Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 01:14, курсовая работа
Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Введение
1 Фискальная политика государства: понятие и ее цели
Понятие фискальной политики
Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики
Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом дохода (увеличение государственных закупок стимулировало рост последнего). Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при доходе Y2. Расстояние по вертикали между кривыми С + I + G1 и С + I + G2 показывает величину государственных закупок, а расстояние между Y1 и Y2 — прирост совокупного дохода. Следовательно, этот прирост превышает прирост государственных расходов, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора.
Мультипликатор государственных расходов (закупок) МG показывает изменение совокупного дохода (выпуска) в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:
МG = = (1)
Формула мультипликатора государственных расходов аналогична формуле мультипликатора инвестиций, так как данные компоненты совокупных расходов оказывают на экономику аналогичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода, и т.д. Следовательно, изменение государственных закупок приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно рассчитать по формуле:
МG =
Чтобы определить изменение реального совокупного дохода (ВВП), вызванное ростом государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор на прирост государственных расходов G:
Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mpc. Чем больше mpc, тем больше крутая кривая планируемых расходов E и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность (при сокращении государственных расходов объем национального выпуска мультипликативно уменьшается).
В период подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики и возможна инфляция, правительство сокращает закупки товаров и услуг. Снижение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов С + I + G1 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема дохода (выпуска).
Аналогично изменению государственных закупок на объем дохода (выпуска) влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей государственных расходов. Однако эффективность их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению mpc, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов.
Мультипликатор трансфертов показывает, на сколько изменяется равновесный выпуск при изменении трансфертов на единицу (или: во сколько раз прирост равновесного выпуска превосходит первоначальное изменение трансфертов).
Мультипликатор трансфертов:
1) по абсолютной величине
2) меньше мультипликатора
При изменении трансфертов равновесный выпуск изменяется с менее значительным мультипликативным эффектом, чем при изменении государственных закупок.
Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных - потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов - ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов - предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше.
Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Однако экономическая политика может сопровождаться другим эффектом, действующим в противоположном направлении. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, что приводит к повышению спроса на деньги. При заданном их предложении ставка процента повышается. Следствием этого становится сокращение совокупного спроса, поскольку снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Таким образом, рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
Налоговый мультипликатор. Как отмечалось выше, одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Тa), и подоходные, величину которых будем определять t × Y, где t – предельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка – это соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода .
Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.
Допустим, что при совокупных расходах С1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при доходе Y1 (Приложение В, рисунок В.2).
Стремясь снизить темпы инфляции в стране, правительство вводит автономный налог с населения Т, равный 20 млрд. р. (ΔT = Т, так как, согласно условиям, ранее налогов не существовало). Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению mpc. Примем ее равной 3/4. С учетом mpc введение налога в 20 млрд. р. вызовет уменьшение потребления на 15 млрд. р., а сбережений — на 5 млрд. р. Совокупные расходы сократятся на такую же величину, как и потребление, т.е. на 15 млрд. р. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение совокупных расходов будет сопровождаться сокращением совокупного дохода до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме дохода Y2.
Таким образом, расстояние между Y2 и Y1 больше разницы между прямыми С1 + I + G и С2 + I + G по вертикали, равной 15 млрд. р. Данный факт свидетельствует о действии мультипликатора налогов.
Он меньше мультипликатора государственных расходов, и это объясняется тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приводит к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на такую же величину сопровождается первоначальным изменением совокупных расходов на величину произведения mpc ×1. Поэтому мультипликатор налогов МТ будет равен:
Знак «минус» объясняется тем, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот. Изменение реального дохода вследствие введения налога Т составит:
При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор государственных расходов равен:
Мультипликатор налогов равен:
(8)
А мультипликатор трансфертов:
Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрастанию.
Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и доход (выпуск).
Допустим, при нулевой налоговой ставке и совокупных расходах С1 + I + G экономическая система будет находиться в равновесии в точке Е1; равновесный объем совокупного дохода составит Y1 (приложение В, рисунок В.3).
Предположим, государство вводит пропорциональный подоходный налог, ставка которого равна t. Если доход населения до введения налога был Y, то после его взимания доход можно рассчитать так: Y - tY = (1 - t)Y. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило 1×mpc, а теперь (1 - t)mpc, т.е. новая предельная склонность к потреблению равна mpc ' = (1 - t)mpc.
Величина mpc определяет наклон кривой С1 + I + G. Снижение этого показателя до mpc ' приведет к уменьшению наклона кривой совокупных расходов, т.е. ее сдвигу в положение С2 + I + G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что обусловит сокращение объема дохода с Y1 до Y2. Расстояние, на которое сместилась вниз кривая совокупных расходов С1 + I + G (равное отрезку Е1К) при объеме национального дохода Yl меньше, чем отрезок У1У2, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем изменение совокупных расходов на 1 ден. ед. по-прежнему приводит к изменению дохода на величину, равную:
Чтобы определить, на какую величину изменился доход (выпуск) при введении налоговой ставки t, необходимо первоначальное сокращение совокупных расходов, равное отрезку Е1К, умножить на:
Определим, насколько сократились совокупные расходы в результате введения налога. Если сначала уровень дохода был Y1, то после изъятия налога доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы (следовательно, и совокупные) — на mpc×tY1. Поэтому равновесный объем совокупного дохода (выпуска) сократился на следующую величину:
Подобный анализ имеет место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а доход растет.
Фискальная политика, как правило, одновременно оперирует и расходами, и налогами государства. Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину. Сальдо государственного бюджета при этом не изменяется. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально при совокупных расходах С + I + G равновесие достигалось в точке Е1 (Приложение В, рисунок В.4).
Государство решило увеличить закупки товаров и услуг на 20 млрд. р., что привело к росту совокупных расходов также на 20 млрд. р. и сдвигу кривой С + +I + G вверх, в положение С + I + G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2, объем совокупного дохода увеличился с Y1 до Y2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (mpc примем равной 3/4):
Y2-Yl = МG 20 млрд. р. = ×20 млрд. р. = 80 млрд. р. (13)
Введение автономного налога величиной 20 млрд. р. сдвинет кривую С+I+ +G1 вниз, в положение С1+I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млрд. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем совокупного дохода уменьшится с Y2 до Y3. Его сокращение можно рассчитать по формуле:
Y3-Y2 = Мт×20 млрд. р. = - ×20 млрд. р. = - 60 млрд. р. (14)
Следовательно, в результате роста государственных закупок совокупный доход увеличился на 80 млрд. р., а введение налога сократило его на 60 млрд. р. Таким образом, одновременное увеличение, государственных закупок и налогов обусловило рост совокупного дохода на 20 млрд. р., т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного бюджета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Последнее можно доказать арифметически, если вычесть из прироста совокупного дохода, полученного за счет увеличения государственных расходов, величину его сокращения, обусловленного введением автономного налога. Общий результат составит:
Y3-Y1 =
Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации.
Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели