Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………
Рисунок 16 – Меры по ужесточению бюджетной политики
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [22].
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета представлена в приложении Б.
Благоприятная
экономическая ситуация в 2006-2008 годах
привела к более высокому, чем
это было запланировано, росту доходов
консолидированного бюджета и наряду
с продуманной политикой
Государственный долг в 2006-2010 годах вырос, но ему еще далеко до критического значения 50% к ВВП. На рисунке 17 представлена динамика государственного долга РБ.
Рисунок 17 - Динамика государственного долга РБ в 2006-2011гг.
Примечание
– Источник: собственная разработка на
основе [24].
В период перед президентскими выборами, состоявшимися в декабре 2010 года, власти РБ значительно ослабило экономическую политику [25]. Были повышены ставки зарплаты в государственном секторе в 2010 году в общей сложности на 50 процентов. В частности, резко увеличились расходы на образование (на 45,2 %, до Br11трлн.) и здравоохранение (на 35,8 %, до Br7,8трлн.) [26]. Когда в феврале 2011 года начали проявляться последствия решений, принятых в конце прошлого года для стимулирования роста и, по крайней мере, поддержания жизненного уровня населения в ожидании более благоприятных внешних условий, власти предприняли своевременные корректирующие меры, чтобы восстановить контроль над ситуацией [27].
С 2011 года начали действовать многочисленные изменения в налоговом законодательстве. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт. В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы [28]. Подробнее изменения в сравнении с ситуацией 2010 года представлены в приложении В.
В целом 2011г. характеризовался ужесточением фискальной политики. Еще в начале года звучали прогнозы о том, что правительство будет вынуждено ограничивать ряд расходных статей и что основным вызовом для фискальной сферы станет обеспечение финансирования возросших текущих расходов: заработной платы, начислений на заработную плату, текущих трансфертов и т.д., и что в 2011 и 2012 годах постепенно будет возрастать нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием внешнего долга [29]. В результате ужесточения фискальной политики (опережающее поступление доходов и сдерживания отдельных непервоочередных расходов) бюджет за январь-сентябрь был исполнен с профицитом. Сокращение расходов бюджетного сектора в текущем году происходит за счет внедрения режима жесткой экономии текущих расходов бюджетных организаций и инвентаризации государственных капитальных вложений [30]. Кроме того, правительством были установлены лимиты расходов бюджетов областей и города Минска на уровне утвержденных бюджетов. Совокупный вклад бюджетно-налоговой политики в реализацию мер макроэкономической стабилизации за январь-июль оценивается в 1,7 млрд. долларов США [31]. В приложении Г подробно рассмотрена структура доходов и расходов консолидированного бюджета, а также ее изменение по сравнению с 2010 годом.
В июле-декабре прогнозируется ухудшение бюджетной позиции, в то время как доходы должны будут ослабеть, отражая экономический спад, а расходы вырасти из-за инфляционного давления и более высокой стоимости обслуживания долга после девальвации. Однако, поскольку бюджет за январь-сентябрь исполнен с профицитом, правительство стремится к бюджетному дефициту в размере менее 1 процента от ВВП в 2011 году (и даже, возможно, к бездефицитному бюджету [30]) по сравнению с оговоренными с Антикризисным Фондом ЕврАЗЭС 1,5 процентами от ВВП [25].
Экономия
средств в 2011 году будет достигнута
путем ограничения роста
Профицит республиканского бюджета за январь-сентябрь составил 1,1 % к ВВП [32]. Сохранилась положительная динамика поступлений платежей в бюджет от основных доходных источников. Выполнение годового плана по основным бюджетным показателям за январь-сентябрь, а также выполнение плана по налоговым поступлениям рассмотрено в приложении Е.
Непростая экономическая ситуация побудило руководство страны принять некоторые меры по социальной защите населения в конце 2011г. Перечень данных мер приведен в приложении Д. Предлагаемый комплекс мер позволит обеспечить необходимый уровень финансовой поддержки населения нашей страны. Его реализация будет осуществляться в рамках бездефицитного бюджета за счет сокращения других, менее значимых в текущей экономической ситуации расходов [31].
Изменение структуры государственных расходов – их сокращение и оптимизация, по мнению А. Мухи, будет способствовать перераспределению ресурсов (включая трудовые) из бюджетной сферы в частный сектор [33], что естественно, является очень желательным для нашей экономики.
Государственный долг на 01.01.2011 составлял 17,8 % ВВП. На 01.10.2011 государственный долг составил на 83,97 млрд. Br, что составляет 38,7 % ВВП.
Согласно оценке МВФ, правительство РБ проводило в 2011г. осмотрительную бюджетную политику. Однако МВФ рекомендует правительству РБ до конца 2011 года продолжать предпринимать все возможные меры для сдерживания расходов и «замораживания» кредитования в рамках государственных программ, которое привело к чрезмерному росту кредита и инфляции. Сдерживание роста заработной платы, по мнению зарубежных экспертов, также имеет критическое значение, и они рекомендуют воздержаться от дальнейшего повышения тарифной ставки первого разряда работников бюджетной сферы и государственных предприятий. МВФ особо приветствует намерение правительства РБ предложить сбалансированный бюджет на 2012 год [34]. Премьер-министр РБ Михаил Мясникович отметил: «Снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %, поддержке инновационных и импортозамещающих производств и другие предложения будут базисными условиями 2012 года при обеспечении стабильности валюты, невысокого уровня инфляции и своевременного обслуживания внешнего долга. Правительство также планируем выходить на бездефицитный бюджет 2012 года» [35]. Российский экономист Сергей Шаталов подчеркнул: «Эффективность, с которой в течение 2011 года управляется бюджетная системы страны, достойна уважения. Сейчас в Беларуси значительный профицит бюджета. Это большой плюс, это резерв, за счет которого государство может помочь малообеспеченным слоям населения. Кроме того, эти средства позволяют поддержать национального производителя» [36]. Можно также отметить, что профицит бюджета за январь-сентябрь и некритическая величина государственного долга позволяют надеяться на осуществление планов правительства касательно незначительного бюджетного дефицита в 2011 году и бездефицитного бюджета 2012 года. Планы правительства по исполнению бюджета 2011 года представлены в таблице 2.
Отличительной
особенность бюджетной системы
Беларуси в 2008–2011 гг. является наличие
скрытого бюджетного дефицита, финансируемого
за счет квазифискальных операций Нацбанка
[33]. Преодоление этого негативного явления
за счет изменения структуры государственных
расходов и приближение системы налогообложения
к мировым стандартам – основные цели,
которые предстоит решать фискальным
властям Республики Беларусь.
Таблица
2 – Планы правительства
по исполнению бюджета
в 2011 году
Доходы
(в млрд руб.) |
Расходы
(в млрд руб.) |
Дефицит
(профицит) в % | ||||
утвержд. план | оценка | утвержд. план | оценка | утвержд. план | оценка | |
Консолидированный
бюджет |
55,5 | 71,1 | 61,5 | 72,5 | -6,0 | -1,4 |
В %
к ВВП |
22,9 | 29,4 | 25,4 | 30,0 | -2,5 | -0,6 |
Примечание – Источник: [31].
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике
Беларусь
В 2001-2011 гг. фискальная политика в Республике Беларусь не была лишена недостатков. Среди проблем, требующих скорейшего решения, по мнению автора, можно назвать финансирование бюджетного дефицита и обеспечение сбалансированности бюджета, растущий государственный долг, все еще достаточно высокую налоговую нагрузку, часто неэффективное расходование бюджетных средств, излишнюю централизацию средств в республиканском бюджете. Необходимость реформ признается как руководством Республики, так и зарубежными экспертами: МВФ приветствует намерения правительства предложить сбалансированный бюджет на 2012 год, а также отмечает, что к дополнительным мерам, которые будут важны для достижения стабильности в бюджетно-налоговой сфере, относятся жесткое ограничение кредитования по госпрограммам, а также дальнейшее сдерживание роста заработной платы. МВФ также рекомендует Беларуси повысить уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ за счет роста тарифов [37]. Правительством также принят ряд решений, направленных на совершенствование фискальной политики – это и уменьшение ставки налога на прибыль на 6 %, и расширение самостоятельности отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств [38]. В целом, правительство планирует придерживаться курса на ужесточение бюджетной политики.
Среди основных путей совершенствования фискальной политики (рисунок 16), с точки зрения автора, можно назвать:
По мнению автора, расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, которые составляют значительную долю в расходах бюджета и заметно возросли за последние годы, также могли бы быть снижены.
Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность