Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………
Бюджет в 2000 году был исполнен с самым большим в истории страны профицитом – 2,7 % ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных до 3,7 % в 2000 году. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть некоторые государственные программы. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование. Система фискальной политики в Великобритании достаточно сложная.
Основным
звеном фискальной политики являются
специальные фонды. Их более 80: пенсионные
фонды государственных
Своеобразное стимулирование экономики проводится и в могущественной в экономическом плане Швейцарии, причем родоначальниками такого стимулирования стали обычные люди. В 2002 году 2 июня жители швейцарского кантона Женева высказались на референдуме за введение так называемого «налога на богатство». Подразумевалось, что платить его должны те, чье состояние превышает 1,5 млн. швейцарских франков (960 тысяч долларов), а это около 4,5 тысяч миллионеров. Налог приносил в казну кантона 250 млн. швейцарских франков ежегодно.
Швейцарцы всегда гордились уровнем и качеством своей жизни. Часто швейцарскую экономику сравнивали с хорошо отлаженным часовым механизмом. Теперь в это сравнение вкладывают несколько иной смысл. То есть намекают на то, что показатели экономического роста, как маятник, раскачиваются над нулевой отметкой. По данным Государственного секретариата экономики, в первом квартале 2005 года прирост ВВП оказался нулевым. Однако, несмотря на это, доля ВВП на душу населения в стране по-прежнему соответствует самым высоким показателям среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а инфляция и безработица – самые низкие. И, тем не менее, именно эта организация выражает обеспокоенность экономическим развитием Швейцарии. За последние годы серьезные финансовые проблемы возникли у гиганта-перевозчика Swissar, во втором по величине банке Credit Suisse Group, ведущей страховой компании Swiss Life Group.
До сих пор Швейцария оставалась в стороне от любых форм европейской интеграции. Эта страна сознательно сохраняла свою обособленность во имя национальной экономики. Результатом такой политики на протяжении десятилетий были стабильно снижающиеся цены и самый высокий в Европе уровень жизни. Но последние пять лет, швейцарская экономика переживает период некого спада и давления со стороны ЕС. По мнению экспертов, чем теснее будет интегрироваться Европа, тем хуже будет чувствовать себя экономика Швейцарии. Эта страна рискует потерять банковский сектор, очень важный для швейцарцев. Поэтому правительство ужесточило требования по контролю над этим сектором: ввели меры против отмывания незаконно нажитых капиталов, постоянный контроль над субъектами экономической деятельности, взимание налогов с банковских сбережений, получение таможенных сборов [15].
Что касается американской ситуации, то еще в 1946 году, когда в связи с завершением второй мировой войны обострилась проблема безработицы, федеральное правительство США закрепило в законе меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности. Закон занятости 1946 года представляет собой очень важную веху в американском законодательстве, поскольку он закрепляет обязанность федерального правительства предпринимать меры, используя денежную и фискальную политики.
В 1993 году администрация Клинтона повысила высшую предельную ставку личного подоходного налога с 31 % до 39,6 %, а ставку налога на прибыль корпораций на один процентный пункт – до 35 %. Это повышение в целом усилило прогрессивность налоговой системы, несколько укрепив достигнутую автоматически стабильность экономики.
Любые
расходы домохозяйств разделяются
на три большие группы: они платят
долги, делают потребительские расходы
и откладывают сбережения. В США
норма сбережений колеблется около
нуля, в пределах плюс-минус одного
процента. Отрицательная норма сбережений
была только в 20-х годах прошлого
столетия, и закончилось это Великой
депрессией. Фактически это означает,
что даже незначительные колебания
текущих доходов вынуждают
Таким
образом, фискальная политика в мировой
экономике играет значительную роль, так
как каждое правительство всегда проводит
некую фискальную политику, независимо
от того, осознает оно это или нет. Реальный
вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной
или она будет неосознанной и непоследовательной.
Глубина преобразований, широкие последствия
для национальной экономики и ее места
в мировом сообществе делают жизненно
необходимым для каждой страны изучение
и восприятие международного опыта организации
фискальной политики. Успех на этом пути
в значительной степени зависит от механизма
данной политики.
3 Фискальная политика в Республике Беларусь
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь в 2001-2005 гг.
Особенности фискальной политики в РБ в 2001-2005 гг. представлены в рисунке 12.
Рисунок 12 – Особенности фискальной политики в РБ в 2001-2005 гг.
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [17, 18, 19, 20, 21].
Можно отметить, что для бюджетно-налоговой сферы Республики за этот период были характерны следующие тенденции:
1. Увеличение охвата бюджета в результате включения в его состав внебюджетных целевых фондов. В 2004 году в состав бюджета вошел ФСЗН, в 2005 – инновационные фонды [6, c. 117].
2.
Усилилась централизация
3.
В структуре доходов бюджета
преобладают налоговые доходы. А
из числа налогов самую
Рисунок 13 – Структура доходов консолидированного бюджета в 2001-2005гг.
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [17, 18, 19, 20, 21].
4.
Бюджетная политика за
5. В 2002 году был принят Налоговый кодекс Республики Беларусь. Это событие несомненно было шагом вперед к преодолению запутанности налоговой системы и ее постепенному упрощению.
6. В 2001-2002 уменьшались расходы на реальный сектор экономики, капитальные вложения. А с 2003 года наблюдалась обратная тенденция: увеличение капитальных вложений и рост расходов на реальный сектор экономики. Также с 2003 года наблюдается значительный реальный прирост по расходам на государственное управление и местное самоуправление, правоохранительную деятельность.
7.
Бюджетный дефицит в 2001-2005 г.
незначительно колебался и
8.
Величина государственного
Исходя из выше приведенных фактов, эффективность фискальной политики, по мнению автора, в 2001-2005 годах можно признать удовлетворительной.
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.
Упрощение
налоговой системы и снижение
налоговой нагрузки являются основными
направлениями налоговой
1.
Сокращение количества
Таким образом, с 2009 года в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
2.
Повышение привлекательности
3.
Завершение кодификации
Рисунок 14 – Изменения в системе налогообложения в 2006-2009 гг.
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [22].
4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования [22]. С 2009 года введено электронное декларирование [23].
В результате изменений в налоговом законодательстве в рейтинге Всемирного банка «Doing business-2012», в котором оценивались реформы в сфере налогообложения, осуществленные по законодательству 2010 года, Беларусь поднялась вверх на 27 мест. По индикатору "Количество платежей" показатель сокращен с 82 до 18 платежей. По второму индикатору "Налоговая нагрузка" отмена оборотного налога с 2010 года повлекла сокращение налоговой нагрузки на 17,7 % до уровня 62,8 % [23].
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств. На рисунке 15 представлены основные направления создания эффективной системы управления государственными финансами.
Рисунок 15 – Создание эффективной системы управления государственными
финансами: основные направления
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [22].
Таким образом, с принятием Бюджетного кодекса бюджетная политика была направлена на создание эффективной системы управления государственными финансами и условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижение целей и решение задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов. В целях усиления контроля за экономным и эффективным использованием бюджетных средств Министерством финансов был реализован комплекс мер, схематично изображенный на рисунке 16. В конце 2010 года достаточно жесткая макроэкономическая политика была ослаблена. Были значительно увеличены расходы на образование и здравоохранение (в основном, за счет роста заработных плат работников этих отраслей).
В
2006-2010 годах в структуре
Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность