Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН
Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов [7, с. 51].
Современная структура федеральных налогов США включает восемь позиций:
- индивидуальные подоходные налоги (48 % доходной части федерального бюджета 2001 г.);
- налоговые отчисления в фонды социального обеспечения (34 %);
- налоги с прибыли корпораций (10 %);
- акцизные сборы (4 %);
- налоги на наследство и дарение;
- таможенные пошлины;
- налоги с розничных продаж потребительских товаров;
- налоги на движимую и недвижимую собственность.
Суммарная доля четырех последних видов налогов в федеральном бюджете составляет 4 % [14, с. 104].
Наибольшее значение в американской налоговой системе имеют прямые налоги, а именно налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыли корпораций.
Для индивидуального подоходного налогообложения в США характерны следующие особенности:
- прогрессивный характер налогообложения;
- дискретность налоговых отчислений — каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
- регулярное изменение в законодательном порядке ставок налогообложения;
- универсальность обложения — при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
- наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
- обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
- фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.
Вторая по величине часть федеральной системы налогообложения — взносы в фонды социального обеспечения — состоит из нескольких компонентов. В нее входят налог для целей социального страхования; налог для обеспечения медицинского обслуживания; выплаты в федеральный фонд пособий по безработице в форме отдельного налога. Ставка налога одинакова для работодателей и работников: 6,2 % при максимальной величине налогооблагаемой суммы 72 600 дол. в год на 1999 г. и 76 200 на 2000 г. Для уплаты этого налога каждый наниматель проводит отчисления от полной суммы выплаченной заработной платы и всех прочих вознаграждений. Таким образом, общая величина налоговых сборов составляет 12,4 % фонда заработной платы.
Налог на прибыль корпораций представляет собой форму изъятия денег в основном у богатых американцев, владеющих производственным капиталом. После налоговой реформы 1986 г. этот налог стал взиматься по трехразрядной шкале ставок: 15 % на первые 50 тыс. дол. прибыли, 25 % на следующие 25 тыс. дол. прибыли и 34 % на прибыль сверх этой суммы [1, с. 29].
Акцизы США подразделяются на налоги на топливную продукцию — бензин, дизельное топливо, авиационный керосин; промышленные изделия — автомобильные шины, снаряжение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины и активные препараты; транспортные и коммуникационные налоги, природоохранные сборы.
Вторым звеном налоговой системы США являются налоги штатов и местных органов власти. В США в соответствии с Конституцией каждый штат обладает суверенитетом во всех областях, кроме составляющих исключительную прерогативу федеральной власти и запрещенных Конституцией или федеральными законами. Следствием такого государственного устройства является децентрализация налоговой политики и налоговой администрации, как ни в одной другой стране мира.
Основу бюджетов штатов составляют налоги на продажи (потребление), местных бюджетов — налоги на собственность. В структуре поступлений их бюджетов указанные налоги составляли в последние годы 55-60 %.
В налоговых доходах штатов примерно 30 % приходится на общие налоги с продаж и подоходный налог с физических лиц, 10 — на налог с доходов корпораций и 20 % — на акцизы (доля налогов на автомобильное топливо намного выше доли акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки). Другие налоги (лицензионные сборы и налоги на добычу полезных ископаемых) приносят около 10 % доходов штатов. Примерно столько же — 10 % — составляют отчисления в страховые фонды по выплате пособий по безработице и потере работоспособности. Около 20 % всех доходов штатов — перечисления федерального правительства преимущественно строго целевого назначения: на оказание помощи беднейшим слоям населения, на строительство дорог и мостов и т.д.
Структуры доходов разных штатов существенно различаются, так как не везде используются все налоги, а экономическое состояние штатов сильно разнится, особенно по экономически значимым природным ресурсам. В пяти штатах взимается общий налог с продаж, в девяти — индивидуальный подоходный налог с широкой базой, еще в пяти не собирают налог с доходов корпораций.
Налоговые базы и ставки также сильно различаются. Диапазоны ставок подоходного налога на корпорации в разных штатах варьируют от 1 до 12 %, а в некоторых его вообще нет. По источникам налоговых поступлений из общего ряда выделяются: Аляска, получающая большую часть доходов от налогообложения добычи природных ресурсов (преимущественно нефти), и Вайоминг, где этот же источник дает около 40 % доходов; Флорида и Вашингтон, которые не собирают индивидуального подоходного налога, а получают более 60 % своих доходов за счет общего налога с продаж; Нью-Гэмпшир — 45 % доходов приходится на выборочные налоги с продаж; Делавэр, получающий около 20 % налоговых поступлений за счет привилегированных сборов от штаб-квартир корпораций, расположенных на его территории; Орегон, где нет налога с продаж, а 70 % поступлений приходится на подоходный налог (в штатах Массачусетс и Нью-Йорк — более 60 %) [2, с. 24].
Местные налоги распределяются на три основные группы.
Первая группа — прямые и косвенные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. К прямым относятся имущественные и промысловые налоги, налоги на наследство и дарение; к косвенным — налоги на продажи, на моторное топливо, табачные изделия и спиртные напитки.
Вторая группа местных налогов представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. К таким налогам относятся индивидуальные подоходные и корпоративные налоги.
Третья группа местных налогов — налоги на транспортные средства, на содержание собак, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие. Среди налогов на потребление — налоги на регистрацию автомашин и парковку автомобиля, акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставка налога зависит от вида автомобиля. В принципе, эта группа налогов не имеет существенного экономического значения ни для государственных, ни для местных бюджетов.
В Германии государственным актом, регулирующим общие вопросы налоговой политики, является Положение о налогах и платежах от 16 марта 1976 г. с изменениями и дополнениями. Оно определяет: субъекты и объекты налоговой политики; общий порядок взимания налогов и базу их исчисления; санкции при невыполнении физическими или юридическими лицами своих налоговых обязательств; процедуру проверки данных о доходах налогоплательщиков.
Современная налоговая система ФРГ основывается на принципах, заложенных еще Л. Эрхардом:
- налоги должны быть возможно минимальными;
- при налогообложении того или иного объекта должны учитываться целесообразность взимания налога, т.е. окупаемость затрат на взимание налогов;
- налоги не должны препятствовать конкуренции;
- налоги должны соответствовать структурной политике;
- налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
- налоговая система должна исключать двойное налогообложение;
- система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права давать каких-либо сведений о налогоплательщике. Должно быть гарантировано соблюдение коммерческой тайны;
- величина налогов должна находиться в соответствии с объемом оказываемых государством услуг [13, с. 27].
Сегодня налоговая система ФРГ представляет собой сложную разветвленную систему, охватывающую практически все стороны жизнедеятельности общества. В ее основе лежит принцип множественности налогов (их свыше 50). Налоговые сборы приносят около 80 % доходов бюджета. Налоги делятся:
- на федеральные;
- земельные;
- муниципальные общинные;
- совместные;
- церковные.
На федеральные налоги приходится 48 % общей суммы налоговых поступлений, земельные — 34, общинные — 13 % (остаток (5 %) составляют взносы в Фонд выравнивания бремени войны и долю ЕС). Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие (около 70 % всех налоговых поступлений страны).
Федеральные поступления в бюджет складываются из налогов на продукцию потребительского спроса: бензин и другое нефтяное топливо (5,6 %), табак (3,1 %), винно-водочные изделия (0,8 %) и пр. Полностью в федеральный бюджет зачисляются сборы от следующих, налогов:
- таможенные сборы;
- налог на движение капитала;
- налог на страхование;
- вексельный налог;
- сборы в рамках ЕС;
- налоги на спирто - водочные изделия и другие предметы потребления, за исключением налога на пиво (акцизы).
Две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет — это прямые налоги: подоходный, корпорационный, с оборота и промысловый. Эти налоги относятся к совместным поступлениям, так как они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются:
- 42,5 % сборов подоходного налога;
- 50 — налога на корпорации;
- 65— налога с оборота, включая налог с импортного оборота;
- 9 % сборов промыслового налога [13, с. 27].
Налоговая система ФРГ в первую очередь опирается на подоходный налог (более трети общей суммы налоговых поступлений). Он взимается в соответствии с законом о подоходном налоге от 27 февраля 1987 г. с изменениями и дополнениями с фонда заработной платы и с доходов от капитала, в том числе дивидендов, если они не облагаются налогом с корпораций. Подоходным налогом облагаются доходы физических лиц: заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, доходы от индивидуальной трудовой деятельности и т.п. Необлагаемый минимум для одиноких — 5616 марок в год, для семейных пар — 11 232 марки. Минимальная ставка подоходного налога — 22,9 %, максимальная — 51 % (до 1990 г. — 56 %, до 2000 г. - 53 %).
Налог на доходы от капитала является одной из форм подоходного налога. Он взимается с физических лиц непосредственно при выплате доходов с капитала — дивидендов, процентов по акциям и т.п. Налогообложению подлежит сумма дивидендов после уплаты корпорационного налога. Ставка налога на доходы от капитала — 25 %. Доля налога с капитала в общем объеме всех налоговых поступлений не превышает 1,6—1,7 %.
В конце 1999 г. правительство Германии объявило о самом большом за всю историю ФРГ снижении налогов, получившем название «реформа века» (табл. 1).
Таблица 1 – Реформирование подоходного налога
Этап | Минимальная ставка, % | Максимальная ставка, % |
1 этап 2001-2002 2 этап 2003-2004 3 этап 2005 | Снижение с 22,9 до 19,9 17 15 | Снижение с 51 до 48,5 47 45 |