Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.
Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровнях используются следующие показатели:
- предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений сумм доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
- эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);
- налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
- уровень централизации финансовых ресурсов.
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.
Автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов— механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.
Анализ проводимой в республике бюджетной политики свидетельствует, как и в случае с налоговой политикой, об отсутствии реформ в этой сфере. Структура расходной части бюджета остается практически неизменной. Важнейшей характеристикой бюджета является его сбалансированность. На протяжении последних лет бюджет республики остается дефицитным. Наличие дефицита бюджета (хотя и в допустимых пределах) в условиях недостатка низкоинфляционных внешних и внутренних источников его финансирования влечет за собой частичное покрытие его кредитами Национального банка, что является одной из причин сохранения высокого уровня инфляции. Кроме того, в таких условиях ограничены возможности снижения налоговой нагрузки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Астапов, К.Л. О реформе налоговой политики / К.Л. Астапов // Финансы. – 2009. - № 10. – С. 29-32.
2. Арбатов, И. Бюджетно – налоговое стимулирование / И. Арбатов // Белорусский Банковский Бюллетень. – 2008. - № 34. – С. 24-27.
3. Горский, И. К оценке налоговой политики / И. Горский // Вопросы экономики. – 2006. - №7 – С. 70-73.
4. Гордаш, С.В. Программа налоговой реформы / С.В, Гордаш // Белорусский Банковский Бюллетень. - 2009. - № 4. – С. 58-61.
5. Демчук, И.Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования / И.Н. Демчук // Вестник БДЭУ Сер. 3. - 2006. - №1. – С. 47-51.
6. Довгель, Е. Налоги как важнейший фактор, влияющий на конкурентоспособность национальной экономики / Е. Довгель // Финансы Учёт Аудит. – 2009. - № 12. – С. 48-49.
7. Заяц, И. Современное налогообложение и его развитие / И. Заяц // Финансы Учёт Аудит. – 2009. - № 10. – С. 51-53.
8. Заяц, И. Налоговая политика в мировой экономике: проблемы и пути решения / И. Заяц // Финансы Учёт Аудит. – 2009. - № 2. - С 14-15.
9. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с.
10. Каштанова, Е.Г. Налоговые реформы конца 20 века – путь к социальному прогрессу / Е.Г. Каштанова // Белорусский Экономический Журнал. – 2009. - № 4. – С. 65-58.
11. Пищик, Т.В. Налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой / Т.В. Пищик // Бухгалтерский учёт и анализ. - 2009. - № 11. – С. 31-34.
12. Попов, Е. Налоговый механизм государственного регулирования / Е. Попов // Всё для бухгалтера. – 2009. - № 8. – С. 3-5.
13. Ракова, Т. Налоговые реформы 20 века / Т. Ракова // Белорусский банковский бюллетень. 2008. - №3. – С. 25-29.
14. Соколинский, В. Эволюция налоговой политики / В. Соколинский // Политэконом. – 2008. - № 2. – С. 104-106.
15. Трофимук, А. Налоговая система в РБ: проблемы и пути совершенствования / А. Трофимук // Бухгалтерский учёт и анализ. - 2009. - № 4. – С. 30-33.
16. Шулейко, О.Л. Влияние налоговой политики на финансово - хозяйственную деятельность / О.Л. Шулейко // БЭЖ. – 2009. - № 2. – С. 82-85.
17 http://www.minfin.gov.by– Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь
18 http://belstat.gov.by.by – Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь