Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[13, с. 28].
Корпорационный налог также является налогом на доходы, но его оплачивают не физические, а юридические лица. Он начисляется в соответствии с законом о налоге с корпораций от 10 февраля 1984 г. с изменениями и дополнениями. Под корпорацией в ФРГ понимают такие организации, как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы. Корпорационный налог взимается с годового дохода юридического лица. Двойное налогообложение распределенной прибыли не допускается. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка 40 % (до 1988 г. — 56 %, до 1998 — 50, до 1999 г. — 45 %), а на распределяемую в виде дивидендов прибыль — 36 %. Согласно «реформе века» Шредера, ставка корпорационного налога (на нераспределенную прибыль) в период с 2001 по 2005 г. будет снижена до 25 %.
Поскольку распределяемая прибыль включается в личные доходы акционеров, которые уплачивают подоходный налог, существует так называемая система зачета, при которой налог на распределяемую прибыль, уплаченный корпорацией, учитывается при налогообложении личных доходов акционеров. В общей сумме налоговых поступлений корпорационный налог составляет около 4,5 % [6, с. 81].
Главным косвенным налогом в Германии является налог с оборота, под которым иногда подразумевается налог на добавленную стоимость. Этот налог взимается с прироста цены изделия на каждой из стадии его производства, переработки и реализации. Добавленная стоимость представляет собой стоимость отгруженной продукции (по рыночным ценам) за вычетом стоимости потребленных полуфабрикатов, энергоресурсов, а также стоимости работ.
Начисление этого налога построено так, что все товары и услуги, попадая к конечному потребителю, включают его в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это достигается системой предварительных вычетов сумм налога финансовым управлением. Предварительные вычеты налога выполняются лишь случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.
Ряд товаров и услуг освобождены от налога с оборота. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также другие услуги, связанные с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам предусмотрен предварительный вычет налога. К группе освобожденных от налога с оборота товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги представителей лечебных профессий, общества федерального страхования, большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также предоставление кредитов, сдача в аренду земельных участков и некоторые другие.
С 1993 г. в связи с «гармонизацией налогов» в странах ЕС ставка этого налога повысилась с 14 до 15 %, а по продовольственным товарам — с 6,5 до 7 %.
Аналогично взимается налог с оборота при импорте. В общем объеме налоговых поступлений налог с оборота составляет 28 %, налог с оборота при импорте — более 12 %.
Налоговая система Японии, как и бюджетная, является двухуровневой в связи с унитарным устройством государства и включает налоговые поступления центрального правительства (около двух третей всех налогов) и налоговые поступления местных органов власти (одна треть). Централизованная налоговая система страны сложилась в XIX в., хотя упоминания о поступлениях ренты-налога в казну правителей от крестьянства относятся к IV—VI вв. — началу возникновения государственности на японских островах. Наиболее крупные реформы налогообложения в Японии после рекомендаций Шоупа были проведены в сентябре 1987 г. и в декабре 1988 г. В ходе их была упрощена шкала налогов, снижены ставки подоходного налога с частных лиц, уменьшено прямое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов. Современная налоговая система Японии была введена с 1 апреля 1989 г. В декабре 1998 г. специальной правительственной комиссией был разработан и обнародован план осуществления всеобъемлющей налоговой реформы на 1999 финансовый год. Этот план предусматривал самый крупный объем налоговых сокращений за весь послевоенный период — 9,3 трлн. иен [13, с. 29].
Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физических лиц (65 % всех налогов). Подоходный налог с юридических лиц взимается с чистой прибыли компаний. Прибыль компаний может состоять из двух частей: нераспределяемой и распределяемой. Ставка налога составляет 33,48 % с распределяемой прибыли. Льготами при уплате этого налога пользуются медицинские учреждения с особым статусом, кооперативы, общественные организации — они вносят суммарный налог в размере 27 %. Особая ставка (28 %) налога на прибыль или ту ее часть, которая не превышает 8 млн. иен, фактически является льготной ставкой для мелких и средних предприятий.
Для подоходного налога с физических лиц применяются пять ставок, установленных по прогрессивной шкале: 10, 20, 30, 40 и 50 %. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Кроме того, необлагаемый минимум учитывает семейное положение налогоплательщика. Дополнительными налоговыми льготами пользуются многодетные семьи. В целом у людей среднего достатка может освобождаться от подоходного налога более 30 % доходов. В 1998 г. правительством был принят и осуществлен в качестве временной меры план всеобщего сокращения подоходного налога на сумму 4 трлн. иен.
Вторая по значимости в бюджете центрального правительства группа налогов — налоги на имущество. Плательщиками налога являются физические и юридические лица, ставка налога одинаковая — 1,4 % стоимости имущества. Налогообложению подлежат недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Переоценка имущества проводится один раз в три года. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже, К налогам на имущество также относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.
Косвенные налоги также играют важную роль в системе налогообложения Японии. Основным из них является налог с продаж (очень близкий к НДС). В 1997 г. косвенные налоги в общих доходах государства составляли 25,8 %, в 1999 г. — 42,8 %. Сумма налога включается в продажную цену товара. В 1997 г. правительство подняло ставку с 3 до 5 %. Объектом налога является добавленная стоимость, т.е. стоимость, которую производитель, предприниматель, агент или фермер добавляет к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия или услуги. Схема обложения налогом с продаж предусматривает несколько льготных вариантов для стимулирования мелкого бизнеса. Полностью от налога освобождаются компании (предприниматели), чей объем продаж не превышает 30 млн. иен. Налог с продаж распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель импортного груза. Экспортные операции (экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуникационные услуги, ремонт иностранных судов и т.д.) освобождаются от налога [13, с. 29].
Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы на проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К группе косвенных налогов также относятся таможенные пошлины.
Налоги, поступающие в бюджеты местных органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального правительства: подоходные, имущественные и потребительские. Из общей суммы налогов более половины приходится на подоходные налоги, на втором месте — имущественные, на третьем — потребительские налоги.
Помимо общенационального подоходного налога с юридических лиц, перераспределяемого через центральный бюджет и взимаемого налоговыми управлениями, компании в Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами: предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный.
Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6 % прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.
Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурного и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурного (для Токио — городского) налога — 6 %, городского (районного) — 4,7 % (рассчитывается от суммы общенационального налога).
Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по специальной таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.
Подоходный префектурный налог с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10 и 15 %. Действуют также местные подоходные налоги.
В целом подоходные налоги, поступающие в местные бюджеты, составляют около 35 % от налоговых поступлений юридических и физических лиц в консолидированный бюджет. Аналогично имущественные налоги составляют около 40 %, потребительские — 27 %.
Таким образом, налоговые системы развитых стран опираются в основном на подоходные налоги. Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги.
3. ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Фискальной политике Республики Беларусь свойственны следующие специфические черты.
Очень мала доля прямых налогов, являющихся автоматическими стабилизаторами экономики, поскольку их величина зависит от величины получаемых доходов.
Почти половина налоговых платежей и сборов имеет строго целевое финансовое назначение.
В республике имеются специфические формы налогообложения прибыли отдельных видов деятельности: налог на доходы банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых организаций и налог на доходы юридических лиц (кроме банков и страховых компаний), осуществляющих операции с ценными бумагами, которые облагаются по разным ставкам.
Имеет место высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда, т. е. почти треть всей налоговой нагрузки на экономику. С одной стороны, эти отчисления включаются в себестоимость и вызывают ее значительное удорожание. С другой стороны, такой высокий уровень налоговой ставки стимулирует поиск предпринимателями трудосберегающих технологий.
Прямые налоги являются автоматическими стабилизаторами экономики, гибче реагируют на проведение того или иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропорциональны).
Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства с РФ. Так, уже унифицирована методика исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС) [4, с. 58].
В таблице 3.1 приведены данные о динамике ВВП, доходах и расходах консолидированного бюджета(Приложение 1) [18]
Из данных таблицы 3.1 следует что на протяжении анализируемого периода как доходы, так и расходы консолидированного бюджета занимают увеличивающуюся долю ВВП. В частности, в 1990 году доля доходов консолидированного бюджета составляла 35,3% к ВВП, а в 2008 – 51%. Причём повышение не было плавным - резкий рост с 33,0 до 44,1 произошёл в 2004 году. Такая же динамика наблюдается и по расходам консолидированного бюджета - доля расходов в 1990 году составляла 33%, а в 2008 – 49,6%, при резком росте с 35,0% в 2003 до 44,1% в 2004. В целом бюджет сбалансирован – уровень доходов соответствует уровню расходов.
В таблице 3.2 приведены статистические данные, отражающие динамику государственных расходов, ВВП и прибыли предприятий в Республике Беларусь с 1995 по 2008 год. (Приложение 2) [18, с. 2].
Из данных таблицы 3.2 можно сделать вывод, что за анализируемый период между динамикой госрасходов и ВВП существует прямая связь, в те годы когда госрасходы росли высокими темпами рост ВВП также был высоким (например 2006 год), в то время как при снижении темпов роста госрасходов темп роста ВВП также снижался. В то же время следует отметить прямую зависимость роста прибыли предприятий и роста госрасходов, что свидетельствует высокой зависимости экономики от государственных субсидий.
Проанализируем структуру налогов в Республике Беларусь (таблица 3.3).(Приложение 3) [15, с. 30].