Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………
Например,
доход, полученный населением в виде трансфертных
платежей, расходуется не только на потребление,
но и на сбережение, а при государственных
закупках происходит прямая купля вновь
произведенных товаров и услуг. Сокращение
чистых налогов производит меньший мультипликативный
эффект, чем равное ему по абсолютной величине
повышение государственных закупок. Мультипликатором
чистых налогов называется отношение
величины индуцированного изменения совокупных
расходов к величине изменения реальных
чистых налогов:
Мультипликатор чистых налогов = Мультипликатор затрат – 1, (2)
Мультипликатор
чистых налогов = mpc/(1 - mpc).
Правительство также может изменять государственные закупки и чистые налоги одновременно. В результате изменения государственных закупок до G1 кривая совокупных расходов сдвинется вверх. В результате повышения чистых налогов потребление сократится и уменьшится до С1 и кривая совокупных расходов сдвинется вниз. В случае, изображенном на рисунке 6, абсолютная величина изменения совокупных расходов равна абсолютной величине изменения чистых налогов, но так как мультипликатор чистых налогов меньше мультипликатора государственных расходов, то наша первоначальная кривая совокупных расходов в итоге сдвинется вверх.
При этом совокупный доход увеличился на ту же величину, на которую мы увеличили как государственные закупки, так и чистые налоги. Здесь мы имеем дело с мультипликатором сбалансированного бюджета, который равен 1 и не зависит от предельной склонности к потреблению.
Рисунок 6 – Государственные закупки, налоги и равновесный совокупный
доход (выпуск)
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое
изменение
в относительных уровнях
Изменения
уровней государственных
Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. Индивидуальный подоходный налог по мере роста ВВП обеспечивает пропорциональный прирост налоговых поступлений. С ростом ВВП и увеличением объема закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создает новые рабочие места. Напротив, в случае сокращения ВВП налоговые поступления из всех этих источников падают.
Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») ведут себя прямо противоположным образом. Выплаты пособий по безработице, социальному обеспечению – все подобного рода платежи сокращаются в периоды роста экономики и возрастают в периоды спада производства.
Налоговая система обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и безработице. С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и – поскольку они сокращают расходы – сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличивают ВВП.
Если объем налоговых поступлений изменяется прямо пропорционально величине ВВП, то бюджетный дефицит, который, как правило, автоматически образуется в периоды спада, помогает его преодолеть. Напротив, профицит бюджета, автоматически возникающий в периоды экономического роста, содействует преодолению возможной инфляции.
Национальный доход, занятость и фискальная политика увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного профицита. Напротив, когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведет к росту расходов и тем самым смягчает экономический спад. То есть с понижением уровня ВВП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от профицита к дефициту.
Величина
автоматически возникающих
При пропорциональной налоговой системе средняя налоговая ставка остается неизменной по мере возрастания ВВП; при регрессивной налоговой системе средняя налоговая ставка понижается с ростом ВВП. При прогрессивной и пропорциональной налоговых системах налоговые поступления с ростом ВВП будут увеличиваться, а при регрессивной системе они могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными по мере роста ВВП. Чем прогрессивнее налоговая система, тем больше степень достигнутой стабильности экономики.
Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоления инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов [4, c. 257-258].
Однако встроенные стабилизаторы характерны не только для государственной политики. Практика корпораций сохранять уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени, ведет к тому, что нераспределенные прибыли, то есть сбережения корпорации, действуют подобно амортизатору или встроенному стабилизатору. Поскольку семьи стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к снижению дохода, они также способствуют стабилизации.
Встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, он не может преодолеть нарушение на 100%. Он оставляет устранение остальной части нарушений действий дискреционной фискальной политики [2, с. 317-318].
1.3 Эффективность фискальной политики
При реализации фискальной политики очень важным является вопрос о ее эффективности. Некоторые экономисты (к примеру, представители теории рациональных ожиданий) вообще считают дискреционную фискальную политику неэффективной. При проведении фискальной политики в жизнь возникает множество препятствий, снижающих ее эффективность.
Для фискальной политики характерны временные лаги: внутренний и внешний. Внутренний лаг – это период времени между началом экономического спада или инфляции и осознанием этих явлений и утверждением фискальных мер. Внешний лаг – это период времени между пониманием необходимости фискальных мер и их утверждением до получения эффекта от их реализации.
К.Р. Макконелл и С.Л. Брю в «Экономиксе» классифицируют временные проблемы фискальной политики следующим образом:
Из-за этих временных проблем фискальная политика может стать негибкой из-за возможного запаздывания мер.
Фискальная политика во многом зависит от политического курса правительства. Иногда снижение налогов и повышение государственных расходов (в том числе трансфертов) производится не на основании экономической целесообразности, а по политическим причинам, например, перед выборами. Естественно такие необоснованные решения неэффективны и оказывают разрушительное воздействие на экономику.
Одной из серьезнейших проблем, характерных для фискальной политики, является эффект вытеснения. Проиллюстрируем его с помощью модели IS-LM. Как известно кривая IS описывает равновесие товарного рынка и имеет отрицательный наклон, потому что снижение ставки процента (r) вызывает увеличение инвестиционных расходов, тем самым увеличивая совокупные расходы, а вместе сними и объем выпуска. Фискальная политика влияет на государственные и потребительские (через изменение налоговых ставок) расходы. Следовательно, фискальная политика изменяет совокупные расходы, а значит, сдвигает кривую IS. Например, правительство увеличило государственные расходы (рисунок 8). Следовательно, кривая IS смещается до положение IS1, и если бы процентная ставка осталась неизменной, то объем выпуска увеличился до Y2. Но с ростом выпуска растет и уровень ставки процента, потому что с увеличением дохода повышается и спрос на деньги (кривая LM имеет положительный наклон). Поэтому новой точкой равновесия становится точка Е1, а не Е2. Новый совокупный доход Y1 меньше чем Y2, потому что более высокие ставки процента вытеснили часть инвестиционных расходов [9, с. 485].
Рисунок 8 – Эффект вытеснения
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Масштаб эффекта вытеснения зависит от наклона графиков кривых LM и IS. Если говорить о наклоне кривой LM, то существует две диаметрально противоположные ситуации.
Первый случай: кривая LM горизонтальна. В этом случае эффект вытеснения отсутствует, так как изменение уровня совокупного дохода не приводит к росту процентной ставки. Фискальная политика максимально эффективна. Графически эта ситуация изображена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Максимальная эффективность фискальной политики
(кривая LM горизонтальна)
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Второй
случай – случай классической теории:
кривая LM является вертикальной. Увеличение
государственных расходов не увеличивает
совокупный выпуск, а приводит только
к повышению ставки процента. Здесь мы
имеем дело с эффектом полного вытеснения,
то есть государственные расходы вытесняют
частные расходы в полном объеме. Графически
этот случай изображен на рисунке 10.
Рисунок 10 – Полный эффект вытеснения
Примечание
– Источник: собственная разработка.
При восходящей кривой совокупного предложения потенциальное воздействие стимулирующей фискальной политики на реальный объем производства и занятость в какой-то степени может быть ослаблено инфляцией [4, с. 263]. Графически этот эффект можно отобразить так, как на рисунке 11. На графике видно, что совокупный доход увеличился до значения Y2. При этом также произошел рост цен Р1 до Р2, то есть инфляция. Во время инфляции правительство проводит сдерживающую фискальную политику. Соответственно снижается внутренняя процентная ставка. В результате сокращается внешний спрос на национальную валюту, национальная валюта обесценивается, чистый экспорт увеличивается.
Рисунок 11 – Фискальная политика и эффект инфляции
Примечание
– Источник: [26, с. 264].
Эффект чистого экспорта также может ослабить эффективность фискальной политики. Во время спада в экономике государство проводит стимулирующую фискальную политику. Из-за эффекта вытеснения такая политика приводит к повышению внутренней процентной ставки, что в свою очередь увеличивает спрос на национальную валюту, вследствие чего национальная валюта дорожает. Что в свою очередь приводит к сокращению чистого экспорта. Чистый экспорт является частью совокупных расходов, поэтому его сокращение (увеличение) ведет к сокращению (увеличению) совокупных расходов, величина которых в свою очередь влияет на объем выпуска, уменьшая (увеличивая) его.
Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность