Современная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
>Дискреционная фискальная политика применяется, например, как фак­торное воздействие на торможение возможных инфляционных процес­сов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –

БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН

 

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необ­ходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов [7, с. 51].

Современная структура федеральных налогов США включает во­семь позиций:

-  индивидуальные подоходные налоги (48 % доходной части федерального бюджета 2001 г.);

-  налоговые отчисления в фонды социального обеспечения (34 %);

-  налоги с прибыли корпораций (10 %);

-  акцизные сборы (4 %);

-  налоги на наследство и дарение;

-  таможенные пошлины;

-  налоги с розничных продаж потребительских товаров;

-  налоги на движимую и недвижимую собственность.

Суммарная доля четырех последних видов налогов в феде­ральном бюджете составляет 4 % [14, с. 104].

Наибольшее значение в американской налоговой системе имеют прямые налоги, а именно налоги на личные доходы (ин­дивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыли корпораций.

Для индивидуального подоходного налогообложения в США ха­рактерны следующие особенности:

-  прогрессивный характер налогообложения;

-  дискретность налоговых отчислений — каждая более высо­кая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;

-  регулярное изменение в законодательном порядке ставок налогообложения;

-  универсальность обложения — при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;

-  наличие большого количества целевых скидок, льгот и ис­ключений;

-  обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;

-  фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.

Вторая по величине часть федеральной системы налогообло­жения — взносы в фонды социального обеспечения — состоит из нескольких компонентов. В нее входят налог для целей социаль­ного страхования; налог для обеспечения медицинского обслу­живания; выплаты в федеральный фонд пособий по безработице в форме отдельного налога. Ставка налога одинакова для рабо­тодателей и работников: 6,2 % при максимальной величине на­логооблагаемой суммы 72 600 дол. в год на 1999 г. и 76 200 на 2000 г. Для уплаты этого налога каждый наниматель проводит отчисления от полной суммы выплаченной заработной платы и всех прочих вознаграждений. Таким образом, общая величина налоговых сборов составляет 12,4 % фонда заработной платы.

Налог на прибыль корпораций представляет собой форму изъя­тия денег в основном у богатых американцев, владеющих произ­водственным капиталом. После налоговой реформы 1986 г. этот налог стал взиматься по трехразрядной шкале ставок: 15 % на пер­вые 50 тыс. дол. прибыли, 25 % на следующие 25 тыс. дол. прибы­ли и 34 % на прибыль сверх этой суммы  [1, с. 29].

Акцизы США подразделяются на налоги на топливную про­дукцию — бензин, дизельное топливо, авиационный керосин; промышленные изделия — автомобильные шины, снаряжение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины и активные препараты; транспортные и коммуникационные на­логи, природоохранные сборы.

Вторым звеном налоговой системы США являются налоги штатов и местных органов власти. В США в соответствии с Кон­ституцией каждый штат обладает суверенитетом во всех областях, кроме составляющих исключительную прерогативу федеральной власти и запрещенных Конституцией или федеральными закона­ми. Следствием такого государственного устройства является де­централизация налоговой политики и налоговой администрации, как ни в одной другой стране мира.

Основу бюджетов штатов составляют налоги на продажи (потребление), местных бюджетов — налоги на собственность. В структуре поступлений их бюджетов указанные налоги со­ставляли в последние годы 55-60 %.

В налоговых доходах штатов примерно 30 % приходится на общие налоги с продаж и подоходный налог с физических лиц, 10 — на налог с доходов корпораций и 20 % — на акцизы (доля налогов на автомобильное топливо намного выше доли акцизов на та­бачные изделия и алкогольные напитки). Другие налоги (ли­цензионные сборы и налоги на добычу полезных ископаемых) приносят около 10 % доходов штатов. Примерно столько же — 10 % — составляют отчисления в страховые фонды по выплате пособий по безработице и потере работоспособности. Около 20 % всех доходов штатов — перечисления федерального пра­вительства преимущественно строго целевого назначения: на оказание помощи беднейшим слоям населения, на строитель­ство дорог и мостов и т.д.

Структуры доходов разных штатов существенно различают­ся, так как не везде используются все налоги, а экономическое состояние штатов сильно разнится, особенно по экономически значимым природным ресурсам. В пяти штатах взимается об­щий налог с продаж, в девяти — индивидуальный подоходный налог с широкой базой, еще в пяти не собирают налог с доходов корпораций.

Налоговые базы и ставки также сильно различаются. Диапа­зоны ставок подоходного налога на корпорации в разных штатах варьируют от 1 до 12 %, а в некоторых его вообще нет. По источ­никам налоговых поступлений из общего ряда выделяются: Аля­ска, получающая большую часть доходов от налогообложения добычи природных ресурсов (преимущественно нефти), и Вайо­минг, где этот же источник дает около 40 % доходов; Флорида и Вашингтон, которые не собирают индивидуального подоход­ного налога, а получают более 60 % своих доходов за счет общего налога с продаж; Нью-Гэмпшир — 45 % доходов приходится на выборочные налоги с продаж; Делавэр, получающий около 20 % налоговых поступлений за счет привилегированных сборов от штаб-квартир корпораций, расположенных на его территории; Орегон, где нет налога с продаж, а 70 % поступлений приходится на подоходный налог (в штатах Массачусетс и Нью-Йорк — бо­лее 60 %)  [2, с. 24].

Местные налоги распределяются на три основные группы.

Первая группа — прямые и косвенные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. К прямым относят­ся имущественные и промысловые налоги, налоги на наследство и дарение; к косвенным — налоги на продажи, на моторное топ­ливо, табачные изделия и спиртные напитки.

Вторая группа местных налогов представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. К таким налогам относятся индивидуальные подоходные и корпоративные налоги.

Третья группа местных налогов — налоги на транспортные средства, на содержание собак, на зрелища, на гостиницы, ком­мунальные сборы и прочие. Среди налогов на потребление — налоги на регистрацию автомашин и парковку автомобиля, акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний де­лится между бюджетами штата и городов. Ставка налога зависит от вида автомобиля. В принципе, эта группа налогов не имеет су­щественного экономического значения ни для государственных, ни для местных бюджетов.

В Германии  государственным актом, регулирующим общие вопросы налоговой политики, является Положение о налогах и плате­жах от 16 марта 1976 г. с изменениями и дополнениями. Оно определяет: субъекты и объекты налоговой политики; общий порядок взимания налогов и базу их исчисления; санкции при невыполнении физическими или юридическими лицами своих налоговых обязательств; процедуру проверки данных о доходах налогоплательщиков.

Современная налоговая система ФРГ основывается на прин­ципах, заложенных еще Л. Эрхардом:

-  налоги должны быть возможно минимальными;

-  при налогообложении того или иного объекта должны учи­тываться целесообразность взимания налога, т.е. окупае­мость затрат на взимание налогов;

-  налоги не должны препятствовать конкуренции;

-  налоги должны соответствовать структурной политике;

-  налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

-  налоговая система должна исключать двойное налогообло­жение;

-  система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. На­логовый работник не имеет права давать каких-либо сведе­ний о налогоплательщике. Должно быть гарантировано соблюдение коммерческой тайны;

-  величина налогов должна находиться в соответствии с объ­емом оказываемых государством услуг [13, с. 27].

Сегодня налоговая система ФРГ представляет собой слож­ную разветвленную систему, охватывающую практически все стороны жизнедеятельности общества. В ее основе лежит прин­цип множественности налогов (их свыше 50). Налоговые сборы приносят около 80 % доходов бюджета. Налоги делятся:

-  на федеральные;

-  земельные;

-  муниципальные общинные;

-  совместные;

-  церковные.

На федеральные налоги приходится 48 % общей суммы нало­говых поступлений, земельные — 34, общинные — 13 % (остаток (5 %) составляют взносы в Фонд выравнивания бремени войны и долю ЕС). Основными плательщиками налогов являются рабо­чие и служащие (около 70 % всех налоговых поступлений страны).

Федеральные поступления в бюджет складываются из нало­гов на продукцию потребительского спроса: бензин и другое нефтяное топливо (5,6 %), табак (3,1 %), винно-водочные изде­лия (0,8 %) и пр. Полностью в федеральный бюджет зачисляют­ся сборы от следующих, налогов:

-  таможенные сборы;

-  налог на движение капитала;

-  налог на страхование;

-  вексельный налог;

-  сборы в рамках ЕС;

-  налоги на спирто - водочные изделия и другие предметы по­требления, за исключением налога на пиво (акцизы).

Две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет — это прямые налоги: подоходный, корпорационный, с оборота и промысловый. Эти налоги относятся к совместным поступле­ниям, так как они направляются в бюджеты разных уровней. Со­вместные налоги являются примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются:

-  42,5 % сборов подоходного налога;

-  50 — налога на корпорации;

-  65— налога с оборота, включая налог с импортного оборота;

- 9 % сборов промыслового налога [13, с. 27].

Налоговая система ФРГ в первую очередь опирается на подо­ходный налог (более трети общей суммы налоговых поступле­ний). Он взимается в соответствии с законом о подоходном на­логе от 27 февраля 1987 г. с изменениями и дополнениями с фонда заработной платы и с доходов от капитала, в том числе дивидендов, если они не облагаются налогом с корпораций. По­доходным налогом облагаются доходы физических лиц: заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, доходы от индивидуальной трудовой деятельности и т.п. Необлагаемый минимум для одиноких — 5616 марок в год, для семейных пар — 11 232 марки. Минимальная ставка подоходного налога — 22,9 %, максимальная — 51 % (до 1990 г. — 56 %, до 2000 г. - 53 %).

Налог на доходы от капитала является одной из форм подо­ходного налога. Он взимается с физических лиц непосредствен­но при выплате доходов с капитала — дивидендов, процентов по акциям и т.п. Налогообложению подлежит сумма дивидендов после уплаты корпорационного налога. Ставка налога на доходы от капитала — 25 %. Доля налога с капитала в общем объеме всех налоговых поступлений не превышает 1,6—1,7 %.

В конце 1999 г. правительство Германии объявило о самом большом за всю историю ФРГ снижении налогов, получившем название «реформа века» (табл. 1).

Таблица 1 – Реформирование подоходного налога

Этап

Минимальная ставка, %

Максимальная ставка, %

1 этап 2001-2002

2 этап 2003-2004

3 этап 2005

Снижение с 22,9 до 19,9

17

15

Снижение с 51 до 48,5

47

45

Информация о работе Современная фискальная политика