Современная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Тх), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ве­дет к изменению величины располагаемого дохода. (распо­лагаемый доход Yd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных на­логов , т.е. Yd = Y—Tx.) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, напри­мер, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход уве­личивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S).

Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличе­нии) налогов на единицу.

Следует обратить внимание на два момента:

- мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупно­го дохода.

- по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения го­сударственных закупок и налогов.

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению дохода.

Величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу [10, с. 65].

Согласно кейнсианской концепции госрасходы являются основным инструментом макроэко­номического регулирования, так как по мере роста госрасходов растут сово­купный спрос и ВВП. Госрасходы финансируются из средств госбюджета.

Таким образом, у государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы: государственные закупки, дотации, субвенции, субсидии, трансфертные платежи TR, ин­вестиции I.

Трансфертные платежи — это безвозмездные выплаты правитель­ством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Как правило, они носят социальный характер.

Дотации — это денежные сред­ства, выделяемые из госбюджета для оказания финансовой поддержки либо убыточным предприятиям, либо социально значимым производ­ствам, иначе производители переложили бы соответствующую долю рас­ходов на покупателей, что привело бы к росту цен, а также государствен­ные денежные пособия в виде доплат гражданам.

Субвенции — это целевое денежное пособие, выделяемое центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта. При нарушении целево­го использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам [3, с. 70].

Субсидии — это пособие пра­вительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые они не получают товары и услуги. Субсидии представляют собой правительственный трансферт­ный платеж, бывают прямые (в виде непосредственно предоставляемых средств) и косвенные (в виде налоговых или других льгот).

Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услу­ги. Они соответствуют части госрасходов G. Другая часть, как уже ука­зывалось, является социальными выплатами и государственными инвес­тициями [9, с. 98].

Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновид­ность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, по­этому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму дей­ствия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рас­смотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (рис. 1.2).

                G

 

 

              Y=E

              ΔG                                                          AD = MPC*Y+a+I+G2

 

                                              AD1 = MPC*Y+a+I+G1

 

 

              а

 

 

           0                              Y1                         Y2                                 Y

              Рис. 1.2 Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика госзакупок в кейнсианской концепции

              Пусть государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину ΔG (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD1 до AD2. Равновесный ВНП возрастает с Y1 до Y2.

              В результате проведения фискальных мероприятий в экономике на­блюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.

Как следует из рис. 1.2, приращение ВВП по сравнению с изначальным приращением госзакупок значительно боль­ше. Это определяется крутизной наклона линии совокупного спроса AD к горизонту, т. е. тангенсом угла а. Тангенс угла а можно рассчитать как отношение противолежащего катета (прироста госзаку­пок) к прилегающему катету (приросту ВВП).

Для математической интерпретации мультипликатора госзакупок (госрасходов) представим как функцию совокупного спроса как (Y-T) и госрасходов G):

AD=Y = MPC(Y-T)+a + I+G.                                     1.1

              Преобразовывая выражение получим:

              Y = (-MPC/1-MPC)*T  + (1/1-MPC) * (a+I+G)                               1.2

              Выражение, стоящее перед налогами Т в уравнении (1.2)  есть мультипликатор аккордных налогов m1, выражение стоящее перед государственными расходами G рассматривается как мультипликатор госрасходов mg.

              Mg = 1/(1-MPC)                                                                      1.3

              Тогда изменение величины объёма национального производства ΔY будет равно:

              ΔY = [1/(1-MPC)]*ΔG                                                        1.4

Выражение (1.4) показывает, что прирост госрасходов порождает при­рост ВВП в мультипликативном размере.

Социальные выплаты (трансферты) TR — это безвозмездные социальные платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Выплата TR населению преследует целью выравнивание доходов граждан, социальную защиту малоимущих и мно­годетных, инвалидов и временно безработных [9, с. 100].

Как правило, рост социальных трансфертов в период экономического спада и их сокращение в период экономического подъема рассматрива­ются как инструменты соответственно стимулирующей и сдерживаю­щей фискальной политики (неокейнсианский подход).

Социальные трансферты способствуют увеличению располагаемого дохода в экономике, следовательно, росту совокупного спроса (рис. 1.3). В результате кривая совокупных расходов передвигается вверх из поло­жения AD1 до AD2, а равновесный ВВП смещается вправо, увеличиваясь

   TR

 

 

              Y=E

              ΔTR                                                           AD2 = MPC*(Y+TR2)+a+I+G

 

                                              AD1 = MPC*(Y+TR1)+a+I+G

 

 

              γ

 

 

           0                              Y1                         Y2                                 Y

              Рис. 1.3 Стимулирующая фискальная политика социальных трансфертов

Мультипликатор социальных трансфертов. Из рис. 1.3 следует, что прирост ВВП происходит в намного большей степени, чем прирост соци­альных трансфертов., Как и в случае с госзакупками, имеет место муль­типликативный эффект.

Располагаемый доход, увеличиваясь из-за роста социальных выплат в одной сфере, влечет за собой расширение располагаемого дохода в смеж­ных сферах экономики. Мультипликативный эффект от роста соци­альных трансфертов аналогичен снижению аккордного налога, так как он тоже ведет к росту располагаемого дохода.

Мультипликатор социальных трансфертов рассчитывается аналогич­но мультипликатору аккордных налогов, за исключением отрицательного знака, так как уровень социальных трансфертов и уровень ВВП связаны прямо, а не обратно пропорциональ­ной зависимостью:

Mtr = MPC/(1-MPC)              1.5

Дискреционная фискальная политика применяется, например, как фак­торное воздействие на торможение возможных инфляционных процес­сов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления.

Механизм действия автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Автоматическая фискальная политика основана на действии встроен­ных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры: прогрессивная система нало­гообложения, система социальных пособий и др [9, с. 117].

Автоматические (встроенные) стабилизаторы — это такие механиз­мы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на измене­ние совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способ­ствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специаль­ных шагов со стороны политиков.

              T   G

 

 

 

                                                                            H

              Z

              А                   D

 

              B

 

 

 

              0             C                         E                F                                  ВВП (Y) доходы (D)

 

Рис. 1.4. Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета

Разберем механизм действия автоматических стабилизаторов эконо­мики на примере ставки пропорционального (подоходного) налога. Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестицион­ного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это через мультипликатор вызовет в свою очередь еще большее падение равновесного уровня ВВП. Однако как следует из указанного выше примера, такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога t

Снижение налого­вой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и уменьшается вели­чина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t. (рисунок 1.4)

          Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимется (развернётся под более крутым углом) вверх до уровня AD3 , так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным.

E              Y=E

              A1              AD1 = a+0,64Y+I1

              AD2 = a+0,57Y+I1

              AD2 = a+0,64Y+I2

              A3

              A2             

 

            0               Y2    Y3          Y1              Y

Рис. 1.5 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП

           К автоматическим стабилизаторам относятся:

-  подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

-  косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

-   пособия по безработице;

-  пособия по бедности.

К встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (У) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Tх = t х Y) уменьшается, а при "перегреве" экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при "перегреве" максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически "остужа­ется" при "перегреве" и "подогревается" при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог [11, с. 32].

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов — изъятия из экономики — сокращаются. Ста­билизация экономики происходит автоматически [13, с. 25].

Итак, фискальная политика — это система мер государственного воздей­ствия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налого­во-бюджетных (фискальных) рычагов.

Фискальная политика может преследовать тактические и стратеги­ческие цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве ре­зультата.

Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государствен­ных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.

Отличительными особенностями дискреционной фискаль­ной политики являются прерывность временных интервалов ее примене­ния и сознательность применяемых мер.

Информация о работе Современная фискальная политика