Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:49, реферат
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
Введение
1. Налоговая система и её функции
1.1 Сущность налогов
1.2 Виды налогов
1.3 Принципы налогообложения
1.4 Функции налогов и их взаимосвязь
2. Фискальная политика государства
2.1 Сущность фискальной политики
2.2 Виды фискальной политики
3. Направление и перспективы фискальной политики РФ
3.1 Проблемы фискальной политики и ее оптимизация
3.2 Основные направления развития фискальной политики на 2011-2013 год
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Налоговая система и её функции
1.1 Сущность налогов
1.2 Виды налогов
1.3 Принципы налогообложения
1.4 Функции налогов и их
2. Фискальная политика
2.1 Сущность фискальной политики
2.2 Виды фискальной политики
3. Направление и перспективы фискальной политики РФ
3.1 Проблемы фискальной политики и ее оптимизация
3.2 Основные направления развития фискальной политики на 2011-2013 год
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Фискальная политика, в свою очередь, совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики и налогов на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
-рассмотреть основные виды и функции налогов;
рассмотреть особенности фискальной политики в современной России.
1. Налоговая система и её функции
1.1 Сущность налогов
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
В широком смысле под налогом
понимается взимаемый на основе государственного
принуждения и не носящий характер
наказания или компенсации
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.
Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.
Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги представляют
собой способ перераспределения
новой стоимости - национального
дохода, выступают частью единого
процесса воспроизводства и
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
1.2 Виды налогов
В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.
По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. Поэтому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.
В статьях 13-15 НК приведена следующая классификация налогов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
) налог на добавленную
) акцизы;
) налог на доходы физических лиц;
) единый социальный налог;
) налог на прибыль организаций;
) налог на добычу полезных ископаемых.
) водный налог;
) сборы за право пользования
объектами животного мира и
объектами водных
) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
) налог на имущество
) налог на игорный бизнес;
) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
) земельный налог;
) налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам относятся:
) система налогообложения
) упрощенная система налогооблож
) система налогообложения
) система налогообложения при
выполнении соглашений о
Существуют неналоговые
К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.
Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.
К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Платежи, уплата которых контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов.
1.3 Принципы налогообложения
Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых.
Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.
. Экономические принципы
. Юридические принципы
. Организационные принципы
К экономическим принципам
) принцип справедливости;
) принцип соразмерности;
) принцип максимального учета
интересов и возможностей
) принцип экономичности (
Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:
) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;
) все налоговые преференции
обязательно утверждаются в
) принцип стабильности и
) принцип налоговой
) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;
) принцип ориентации на
) принцип антидискреционности решений налоговых органов;
) принцип соразмерности
Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:
) принцип единства;
) принцип подвижности;
) принцип стабильности;
) принцип множественности налогов;
) принцип исчерпывающего
Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение.
1.4 Функции налогов и их взаимосвязь
Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.
В настоящее время фискальными
отношениями нередко называют всю
совокупность бюджетных
В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:
Информация о работе Налоги, особенности фискальной политики в современной России