Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………

Файлы: 1 файл

Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность.docx

— 330.49 Кб (Скачать)

Примечание  – Источник: [44, 45].

 

Рисунок Г.1 – Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2010 – 2011 гг.

Примечание  – Источник: [45].

 

Приложение Д

Факторы, влияющие на формирование доходов и расходов бюджета

в 2011 году, меры по социальной защите населения

 

    Факторы, влияющие на увеличение доходов бюджета:

    1) инфляционно-девальвационный прирост налоговой базы (дополнительные доходы составят около 9,1 трлн. рублей);

    2) неучтенные в бюджете доходы в виде вывозных таможенных пошлин на нефть, добытую на территории Беларуси (2,9 трлн. рублей);

    3) прирост поступлений таможенных пошлин на импортные легковые автомобили (0,9 трлн. рублей);

    4) повышение с 1 июня 2011 года ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения (0,6 трлн. рублей с даты повышения);

    5) увеличение доходов местных бюджетов в результате установления повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность  (0,6 трлн. рублей).

    Кроме того, в целях увеличения доходной части бюджета правительством подготовлены следующие предложения, учтенные при уточнении бюджета:

    - изъятие части прибыли отдельных  высокорентабельных предприятий на сумму 1,3 трлн. рублей;

    - повышение с 1 сентября ставок  акцизов на алкогольную продукцию  и табачные изделия с учетом  того, что  цена на них в нашей стране явно занижена. Дополнительные поступления от повышения акцизов составят около 0,25  трлн. рублей [31].

    На  увеличение расходов бюджета во втором полугодии  повлияют следующие составляющие:

    1) индексация доходов работников бюджетной сферы;

    2) рост бюджетных обязательств по компенсации части процентных ставок

по кредитам банков. С одной стороны это  связано с увеличением ставки рефинансирования, с другой – с ростом потребности в кредитовании организаций АПК;

    3) значительный рост расходов на обслуживание внешнего государственного долга и платежей в рамках участия Беларуси в интеграционных объединениях. Доля этих расходов в консолидированном бюджете по сравнению с 2008-м докризисным годом возрастает почти на 19 процентных пунктов.

    Кроме этого, дополнительное давление на расходы  бюджетных организаций продолжит оказывать рост цен на питание, оплату коммунальных, транспортных и других услуг. Изменение валютного курса автоматически ведет к росту расходов на оплату критического импорта, а в бюджете таких расходов немало. Это медикаменты, оборудование, также преимущественно медицинское. Только по этим двум позициям дополнительная потребность в средствах  по республиканскому бюджету составляет более 200 млрд. рублей. В случае девальвации она возрастет пропорционально изменению курса [31].

 

    Некоторые меры по социальной защите населения:

    1) в сентябре оказать помощь в размере 500 тыс. рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а также неработающим пенсионерам на сезонную закупку продоволь ственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;

    2) с 1 октября – повысить тарифную ставку первого разряда;

    3) с 1 ноября – увеличить размер пенсий в соответствии с законодательством;

    4) с 1 сентября т.г. – изменить подходы к исчислению стипендий. Подготовлен проект Указа Президента «О социальной поддержке обучающихся», которым все виды стипендий устанавливаются в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда. Это позволит упростить порядок исчисления стипендий и будет способствовать их оперативному перерасчету. Повышение тарифной ставки первого разряда повлечет за собой и перерасчет размеров стипендий;

    5) с 1 ноября с учетом инфляции – повысить бюджет прожиточного минимума. Соответствующее повышение ожидает пенсии, пособия, другие социальные выплаты, исчисляемые в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума;

    6) в IV квартале в два раза повысить единовременные пособия при рождении детей в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента от 11 августа 2011 года № 357;

    7) увеличить в бюджете ассигнования на оказание адресной социальной помощи наиболее уязвимым в финансовом плане категориям работников.

    Предлагаемый  комплекс мер позволит обеспечить необходимый  уровень финансовой поддержки населения  нашей страны. Его реализация будет  осуществляться в рамках бездефицитного бюджета за счет сокращения других, менее значимых в текущей экономической ситуации расходов [31].

 

    

Приложение Е

Выполнение  плана по основным бюджетным показателям  и налоговым поступлениям за январь-сентябрь 2011 года

 

Таблица Е.1 – Выполнение годового плана по основным бюджетным показателям за январь-сентябрь

 
Налог Удельный вес 

в общей  сумме налогов (%)

План по поступлениям

от налога выполнен на (%):

НДС        24,8 109,2
Налог на прибыль        18,1 (рост на 1,7%) 106,4
Акцизы        11,3 103,6
Подоходный  налог        18 (рост на 3,2%) 101,3

Примечание  – Источник: [31].

 
 

Таблица Е.2 – Выполнение плана по налоговым поступлениям

 
Показатель Исполнение  годового плана, %
Всего доходов 84,9
НДС 79,7
Налог на прибыль 84,2
Акцизы 72
Доходы  от ВЭД 128,1
Поступления в ФСЗН 76,8
Всего расходов 73,7
Расходы на общегосударственную деятельность 74,9
Расходы на финансирование

национальной  экономики

71,9
Расходы на социальную сферу 74,2

Примечание  – Источник: [31].


Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность