Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………

Файлы: 1 файл

Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность.docx

— 330.49 Кб (Скачать)
  • рост неналоговых поступлений в бюджет;
  • усиление централизации ресурсов в республиканском бюджете;

 

Рисунок 16 – Меры по ужесточению  бюджетной политики

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22]. 

    
  •  за  период с 2006 по 2010 года в структуре расходов выросла доля общегосударственных расходов, а также расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, национальную оборону.

    Структура доходов и расходов консолидированного бюджета представлена в приложении Б.

    Благоприятная экономическая ситуация в 2006-2008 годах  привела к более высокому, чем  это было запланировано, росту доходов  консолидированного бюджета и наряду с продуманной политикой государственных  расходов это позволило сформировать бюджет в 2006-2008 годах с профицитом. В 2009 году в связи с мировым экономическим кризисом, который не мог не повлиять на экономику Беларуси, бюджет был исполнен с дефицитом. В 2010 ФСЗН был выведен из состава бюджета. Бюджет 2010 года также был исполнен с дефицитом. Динамика бюджетного дефицита представлена в приложении А.

    Государственный долг в 2006-2010 годах вырос, но ему еще далеко  до критического значения 50% к ВВП. На рисунке 17 представлена динамика государственного долга РБ.

Рисунок 17 - Динамика государственного долга РБ в 2006-2011гг.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [24]. 

    В период перед президентскими выборами, состоявшимися в декабре 2010 года, власти РБ значительно ослабило экономическую политику [25]. Были повышены ставки зарплаты в государственном секторе в 2010 году в общей сложности на 50 процентов. В частности, резко увеличились расходы на образование (на 45,2 %, до Br11трлн.) и здравоохранение (на 35,8 %, до Br7,8трлн.) [26]. Когда в феврале 2011 года начали проявляться последствия решений, принятых в конце прошлого года для стимулирования роста и, по крайней мере, поддержания жизненного уровня населения в ожидании более благоприятных внешних условий, власти предприняли своевременные корректирующие меры, чтобы восстановить контроль над ситуацией [27].

    С 2011 года начали действовать многочисленные изменения в налоговом законодательстве. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт. В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы [28]. Подробнее изменения в сравнении с ситуацией 2010 года представлены в приложении В.

    В целом 2011г. характеризовался ужесточением фискальной политики. Еще в начале года звучали прогнозы о том, что правительство будет вынуждено ограничивать ряд расходных статей и что основным  вызовом  для фискальной  сферы  станет обеспечение  финансирования  возросших  текущих  расходов:  заработной  платы, начислений на заработную плату, текущих трансфертов и т.д., и что в 2011 и 2012 годах постепенно будет возрастать нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием внешнего долга [29]. В результате ужесточения фискальной политики (опережающее поступление доходов и сдерживания отдельных непервоочередных расходов) бюджет за январь-сентябрь был исполнен с профицитом. Сокращение расходов бюджетного сектора в текущем году происходит за счет внедрения режима жесткой экономии текущих расходов бюджетных организаций и инвентаризации государственных капитальных вложений [30]. Кроме того, правительством были установлены лимиты расходов бюджетов областей и города Минска на уровне утвержденных бюджетов. Совокупный вклад бюджетно-налоговой политики в реализацию мер макроэкономической стабилизации за январь-июль оценивается в 1,7 млрд. долларов США [31]. В приложении Г подробно рассмотрена структура доходов и расходов консолидированного бюджета, а также ее изменение по сравнению с 2010 годом. 

    В июле-декабре прогнозируется ухудшение бюджетной позиции, в то время как доходы должны будут ослабеть, отражая экономический спад, а расходы вырасти из-за инфляционного давления и более высокой стоимости обслуживания долга после девальвации. Однако, поскольку бюджет за январь-сентябрь исполнен с профицитом, правительство стремится к бюджетному  дефициту  в  размере  менее 1  процента  от  ВВП  в 2011  году (и даже, возможно, к бездефицитному бюджету [30]) по сравнению с оговоренными  с Антикризисным Фондом  ЕврАЗЭС 1,5 процентами от ВВП [25].

    Экономия  средств в 2011 году будет достигнута путем ограничения роста зарплаты в бюджетном секторе (без повышения  ставки для первого разряда, но с  возможностью предусмотренной законом  автоматической частичной индексации) и сокращения расходов, включая уменьшение субсидий на транспорт и жилищно-коммунальные услуги. Повышение экспортных пошлин на калийные удобрения, ставок налога на добычу полезных ископаемых и ставок акцизного налога на алкогольную продукцию и табачные изделия будет способствовать увеличению доходов [25]. В приложении Д более подробно рассмотрены факторы, влияющие на доходы и расходы бюджета в 2011г.

    Профицит  республиканского бюджета за январь-сентябрь составил 1,1 % к ВВП [32]. Сохранилась положительная динамика поступлений платежей в бюджет от основных доходных источников. Выполнение годового плана по основным бюджетным показателям за январь-сентябрь, а также выполнение плана по налоговым поступлениям рассмотрено в приложении Е.

    Непростая экономическая ситуация побудило руководство  страны принять некоторые меры по социальной защите населения в конце 2011г. Перечень данных мер приведен в приложении Д. Предлагаемый комплекс мер позволит обеспечить необходимый уровень финансовой поддержки населения нашей страны. Его реализация будет осуществляться в рамках бездефицитного бюджета за счет сокращения других, менее значимых в текущей экономической ситуации расходов [31].

    Изменение структуры государственных расходов – их сокращение и оптимизация, по мнению А. Мухи, будет способствовать перераспределению ресурсов (включая трудовые) из бюджетной сферы в частный сектор [33], что естественно, является очень желательным для нашей экономики.

    Государственный долг на 01.01.2011 составлял 17,8 % ВВП. На 01.10.2011 государственный долг составил на 83,97 млрд. Br, что составляет 38,7 % ВВП.

    Согласно  оценке МВФ, правительство РБ проводило  в 2011г. осмотрительную бюджетную политику. Однако МВФ рекомендует правительству РБ до конца 2011 года продолжать предпринимать все возможные меры для сдерживания расходов и «замораживания» кредитования в рамках государственных программ, которое привело к чрезмерному росту кредита и инфляции. Сдерживание роста заработной платы, по мнению зарубежных экспертов, также имеет критическое значение, и они рекомендуют воздержаться от дальнейшего повышения тарифной ставки первого разряда работников бюджетной сферы и государственных предприятий. МВФ особо приветствует намерение правительства РБ предложить сбалансированный бюджет на 2012 год [34]. Премьер-министр РБ Михаил Мясникович отметил: «Снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %, поддержке инновационных и импортозамещающих производств и другие предложения будут базисными условиями 2012 года при обеспечении стабильности валюты, невысокого уровня инфляции и своевременного обслуживания внешнего долга. Правительство также планируем выходить на бездефицитный бюджет 2012 года» [35]. Российский экономист Сергей Шаталов подчеркнул: «Эффективность, с которой в течение 2011 года управляется бюджетная системы страны, достойна уважения. Сейчас в Беларуси значительный профицит бюджета. Это большой плюс, это резерв, за счет которого государство может помочь малообеспеченным слоям населения. Кроме того, эти средства позволяют поддержать национального производителя» [36]. Можно также отметить, что профицит бюджета за январь-сентябрь и некритическая величина государственного долга позволяют надеяться на осуществление планов правительства касательно незначительного бюджетного дефицита в 2011 году и бездефицитного бюджета 2012 года.  Планы правительства по исполнению бюджета 2011 года представлены в таблице 2.

    Отличительной особенность бюджетной системы  Беларуси в 2008–2011 гг. является наличие  скрытого бюджетного дефицита, финансируемого за счет квазифискальных операций Нацбанка [33]. Преодоление этого негативного явления за счет изменения структуры государственных расходов и приближение системы налогообложения к мировым стандартам – основные цели, которые предстоит решать фискальным властям Республики Беларусь. 
 
 
 

    Таблица 2 – Планы правительства по исполнению бюджета в 2011 году 

      Доходы

(в млрд руб.)

Расходы

(в млрд руб.)

Дефицит

(профицит) в %

      утвержд. план оценка утвержд. план оценка утвержд. план оценка
Консолидированный

бюджет

55,5 71,1 61,5 72,5 -6,0 -1,4
В %

к ВВП

22,9 29,4 25,4 30,0 -2,5 -0,6

Примечание  – Источник: [31].

    3.3 Пути совершенствования  фискальной политики  в Республике 

Беларусь

    В 2001-2011 гг. фискальная политика в Республике Беларусь не была лишена недостатков. Среди проблем, требующих скорейшего решения, по мнению автора, можно назвать финансирование бюджетного дефицита и обеспечение сбалансированности бюджета, растущий государственный долг, все еще достаточно высокую налоговую нагрузку, часто неэффективное расходование бюджетных средств, излишнюю централизацию средств в республиканском бюджете. Необходимость реформ признается как руководством Республики, так и зарубежными экспертами: МВФ приветствует намерения правительства предложить сбалансированный бюджет на 2012 год, а также отмечает, что к дополнительным мерам, которые будут важны для достижения стабильности в бюджетно-налоговой сфере, относятся жесткое ограничение кредитования по госпрограммам, а также дальнейшее сдерживание роста заработной платы. МВФ также рекомендует Беларуси повысить уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ за счет роста тарифов [37]. Правительством также принят ряд решений, направленных на совершенствование фискальной политики – это и уменьшение ставки налога на прибыль на 6 %, и расширение самостоятельности отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств [38]. В целом, правительство планирует придерживаться курса на ужесточение бюджетной политики.

    Среди основных путей совершенствования  фискальной политики (рисунок 16), с точки зрения автора, можно назвать:

  • Либерализацию налогового законодательства, снижение налоговой нагрузки. С этой целью правительство планирует расширить сферу применения упрощенной системы налогообложения, а также для снижения налоговой нагрузки субъектам хозяйствования будет предоставлено право переноса убытков на будущие периоды. Для сокращения количества времени, затрачиваемого  на  исчисление  и  уплату  налогов,  предусматривается исключение обязанности по уплате экологического налога по месту нахождения объекта налогообложения. Уплата будет производиться единым платежом по месту постановки на учет организации. Также будет расширена сфера электронного документооборота между плательщиками и налоговыми органами [23]. Будет снижена ставка налога на  прибыль с одновременным отказом от многочисленных и избирательных налоговых льгот [38]. Согласно программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг. налоговая нагрузки будет снижена до 26 % к ВВП в 2015 году [39].
  • Повышение эффективности расходов бюджета, в том числе через оптимизацию структуры расходов. Правительство предполагает в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки соразмерно уменьшить государственную поддержку реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств. Необходимо также ликвидировать государственные целевые бюджетные фонды с целью экономного использования финансовых резервов [38]. Также планируется оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, переход от содержания бюджетной организации к оплате ее услуг, расширение спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование, и создание Банка развития в целях совершенствования механизма финансирования государственных программ и обеспечения структурных реформ в экономике [39].

    По  мнению автора, расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, которые составляют значительную долю в расходах бюджета и заметно возросли за последние годы, также могли бы быть снижены.

  • Уменьшение централизации ресурсов в республиканском бюджете и расширение финансовой самостоятельности местных органов управления и самоуправления. Развитие финансовой самостоятельности регионов всех уровней предполагается осуществить путем изменения схемы распределения поступлений налога на доходы и налога на прибыль между республиканским и местными бюджетами [39].
  • Ограничение бюджетного дефицита и снижение роста государственного долга. В 2011 году планируется бездефицитное исполнение бюджета, бюджет на 2012 год будет сбалансированным, что вполне обосновано при сохранении курса на ужесточении фискальной политики, то есть финансирование бюджетного дефицита должно осуществляться не за счет его монетизации, а за счет применения неинфляционных методов. Необходимо разработать нормативную базу по вопросам управления государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления [39].

Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность