Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 01:14, курсовая работа
Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Введение
1 Фискальная политика государства: понятие и ее цели
Понятие фискальной политики
Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики
Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
В целях снижения и оптимизации налоговой нагрузки, а также совершенствования налоговой системы в стране в целом в 2011 году внесены значительные изменения в порядок исчисления налогов, которые позволят субъектам хозяйствования, в том числе малому и среднему бизнесу (МСБ), почувствовать уменьшение налогового бремени.
Наиболее существенные изменения коснулись порядка исчисления косвенных и прямых налогов.
Налог на прибыль с 2011 года исчисляется по итогам налогового периода – календарного года. При этом, как и ранее, налог на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, исчисляется по итогам календарного месяца, налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль представляется один раз в год не позднее 20 марта года, следующего за истекшим.
Уплата налога на прибыль производится ежеквартально текущими платежами, рассчитанными по одному из двух методов: либо исходя из результатов деятельности плательщика за налоговый период, непосредственно предшествующий текущему налоговому периоду, либо исходя из предполагаемой по итогам текущего налогового периода суммы налога, которая не должна составлять менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода.
С 2011 года существенно упростился порядок применения льготы по налогу на прибыль в связи с финансированием капитальных вложений. Теперь льгота применяется в размере, не превышающем 50% валовой прибыли организации. В качестве обязательных условий применения этой льготы исключены такие требования, как наличие чистой прибыли организации, а также положительного остатка амортизационного фонда и его использование на финансирование капитальных вложений в отчетном периоде.
По налогу на добавленную стоимость:
– исключены из состава объектов налогообложения обороты по передач имущества в безвозмездное пользование, а также товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта;
– при определении налоговой базы исключена необходимость исчисления налога от цены приобретения товаров (для приобретенных на стороне товаров) либо исходя из остаточной стоимости (для основных средств) в случаях реализации указанных объектов ниже цены приобретения (остаточной стоимости), то есть в вышеуказанных случаях налог будет исчисляться непосредственно из цены реализации;
– предусмотрена возможность подтверждения вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь и, соответственно, применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в электронном виде без предоставления соответствующих документов в налоговый орган на бумажных носителях;
– установлена возможность выбора отчетного периода плательщиком (месяц либо квартал) без установления каких-либо ограничений;
– полностью отменены текущие («авансовые») платежи по НДС и акцизам.
В целях стимулирования экспорта белорусских товаров приняты меры по увеличению срока документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь в три раза с 60 до 180 дней (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза), выдаваемого таможенными органами в отношении товаров (продуктов переработки давальческого сырья), вывезенных с территории Республики Беларусь, для целей приме-
нения нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов).
Изменения коснулись и порядка исчисления экологического налога. Так, из объектов налогообложения экологическим налогом исключены:
– производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе: замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска);
– производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительски свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на
окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную и тару на основе бумаги и картона.
Кроме того, для индивидуальных предпринимателей снижены ставки налога при расчете доплаты единого налога в зависимости от размера выручки (с 10 % до 8 %) и увеличен порог выручки, при превышении которого рассчитывается доплата (с 20- до 30-кратной суммы единого налога).
Принятые меры по дальнейшему упрощению налоговой системы и сокращению величины налоговой нагрузки на экономику позволят в текущем году снизить налоговое бремя предположительно до 27,1 % ВВП.
В январе – марте 2011 года поступления в бюджет от субъектов предпринимательства составили 8 894,5 млрд. рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года – 7 062,1, рублей.
Отличительными чертами бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь является использование следующих инструментов:
- использование бюджетных расходов, как основного механизма, обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;
- прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества);
- система государственных закупок на конкурсной основе является важным инструментом бюджетно-налогового регулирования.
Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Осуществляется работа по повышению эффективности использования бюджетных средств. Главными задачами в этой области будут постепенный
переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций, а также переход к среднесрочному бюджетному планированию, что позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджетных расходов. Основным приоритетом бюджетных расходов на перспективу будут оставаться расходы на социальную сферу.
Основные цели реформирования межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу:
социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания;
поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета —2-3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.
Проводиться активная долговая политика в рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в т. ч. сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу. Эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам будет обеспечиваться за счет государственных внешних займов.
В целях улучшения финансового положения субъектов хозяйствования, сокращения дефицита собственных оборотных средств предложено исключить норму, согласно которой вычет сумм налога на добавленную стоимость в полном объеме производится только при поступлении выручки от реализации экспортируемых объектов.
По иным налогам внесены следующие предложения для включения в Налоговый кодекс:
– по налогу на недвижимость предложено отменить повышенную ставку 2 % в части зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, сохранив общеустановленную ставку в размере 1 %;
– перенести срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость с 20 января на 20 марта текущего года, а срок уплаты этого налога – не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала
(в настоящее время уплата производится в первый месяц каждого квартала).
– по земельному налогу предложено исключить его исчисление с применением ставки, увеличенной на коэффициент 10, за самовольно занятые, своевременно невозвращенные либо используемые по нецелевому назначению земельные участки.
В конечном итоге указанные меры позволят обеспечить снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса и установить разумный баланс интересов государства и плательщика.
Следует сказать, что фундаментальные проблемы, характеризующие бюджетно-налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе, заключаются в следующем:
Таким образом, основными целями бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь должны являться следующие:
Опыт мировой фискальной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявляя экономическую сущность фискальной политики и изучая ее цели и задачи, определили, что данная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Главной задачей данной государственной политики является поиск средств для реализации поставленной цели.
Рассматривая типы фискальной политики, раскрывая ее инструменты, обозначили, что эффективная фискальная политика опирается с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.
Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать расходную часть бюджета.
Информация о работе Фискальная политика государства: понятие и ее цели