Современная фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование современной фискальной политики.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – фискальная политика.
Задачами исследования являются:
- исследование сущности целей и форм налогово - бюджетной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения фискальной политики;
- исследование особенностей фискальной политики в РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВО –
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ 2-3 СТРАН 17
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

[13, с. 28].

Корпорационный налог также является налогом на доходы, но его оплачивают не физические, а юридические лица. Он на­числяется в соответствии с законом о налоге с корпораций от 10 февраля 1984 г. с изменениями и дополнениями. Под кор­порацией в ФРГ понимают такие организации, как акционер­ные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы. Корпорационный налог взимается с годового дохода юридического лица. Двойное налогообложение распре­деленной прибыли не допускается. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка 40 % (до 1988 г. — 56 %, до 1998 — 50, до 1999 г. — 45 %), а на распределяемую в виде дивидендов прибыль — 36 %. Согласно «реформе века» Шредера, ставка корпорационного налога (на нераспределенную прибыль) в пе­риод с 2001 по 2005 г. будет снижена до 25 %.

Поскольку распределяемая прибыль включается в личные доходы акционеров, которые уплачивают подоходный налог, существует так называемая система зачета, при которой налог на распределяемую прибыль, уплаченный корпорацией, учи­тывается при налогообложении личных доходов акционеров. В общей сумме налоговых поступлений корпорационный на­лог составляет около 4,5 % [6, с. 81].

Главным косвенным налогом в Германии является налог с оборота, под которым иногда подразумевается налог на до­бавленную стоимость. Этот налог взимается с прироста цены изделия на каждой из стадии его производства, переработки и реализации. Добавленная стоимость представляет собой стои­мость отгруженной продукции (по рыночным ценам) за вычетом стоимости потребленных полуфабрикатов, энергоресурсов, а так­же стоимости работ.

Начисление этого налога построено так, что все товары и ус­луги, попадая к конечному потребителю, включают его в одина­ковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это достигается системой предваритель­ных вычетов сумм налога финансовым управлением. Предвари­тельные вычеты налога выполняются лишь случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производст­венных целей.

Ряд товаров и услуг освобождены от налога с оборота. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также другие услуги, связанные с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными опе­рациями. По этим товарам и услугам предусмотрен предвари­тельный вычет налога. К группе освобожденных от налога с обо­рота товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги представителей лечебных профессий, общества федерального страхования, большинства больниц, лет­них школ, театров, музеев, а также предоставление кредитов, сдача в аренду земельных участков и некоторые другие.

С 1993 г. в связи с «гармонизацией налогов» в странах ЕС ставка этого налога повысилась с 14 до 15 %, а по продовольст­венным товарам — с 6,5 до 7 %.

Аналогично взимается налог с оборота при импорте. В об­щем объеме налоговых поступлений налог с оборота составляет 28 %, налог с оборота при импорте — более 12 %.

Налоговая система Японии, как и бюджетная, является двух­уровневой в связи с унитарным устройством государства и вклю­чает налоговые поступления центрального правительства (около двух третей всех налогов) и налоговые поступления местных ор­ганов власти (одна треть). Централизованная налоговая система страны сложилась в XIX в., хотя упоминания о поступлениях ренты-налога в казну правителей от крестьянства относятся к IV—VI вв. — началу возникновения государственности на японских островах. Наиболее крупные реформы налогообложе­ния в Японии после рекомендаций Шоупа были проведены в сентябре 1987 г. и в декабре 1988 г. В ходе их была упрощена шкала налогов, снижены ставки подоходного налога с частных лиц, уменьшено прямое налогообложение за счет возросшей ро­ли косвенных налогов. Современная налоговая система Японии была введена с 1 апреля 1989 г. В декабре 1998 г. специальной правительственной комиссией был разработан и обнародован план осуществления всеобъемлющей налоговой реформы на 1999 финансовый год. Этот план предусматривал самый крупный объем налоговых сокращений за весь послевоенный период — 9,3 трлн. иен [13, с. 29].

Основу доходов бюджета центрального правительства состав­ляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государствен­ный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физиче­ских лиц (65 % всех налогов). Подоходный налог с юридических лиц взимается с чистой прибыли компаний. Прибыль компаний может состоять из двух частей: нераспределяемой и распределяе­мой. Ставка налога составляет 33,48 % с распределяемой прибы­ли. Льготами при уплате этого налога пользуются медицинские учреждения с особым статусом, кооперативы, общественные ор­ганизации — они вносят суммарный налог в размере 27 %. Осо­бая ставка (28 %) налога на прибыль или ту ее часть, которая не превышает 8 млн. иен, фактически является льготной ставкой для мелких и средних предприятий.

Для подоходного налога с физических лиц применяются пять ставок, установленных по прогрессивной шкале: 10, 20, 30, 40 и 50 %. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Кроме того, необлагаемый минимум учитывает се­мейное положение налогоплательщика. Дополнительными на­логовыми льготами пользуются многодетные семьи. В целом у людей среднего достатка может освобождаться от подоходного налога более 30 % доходов. В 1998 г. правительством был принят и осуществлен в качестве временной меры план всеобщего со­кращения подоходного налога на сумму 4 трлн. иен.

Вторая по значимости в бюджете центрального правительства группа налогов — налоги на имущество. Плательщиками налога являются физические и юридические лица, ставка налога одина­ковая — 1,4 % стоимости имущества. Налогообложению подлежат недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Переоценка имущества проводится один раз в три года. Налоги уплачиваются также в момент пере­хода собственности от одного владельца к другому, т.е. при при­обретении или продаже, К налогам на имущество также относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследст­во, налог на ирригацию и улучшение земель.

Косвенные налоги также играют важную роль в системе нало­гообложения Японии. Основным из них является налог с продаж (очень близкий к НДС). В 1997 г. косвенные налоги в общих доходах государства составляли 25,8 %, в 1999 г. — 42,8 %. Сумма налога включается в продажную цену товара. В 1997 г. правительство под­няло ставку с 3 до 5 %. Объектом налога является добавленная стоимость, т.е. стоимость, которую производитель, предпринима­тель, агент или фермер добавляет к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия или услуги. Схема обложения нало­гом с продаж предусматривает несколько льготных вариантов для стимулирования мелкого бизнеса. Полностью от налога освобож­даются компании (предприниматели), чей объем продаж не пре­вышает 30 млн. иен. Налог с продаж распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель импортного груза. Экспортные операции (экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуникационные услуги, ремонт иностран­ных судов и т.д.) освобождаются от налога [13, с. 29].

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на вла­дельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, налог на развитие источников электроэнергии, акци­зы на проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К группе косвенных налогов также относятся таможенные пошлины.

Налоги, поступающие в бюджеты местных органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального правительст­ва: подоходные, имущественные и потребительские. Из общей суммы налогов более половины приходится на подоходные на­логи, на втором месте — имущественные, на третьем — потреби­тельские налоги.

Помимо общенационального подоходного налога с юридиче­ских лиц, перераспределяемого через центральный бюджет и взи­маемого налоговыми управлениями, компании в Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами: пред­принимательский, корпоративный муниципальный и уравни­тельный.

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую на­логами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6 % прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурного и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районно­го. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурного (для Токио — город­ского) налога — 6 %, городского (районного) — 4,7 % (рассчиты­вается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по специальной таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих и распределя­ется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

Подоходный префектурный налог с физических лиц взима­ется по трем ставкам: 5, 10 и 15 %. Действуют также местные по­доходные налоги.

В целом подоходные налоги, поступающие в местные бюд­жеты, составляют около 35 % от налоговых поступлений юри­дических и физических лиц в консолидированный бюджет. Аналогично имущественные налоги составляют около 40 %, потребительские — 27 %.

Таким образом, налоговые системы развитых стран опираются в основном на подоходные налоги. Основу доходов бюджета центрального правительства состав­ляют прямые налоги.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО – БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Фискальной политике Республики Беларусь свойственны следующие специфические черты.

Очень мала доля прямых налогов, являющихся автоматическими стабилизаторами экономики, поскольку их величина зависит от величины получаемых доходов.

Почти половина налоговых платежей и сборов имеет строго целевое финансовое назначение.

В республике имеются специфические формы налогообложения прибыли отдельных видов деятельности: налог на доходы банков, небан­ковских кредитно-финансовых учреждений, страховых организаций и налог на доходы юридических лиц (кроме банков и страховых компаний), осуществляющих операции с ценными бумагами, которые облага­ются по разным ставкам.

Имеет место высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда, т. е. почти треть всей налоговой нагрузки на экономи­ку. С одной стороны, эти отчисления включаются в себестоимость и вызы­вают ее значительное удорожание. С другой стороны, такой высокий уро­вень налоговой ставки стимулирует поиск предпринимателями трудосбе­регающих технологий.

Прямые налоги являются автоматическими стабилизаторами эконо­мики, гибче реагируют на проведение того или иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стра­тегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропор­циональны).

Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства с РФ. Так, уже унифицирована методика исчисления налога на прибыль, нало­га на добавленную стоимость (НДС) [4, с. 58].

В таблице 3.1 приведены данные о динамике ВВП, доходах и расходах консолидированного бюджета(Приложение 1) [18]

            Из данных таблицы 3.1 следует что на протяжении анализируемого периода как доходы, так и расходы консолидированного бюджета занимают увеличивающуюся долю ВВП. В частности, в 1990 году доля доходов консолидированного бюджета составляла 35,3% к ВВП, а в 2008 – 51%. Причём повышение не было плавным - резкий рост с 33,0 до 44,1 произошёл в 2004 году. Такая же динамика наблюдается и по расходам консолидированного бюджета - доля расходов в 1990 году составляла 33%, а в 2008 – 49,6%, при резком росте с 35,0% в 2003 до 44,1% в 2004. В целом бюджет сбалансирован – уровень доходов соответствует уровню расходов.

              В таблице 3.2 приведены статистические данные, отражающие динамику государственных расходов, ВВП и прибыли предприятий в Республике Беларусь с 1995 по 2008 год. (Приложение 2) [18, с. 2].

          Из данных таблицы 3.2 можно сделать вывод, что за анализируемый период между динамикой госрасходов и ВВП существует прямая связь, в те годы когда госрасходы росли высокими темпами рост ВВП также был высоким (например 2006 год), в то время как при снижении темпов роста госрасходов темп роста ВВП также снижался. В то же время следует отметить прямую зависимость роста прибыли предприятий и роста госрасходов, что свидетельствует высокой зависимости экономики от государственных субсидий.

Проанализируем структуру налогов в Республике Беларусь (таблица 3.3).(Приложение 3) [15, с. 30].

Информация о работе Современная фискальная политика