Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………

Файлы: 1 файл

Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность.docx

— 330.49 Кб (Скачать)

    Выше  рассмотренные проблемы относятся  к дискреционной фискальной политике. Недискреционная фискальная политика также не лишена недостатков. В определенных ситуациях она может тормозить экономику. Например, когда экономика преодолевает экономический спад, ей требуется поддержка со стороны правительства, а встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении, уменьшая совокупные расходы через увеличение налоговых сборов.

    Таким образом, фискальная политика представляет собой часть экономической политики государства, целями которой являются макроэкономическая стабилизация, устойчивый экономический рост, экономика высокой занятости и преодоление инфляции. Эти цели реализуются с помощью следующих инструментов: изменение государственных расходов или налогообложения. В зависимости от того, какие цели преследует фискальная политика, выделяют стимулирующую (цель – увеличить совокупный спрос) и сдерживающую фискальную политику (цель – уменьшить совокупный спрос). В зависимости от механизмов регулирования изменений различают дискреционную (инструменты фискальной политики сознательно применяются государством) и недискреционную (инструменты фискальной политики действуют автоматически) фискальную политику.

    Реализация  фискальной политики на практике встречает многочисленные препятствия. Во-первых, действие эффекта вытеснения, эффекта чистого экспорта, эффекта инфляции. Во-вторых, временные лаги и влияние политического цикла. В-третьих, проблемы реализации встроенных стабилизаторов, когда они вместо стимулирующего воздействия на экономику, становятся своеобразными «фискальными тормозами». Однако, несмотря на эти недостатки, продуманное применение фискальной политики может оказывать стабилизирующее воздействие на экономику, с другой стороны необоснованное использование инструментов фискальной политики может привести к дестабилизации экономики.

 

    2 Особенности проведения  фискальной политики  в

зарубежных  странах

    Во  всем мире фискальные меры достаточно схожи: с помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную политику.

    Изучение  положительного опыта стран с  развитой рыночной экономикой помогает выработать рациональные предложения  по совершенствованию бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь. Рассмотрим подробнее фискальную политику некоторых зарубежных стран.

    Экономическое влияние России сильно сказывается  на экономике Республики Беларусь, поскольку данные государства являются союзными. Основными компонентами государственной фискальной политики в Российской Федерации являются:

    - жесткое ограничение кассовых  непроцентных расходов лимитами  финансирования и роста доходов, обусловленного ужесточением налогового администрирования;

    - обслуживание внутреннего и внешнего  долга, главным образом, за  счет прямых кредитов Правительству  со стороны Банка России.

    Что касается налогов, то в Российской Федерации  трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

    1) федеральные;

    2) налоги республик в составе России, краев и областей;

    3) местные налоги.

    К базовым налогам России относится налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог с продаж и единый социальный налог (налог на труд).

    С 2011 года в Российской Федерации повысилась общая налоговая нагрузка на бизнес на 2,1 %. Это позволило государству не идти по пути повышения пенсионного возраста для уменьшения дефицита пенсионной системы. Таким образом, налоговая нагрузка на бизнес в 2011 году составила около 34,8 % ВВП, а без учета рентных платежей - 26,7 % ВВП. Стоит отметить, что это ниже, чем средняя налоговая нагрузка в странах Организации экономического сотрудничества и развития (35,9 %) и Европейского союза (37,5 %) [10].

    Первоочередными задачами фискальной политики России в области расходов являются:

    1) внедрение современных методов оценки рациональности бюджетных расходов и индикаторов результативности затрат государственных средств;

    2) разработка Концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, предусматривая при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;

    3) сокращение расходов на фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств должно составить порядка 22 %.

    На  современном этапе в целом кардинальная реформа налоговой системы Российской Федерации нецелесообразна. Основной становится стабильность налоговых условий для всех субъектов Федерации и субъектов хозяйствования. В области косвенного обложения целесообразно сохранить НДС как универсальный источник поступлений в бюджетную систему, отказавшись от дальнейшего усложнения механизма его уплаты. Налог на добавленную стоимость имеет несколько особенностей, делающих его привлекательным инструментом фискальной политики, в частности:

    - НДС — это один из наиболее нейтральных налогов, обеспечивающий стабильные поступления в бюджет и приводящий к минимальным изменениям в поведении потребителей и предприятий;

    - НДС — это налог на потребление, он не влияет на принятие решений по поводу инвестиций.

    В области прямого обложения возможно расширение объема льгот инвестиционного характера по налогу на прибыль, в первую очередь, за счет введения льгот общенационального характера по инвестициям в сторонние предприятия (в пределах уже оформленной системы приоритетов), а также расширение прав субъектов Федерации в части предоставления дополнительных льгот по федеральным налогам.

    Разразившийся мировой экономический кризис не обошел стороной и Россию. Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы.

    В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства  в регулировании национальной экономики  через финансовую систему, а именно – расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д. Между тем, с начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных поступлений. В связи с этим фискальная политика Правительства РФ нуждается в дальнейшем реформировании как в области налогообложения, так и в сфере государственных расходов [10].

    Польша  все больше приковывает любопытные взгляды исследователей экономики. Страна, в которой в 1989 году бушевала инфляция – 700 % в год, на современном этапе находится в лучшей экономической ситуации, чем Беларусь, которая в принципе таких значительных сбоев никогда не имела.

    Это связано с тем, что правительством Польши было решено реализовать «план Бальцеровича», разработанный тогдашним министром финансов Лешеком Бальцеровичем. План предусматривал либерализацию внутренних цен, рост импорта, ужесточение контроля над государственными расходами, введение процентной ставки, превышающей уровень инфляции. В результате ВВП стабилизировался. Инфляция снизилась до 4 % к 2001 году. Сегодняшние итоги экономических преобразований в Польше не такие радужные, какими были в 2001 году, однако, в связи с неплохим экономическим ростом средняя заработная плата в 2011 достигла 1300 долларов США.

    Несмотря  на положительный бюджетный показатель, размер внешнего долга продолжает увеличиваться. Большое количество средств государство использует на пенсионное обеспечение, финансирование европейских программ и реструктуризацию здравоохранения. Поэтому польское правительство с января 2004 года проводит также следующую налоговую политику:

    - снижен размер ставки налога с корпораций с 27 % до 19 %;

    - повышен налог на дивиденды  с 15 % до 19 %;

    - введен налог на прирост капитала, налоговая ставка составляет 19 % [11].

    В 2003 году в Чехии существовал достаточно большой дефицит бюджета. Дефицит  существовал по огромному ряду причин. Во-первых, Чехия это страна с  большими запросами и с такими же значительными принципами. Во-вторых, бюджет в течение ряда лет сводился с дефицитом, и стране приходилось  много занимать. За четыре года долг увеличился на 18,2 млрд. крон (около 0,8 млрд. долларов). В пересчете на одного жителя он составлял 60 тысяч крон (2,5 тысяч долларов). При отсутствии ясной перспективы наращивания  бюджета власти прибегали к столь  непопулярной мере, как «затягивание поясов». Были увеличены акцизы на топливо, алкоголь, табак, а также НДС. В  декабре 2003 года нижняя палата чешского парламента приняла решение о  сокращении ставки налога на доходы корпораций с 31 % до 24 %, тем самым, отменив наложенное ранее на этот законопроект вето сената. Этот законопроект являлся одним из 11 проектов находящихся на рассмотрении в парламенте и направленных на совершенствование государственной программы с целью сокращения дефицита бюджета. Основа этой фискальной политики – снижение прямых налогов, включая подоходный налог, при одновременном увеличении косвенных налогов. Правительство Чехии предусматривало сокращение объемов развитой системы государственной материальной помощи гражданам при сохранении субсидий лицам, открывающим сберегательные счета в банках. Благодаря вовремя проведенной фискальной политике правительство Чехии стабилизировало бюджет страны. И Чехия в 2011 году представляет собой:

    - население – 10,5 млн. человек;

    - объем ВВП – 190 млрд. $ (2009);

    - ВВП на душу населения – 18 135 (2009) [12].

    С 2001 года Словакия также проводит ярко выраженную фискальную политику. В  январе 2001 года, например, вступили в  силу:

    - снижение налога на прибыль предприятий с 40 % до 29 %. Позже он был уменьшен еще до 25 %;

    - полное освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет промышленных предприятий с зарегистрированным капиталом 5 млн. евро, получающих 60% своей прибыли от экспорта;

    - дополнительное освобождение от уплаты на 5 лет налога на прибыль предприятий, чьи доходы увеличивались ежегодно в течение первых 5 лет за счет иностранных инвестиций размером не менее 5 млн. евро.

    Несмотря на эти меры, проблемы в Словакии, однако, существуют: все еще велик бюджетный дефицит, не изжита до конца инфляция.

    Еще одним показателем проведения фискальной политики стало введение единой ставки налога с личных доходов и доходов предприятий. Правительство решилось на радикальное сокращение расходов, не способствующих экономическому развитию. К примеру, в здравоохранении ограничили бесплатную выдачу лекарств, введя плату за каждый выписываемый рецепт в размере 20 крон. Также, согласно новому порядку, безработный, который самостоятельно трудоустроился, полгода дополнительно получает ежемесячно от государства 800 крон, а это почти половина пособия по безработице. Это очень интересный подход, так как безработный решается найти работу, получать заработную плату и вдобавок еще «премию» за находку работы, вместо того, чтобы сидеть дома и получать только пособие по безработице. Ведь для поиска места работы для гражданина или на его переквалификацию государство тратит средства. Да и к тому же безработный ничего не производит государству. Также пособия на детей выше для тех, кто смог устроится и платит налоги. Государство поощряет активность.

    Изменена  система регистрации безработных. Они обязаны раз в неделю являться в управление труда. Это привело  к тому, что из тех, кто был вправе получать пособия, исключены те лица, которые работают «по-черному» за границей [13].

    Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей:

    - консолидированного фонда, который  включает текущие поступления  средств и их расходование;

    - национального фонда займов, куда  входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

    Основная  часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который  формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). Доходная часть национального  фонда займов формируется за счёт процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность