Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………

Файлы: 1 файл

Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность.docx

— 330.49 Кб (Скачать)

Рисунок 16 - Направления совершенствования  фискальной политики в РБ

Примечание  - Источник: собственная разработка. 

    Таким образом, в ближайшем будущем  фискальная политика в Республике Беларусь должна быть усовершенствована. Это  необходимо для достижения устойчивости и стабильности в экономике, преодоления инфляции, обеспечения экономического роста. Должны быть пересмотрены подходы к формированию доходов и расходов бюджета, оптимизировано соотношение республиканского и местных бюджетов. Налоговая система должна перестать тормозить экономику, стать более прозрачной и не сдерживать частную инициативу. Темп роста государственного  долга не должен превышать темп роста ВВП, и взятые займы должны направляться не на социальные цели, а на инновационное развитие реального сектора национальной экономики.

    Исходя  из всего вышеперечисленного, можно  сделать вывод, что фискальная политика Республики Беларусь в 2001-2010 гг. характеризуется высокой долей расходов на социальные цели, значительной налоговой нагрузкой, исполнением бюджета либо с небольшим дефицитом либо с небольшим профицитом, сильной концентрацией ресурсов в республиканском бюджете, некритической величиной государственного долга. Была усовершенствована законодательная база в бюджетно-налоговой сфере. В 2011 году был взят курс на ужесточение фискальной политики – сокращение государственных расходов и бездефицитное исполнение бюджета. Фискальная политика в Беларуси требует дальнейшего совершенствования, среди важнейших направлений которого, нужно назвать снижение налоговой нагрузки на экономику, особенно на частный сектор, с одновременным отказом от избирательных налоговых льгот и увязку государственных расходов с достижением конкретных результатов, с помощью применения нормативных методов финансирования отдельных направлений расходов. 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    По  написанной курсовой работе можно сделать  следующие выводы:

    1. Существует множество определений понятия «фискальная политика». Однако все же следует отметить, что большинство авторов признают, что фискальная политика – это часть государственной экономической политики, осуществляющая воздействие на экономику с помощью регулирования государственных расходов и налогов для достижения следующих целей: стабилизация экономики, обеспечение устойчивого экономического роста при условии высокой занятости.

    2. К инструментам фискальной политики относят: изменение государственных расходов (государственных закупок и трансфертов) и налогов. Увеличение государственных расходов и (или) уменьшение налогов приводит в увеличению совокупного спроса, а, следовательно к росту совокупного дохода (выпуска) и наоборот.

    3. В зависимости от влияния на  совокупный спрос различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая применяется для поддержки экономики во время спада, а сдерживающая – для сдерживания инфляции во время подъема экономики. Если инструменты фискальной политики применяются правительством сознательно, то мы имеем дело с дискреционной фискальной политикой, если же инструменты фискальной политики начинают действовать автоматически, то это недискреционная фискальная политика. При применении инструментов дискреционной фискальной политики проявляется мультипликационный эффект, при этом мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов.

    4. Фискальная политика не всегда  эффективна. Среди недостатков фискальной политики, как инструмента регулирования экономики, относятся временные лаги, эффекты вытеснения, чистого экспорта, инфляции, подверженность влиянию политического курса правительства, часто не учитывающего объективное состояние экономики. В зависимости от принадлежности к той или иной экономической школе ученые по-разному оценивают эффективность фискальной политики: кейнсианцы считают эту политику высокоэффективной, сторонники классической теории склоняются к мнению, что проблемы реализации фискальной политики нивелируют ее положительное воздействие на экономику.

    5. Фискальная политика способна  оказывать стабилизирующее воздействие на экономику, но при непродуманном применении ее инструментов можно и дестабилизировать экономику. Фискальная политика будет оказывать максимальное стабилизирующее воздействие на экономику в крайнем кейнсианском случае (кривая LM горизонтальна) и дестабилизирующее в классическом случае (кривая LM вертикальна). В нормальном кейнсианском случае стабилизирующее влияние присутствует, но оно слабее, чем в крайнем случае.

    6. Фискальная политика в РБ в 2001-2005 гг. характеризовалась увеличением охвата бюджета в результате включения в его состав внебюджетных целевых фондов, усилением централизация ресурсов в республиканском бюджете, в структуре доходов бюджета преобладали налоговые доходы, самую весомую долю поступлений приносил НДС, бюджетная политика за рассматриваемый период была социально ориентированной,  в 2002 году был принят Налоговый кодекс РБ, бюджетный дефицит в 2001-2005 гг. незначительно колебался и сохранялся на довольно низком уровне, величина государственного внешнего и внутреннего долга за рассматриваемый период также не была критической. Эффективность фискальной политики в 2001-2005 годах можно признать удовлетворительной.

    7. В 2006-2010 гг. сохранялась социальная  ориентация государственного бюджета.  Была усовершенствована нормативно-правовая  база в бюджетно-налоговой сфере.  Произошли положительные изменения  в налоговой системе, сократилось  число платежей, и был упрощен  порядок начисления и оплаты  налогов. В целом, фискальная политика носила стимулирующий характер, экономический рост во многом определялся увеличением государственных расходов. В 2011 г. произошли значительные изменения в подходе государства к реализации фискальной политики. Она была значительно ужесточена за счет сокращения государственных расходов, и исполнение бюджета 2011 года должно быть бездефицитным.

    8. Главными направлениями усовершенствования фискальной политики в РБ являются: дальнейшая оптимизация государственных расходов, ориентация их на результат, либерализация налоговой системы, совмещенная с отменой некоторых необоснованных налоговых льгот, повышение финансовой самостоятельности местных органов управление, уменьшение централизации ресурсов в республиканском бюджете, ориентация на сбалансированный бюджет и поддержание уровня бюджетного дефицита и государственного долга на безопасном уровне, совершенствование методов финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом. Бюджетно-налоговая сфера должна стать более прозрачной и эффективной, более отвечающей требованиям современной рыночной экономики.

    Таким образом, фискальная политика, проводимая государством – один из определяющих факторов состояния и перспектив развития экономики. Ее реализация на практике непростая задача, но ее правильной решение необходимо для устойчивого экономического роста и стабилизации экономики, и в конечном итоге приведет к расцвету как экономики, так и страны в целом, а значит, к улучшению качества жизни каждого члена общества. 
 

 

    

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1 Долан, Э.Дж. Макроэкономика: Пер. с англ. / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей; под общ. ред. Б. Лисовика. – СПб.: АОЗТ «Литера плюс». – 1994. – 320 с.

    2 Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. – М.: НПО «АЛГОН»: ВНИИСИ. – 1992. – 351 с.

    3 Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: учебник / Н.Г. Мэнкью. – СПб: Питер Ком. – 1999. – 784 с.

    4 Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М. – 1999. – 974 с.

    5 Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник / под. общ. ред. А.В. Сидоровича. – 4-е изд. – М.: Дело и Сервис. – 2002. – 410 с.

    6 Макроэкономика: учеб. Пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ. – 2009. – 415 с.

    7 Бюджетный кодекс Республики Беларусь / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166&p2={NRPA}. – Дата доступа: 06.11.2011.

    8 Налоговый кодекс (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166&p2={NRPA}. – Дата доступа: 06.11.2011.

    9 Дорнбуш, Р. Макроэкономика / Р. Дорнбуш, C. Фишер. – М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М. – 1997. – 784 с.

    10 Шаповалов А. Минфин против «зеленых налогов»: основы экологической политики столкнулись с бюджетным сопротивлением / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа:

http://gaap.ru/news/82762. – Дата доступа: 6.11.2011.

    11 Экономика // Официальный веб-портал Республики Польша [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.poland.gov.pl/Экономика,1393.html. – Дата доступа: 6.11.2011.

    12 Экономика Чехии // Чешская крона, Крона Курс Оnline [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krona.czclub.ru/ekonomika-chexii. – Дата доступа: 6.11.2011.

    13 Налоговая реформа в Словакии  // Научно-исследовательский центр Мизеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://liberty-belarus.info/Perehodnye-ekonomiki/Nalogovaya-reforma-v-Slovakii.html. – Дата доступа: 6.11.2011.

    14 Экономика Великобритании // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Великобритании. – Дата доступа: 6.11.2011.

    15 Швейцарская экономика // Официальный информационный портал Швейцарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.swissworld.org/ru/ehkonomika. – Дата доступа: 6.11.2011.

    16 Васильев В.С. / Антикризисная фискальная  политика США: проблема мультипликативных  эффектов / В.С. Васильев // Россия и Америка в XXI веке [Электронный ресурс]. – 2011. – №2. – Режим доступа:

http://www.rusus.ru/?act=read&id=278. – Дата доступа: 6.11.2011.

    17 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2001 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year01/yand01/. – Дата доступа: 06.11.2011

    18 Аналитический доклад «О социально-экономическом  положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2002 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year02/yand02/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    19 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2003 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year03/yand03/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    20 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2004 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year04/yand04/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    21 Аналитический доклад «O социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2005 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year05/yand06/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    22 Аналитический доклад «O социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за январь-декабрь 2009 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09/. – Дата доступа: 06.11.2011.

    23 Полуян, В. Как выводят оценку за налоги / В. Полуян // Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность