Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………
Примечание – Источник: [44, 45].
Рисунок Г.1 – Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2010 – 2011 гг.
Примечание – Источник: [45].
Приложение Д
Факторы, влияющие на формирование доходов и расходов бюджета
в 2011 году, меры по социальной защите населения
Факторы, влияющие на увеличение доходов бюджета:
1) инфляционно-девальвационный прирост налоговой базы (дополнительные доходы составят около 9,1 трлн. рублей);
2) неучтенные в бюджете доходы в виде вывозных таможенных пошлин на нефть, добытую на территории Беларуси (2,9 трлн. рублей);
3) прирост поступлений таможенных пошлин на импортные легковые автомобили (0,9 трлн. рублей);
4) повышение с 1 июня 2011 года ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения (0,6 трлн. рублей с даты повышения);
5) увеличение доходов местных бюджетов в результате установления повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность (0,6 трлн. рублей).
Кроме того, в целях увеличения доходной части бюджета правительством подготовлены следующие предложения, учтенные при уточнении бюджета:
-
изъятие части прибыли
-
повышение с 1 сентября ставок
акцизов на алкогольную
На увеличение расходов бюджета во втором полугодии повлияют следующие составляющие:
1) индексация доходов работников бюджетной сферы;
2) рост бюджетных обязательств по компенсации части процентных ставок
по кредитам банков. С одной стороны это связано с увеличением ставки рефинансирования, с другой – с ростом потребности в кредитовании организаций АПК;
3) значительный рост расходов на обслуживание внешнего государственного долга и платежей в рамках участия Беларуси в интеграционных объединениях. Доля этих расходов в консолидированном бюджете по сравнению с 2008-м докризисным годом возрастает почти на 19 процентных пунктов.
Кроме этого, дополнительное давление на расходы бюджетных организаций продолжит оказывать рост цен на питание, оплату коммунальных, транспортных и других услуг. Изменение валютного курса автоматически ведет к росту расходов на оплату критического импорта, а в бюджете таких расходов немало. Это медикаменты, оборудование, также преимущественно медицинское. Только по этим двум позициям дополнительная потребность в средствах по республиканскому бюджету составляет более 200 млрд. рублей. В случае девальвации она возрастет пропорционально изменению курса [31].
Некоторые меры по социальной защите населения:
1) в сентябре оказать помощь в размере 500 тыс. рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а также неработающим пенсионерам на сезонную закупку продоволь ственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;
2) с 1 октября – повысить тарифную ставку первого разряда;
3) с 1 ноября – увеличить размер пенсий в соответствии с законодательством;
4) с 1 сентября т.г. – изменить подходы к исчислению стипендий. Подготовлен проект Указа Президента «О социальной поддержке обучающихся», которым все виды стипендий устанавливаются в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда. Это позволит упростить порядок исчисления стипендий и будет способствовать их оперативному перерасчету. Повышение тарифной ставки первого разряда повлечет за собой и перерасчет размеров стипендий;
5) с 1 ноября с учетом инфляции – повысить бюджет прожиточного минимума. Соответствующее повышение ожидает пенсии, пособия, другие социальные выплаты, исчисляемые в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума;
6) в IV квартале в два раза повысить единовременные пособия при рождении детей в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента от 11 августа 2011 года № 357;
7) увеличить в бюджете ассигнования на оказание адресной социальной помощи наиболее уязвимым в финансовом плане категориям работников.
Предлагаемый комплекс мер позволит обеспечить необходимый уровень финансовой поддержки населения нашей страны. Его реализация будет осуществляться в рамках бездефицитного бюджета за счет сокращения других, менее значимых в текущей экономической ситуации расходов [31].
Приложение Е
Выполнение плана по основным бюджетным показателям и налоговым поступлениям за январь-сентябрь 2011 года
Таблица Е.1 – Выполнение годового плана по основным бюджетным показателям за январь-сентябрь
Налог | Удельный вес
в общей сумме налогов (%) |
План по поступлениям
от налога выполнен на (%): |
НДС | 24,8 | 109,2 |
Налог на прибыль | 18,1 (рост на 1,7%) | 106,4 |
Акцизы | 11,3 | 103,6 |
Подоходный налог | 18 (рост на 3,2%) | 101,3 |
Примечание – Источник: [31].
Таблица Е.2 – Выполнение плана по налоговым поступлениям
Показатель | Исполнение годового плана, % |
Всего доходов | 84,9 |
НДС | 79,7 |
Налог на прибыль | 84,2 |
Акцизы | 72 |
Доходы от ВЭД | 128,1 |
Поступления в ФСЗН | 76,8 |
Всего расходов | 73,7 |
Расходы
на общегосударственную |
74,9 |
Расходы
на финансирование
национальной экономики |
71,9 |
Расходы на социальную сферу | 74,2 |
Примечание – Источник: [31].
Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность