёма национального производства ΔY будет равно:
ΔY = [1/(1-MPC)]*ΔG 1.4
Выражение (1.4) показывает, что прирост госрасходов порождает прирост ВВП в мультипликативном размере.
Социальные выплаты (трансферты) TR — это безвозмездные социальные платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Выплата TR населению преследует целью выравнивание доходов граждан, социальную защиту малоимущих и многодетных, инвалидов и временно безработных [9, с. 100].
Как правило, рост социальных трансфертов в период экономического спада и их сокращение в период экономического подъема рассматриваются как инструменты соответственно стимулирующей и сдерживающей фискальной политики (неокейнсианский подход).
Социальные трансферты способствуют увеличению располагаемого дохода в экономике, следовательно, росту совокупного спроса (рис. 1.3). В результате кривая совокупных расходов передвигается вверх из положения AD1 до AD2, а равновесный ВВП смещается вправо, увеличиваясь
TR
Y=E
ΔTR
γ
0 Y1 Y2
Рис. 1.3 Стимулирующая фискальная политика социальных трансфертов
Мультипликатор социальных трансфертов. Из рис. 1.3 следует, что прирост ВВП происходит в намного большей степени, чем прирост социальных трансфертов., Как и в случае с госзакупками, имеет место мультипликативный эффект.
Располагаемый доход, увеличиваясь из-за роста социальных выплат в одной сфере, влечет за собой расширение располагаемого дохода в смежных сферах экономики. Мультипликативный эффект от роста социальных трансфертов аналогичен снижению аккордного налога, так как он тоже ведет к росту располагаемого дохода.
Мультипликатор социальных трансфертов рассчитывается аналогично мультипликатору аккордных налогов, за исключением отрицательного знака, так как уровень социальных трансфертов и уровень ВВП связаны прямо, а не обратно пропорциональной зависимостью:
Mtr = MPC/(1-MPC) 1.5
Дискреционная фискальная политика применяется, например, как факторное воздействие на торможение возможных инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления.
Механизм действия автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры: прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др [9, с. 117].
Автоматические (встроенные) стабилизаторы — это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
T G
Z
А D
B
0 C E F
Рис. 1.4. Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета
Разберем механизм действия автоматических стабилизаторов экономики на примере ставки пропорционального (подоходного) налога. Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это через мультипликатор вызовет в свою очередь еще большее падение равновесного уровня ВВП. Однако как следует из указанного выше примера, такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога t
Снижение налоговой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и уменьшается величина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t. (рисунок 1.4)
Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимется (развернётся под более крутым углом) вверх до уровня AD3 , так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным.
E Y=E
A1 AD1 = a+0,64Y+I1
AD2 = a+0,57Y+I1
AD2 = a+0,64Y+I2
A3
A2
0 Y2 Y3 Y1 Y
Рис. 1.5 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП
К автоматическим стабилизаторам относятся:
- подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);
- косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
- пособия по безработице;
- пособия по бедности.
К встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (У) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Tх = t х Y) уменьшается, а при "перегреве" экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при "перегреве" максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически "остужается" при "перегреве" и "подогревается" при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог [11, с. 32].
Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов — изъятия из экономики — сокращаются. Стабилизация экономики происходит автоматически [13, с. 25].
Итак, фискальная политика — это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов.
Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.
Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.
Отличительными особенностями дискреционной фискальной политики являются прерывность временных интервалов ее применения и сознательность применяемых мер.