Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность и значение фискальной политики, а также исследовать особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах и в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический метод, сбор статистических данных, графический, а также метод систематизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы фискальной политики…………………………………...6
1.1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………………...6
1.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика………………….11
1.3 Эффективность фискальной политики………………………………………..16
2 Особенности проведения фискальной политики в зарубежных странах……..21
3 Фискальная политика в Республике Беларусь………………………………….27
3.1 Основные тенденции фискальной политики в Республике Беларусь
в 2001-2005 гг. ……………………………………………………………………...27
3.2 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
в 2006-2011 гг.………………………………………………………………………29
3.3 Пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь….36
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение А. Динамика бюджетного дефицита…………………

Файлы: 1 файл

Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность.docx

— 330.49 Кб (Скачать)

    Налогом признается обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы [8]. Другие классификации налогов можно представить в виде таблицы 1: 

Таблица 1 – Классификации  налогов 

Вид налога Краткая характеристика
    По  принципам построения выделяют:
- пропорциональный налог величина налога растет пропорционально величине дохода. Доля налога в таком случае в доходе остается постоянной.
- прогрессивный налог налог, возрастание  которого опережает рост дохода.

У большего дохода изымается большая часть.

- регрессивный налог возрастание налога меньше, чем возрастание дохода,

то есть у большего дохода изымается меньшая часть.

    По  способу взимания:
- прямые налоги налоги, уплачиваемые с дохода и имущества физических и юридических лиц.
- косвенные налоги налоги, уплачиваемые в цене товара.
    По  способу использования:
- общие налоги      используются  для финансирования затрат государственного и местного бюджета.
- специальные налоги используются  по целевому назначению, например, чрезвычайный налог, отчисления в пенсионные фонды.

Примечание –  Источник: собственная разработка. 

    Основными видами налогов, которые формируют доходы государственного бюджета, являются подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизный налог и налог на недвижимость. Взимание подоходного налога обеспечивает основную массу поступлений в государственный бюджет.

    В случае наличия в экономике инфляционного  разрыва, налоги повышаются. Если подоходный налог увеличивается, то уменьшается располагаемый доход населения, а значит, уменьшаются потребительские расходы, и, следовательно,  уменьшается совокупный спрос (пропорционально предельной склонности к потреблению). Уровень цен упадет, то есть, таким образом, обеспечивается контроль за инфляцией. И наоборот, во время рецессии, уменьшение налогов приводит в увеличению совокупного спроса, что, в свою очередь, приводит к увеличению объема реального ВВП, то есть способствует преодолению экономикой циклического спада.

    Государственные расходы можно разделить на государственные  закупки товаров и услуг (расходы  на образование, медицинское обслуживание, оборону страны и другие общественные блага) и трансферты (выплаты правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги) [4, c. 33]. Их увеличение или уменьшение помогает экономике преодолевать экономический спад или инфляцию соответственно: увеличение государственных расходов стимулирует как инвестиционный, так и потребительский спрос, что способствует увеличению реального ВВП; уменьшение государственных расходов, наоборот, уменьшает совокупные расходы, что ведет к уменьшению уровня цен.

    Предпочтение  того или иного инструмента во многом определяется субъективными политическими и экономическими взглядами тех, кто проводит в жизнь фискальную политику государства. Например, неоконсерваторы выступают за сокращение государственного сектора в экономике, то есть за сокращение государственных расходов в период роста инфляции, и за поощрение частной инициативы, то есть в период экономического спада снижают налоги (например, «Тэтчеризм» в Великобритании или «Рейганомика» в США). Правительства либералов и социалистов, наоборот, расширяют совокупные расходы в периоды спада за счет увеличения государственных закупок, и ограничивать совокупные расходы в периоды роста инфляции за счет повышения налогов, то есть  расширяют или, по крайней мере,  сохраняют существующий размер государственного сектора.

    Следует отметить, что фискальная политика может осуществляться и с помощью комбинации двух своих главных инструментов: изменения государственных расходов и изменения налогообложения.

    В зависимости от того, имеет фискальная политика своей целью увеличение или уменьшение совокупного спроса, ее подразделяют на стимулирующую и сдерживающую.

    Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала [5, c. 130].

    Графически  воздействие стимулирующей политики на совокупный спрос в модели AS-AD изображено на рисунке 2: 
 
 
 

                            

                         P        AS 
 

                                              

                                 AD1    AD2 
 
 
 
 
 

                                                                 Y

Рисунок 2 - Стимулирующая  фискальная политика

Примечание  – Источник: собственная разработка. 

    В результате проведения стимулирующей  фискальной политики, совокупный спрос увеличился (кривая совокупного спроса сместилась из положения AD1 в положение AD2), увеличился реальный объем выпуска: экономика преодолела циклический спад. Так как стимулирующая фискальная политика направлена на увеличение государственных расходов и (или) уменьшение налогов (которые составляют основную часть доходов государственного бюджета), то проведение ее проведение может привести в возникновению бюджетного дефицита.

    Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью  ограничение циклического подъема  экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала [5, c. 132]. Используя модель AD-AS действие сдерживающей фискальной политики на совокупный спрос проиллюстрирована на рисунке 3.

    В результате проведения сдерживающей фискальной политики совокупный спрос уменьшился (кривая совокупного спроса сместилась из положения AD1 в положение AD2). Цены снизились, инфляция сокращается. 
 
 
 
 

                             P    AS 
 

                                                

                                                           AD1 

                                                           AD2

  

                                                                                               Y

Рисунок 3 - Сдерживающая фискальная политика

Примечание  – Источник: собственная разработка.

    1.2 Дискреционная и  недискреционная фискальная политика

    В зависимости от механизмов регулирования  изменений экономической ситуации   фискальная политика делится на   дискреционную (активную)   и недискреционную (пассивную, автоматическую, политику встроенных стабилизаторов).

    Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное применение правительством прямых (изменение государственных расходов) и косвенных (изменения в налогообложении) инструментов фискальной политики.

    Для того чтобы сдвинуть кривую совокупного  спроса на необходимую величину вовсе необязательно увеличивать государственные закупки на эту же величину. Причиной этого является мультипликационный эффект [1, с. 145]. Рассмотрим, как действует на совокупный спрос увеличение государственных расходов с учетом эффекта мультипликатора.

    Изначально  экономика находилась в равновесии в точке Е1 (рисунок 4). Соответственно совокупные расходы составляли C+I+G1 , а совокупный доход составлял Y1. Предположим, что в стране начался экономический спад (то есть понизился уровень производства) и правительство для стимулирования совокупного спроса увеличивает государственные расходы (в данном случае закупки) до величины G2. Это сдвигает кривую совокупных расходов также на величину G2. Новые совокупные расходы будут превышать уровень дохода Y1. Для достижения равновесия совокупный доход будет повышаться (то есть фирмы будут увеличивать уровень производства) до тех пор, пока не сравняется с совокупными расходами. Новое равновесие будет достигнуто в точке Е2, так как в этой точке совокупные расходы равны совокупному доходу.

    Совокупный  доход увеличивается на величину большую, чем увеличение государственных  расходов (закупок). Это происходит под действием мультипликационного эффекта. Мультипликатор государственных расходов (закупок) MG – это изменение совокупного дохода в результате изменения государственный расходов.

                

              Рисунок 4 – Влияние увеличения государственных расходов (закупок)

на  совокупный доход

Примечание  – Источник: собственная разработка. 

    Изменение государственных закупок так  же, как и увеличение инвестиций в   экономику   приводит   к   росту   совокупного спроса,   и,  как следствие, к увеличению совокупного дохода. Поэтому формула мультипликатора государственных расходов (закупок) (1) аналогична формуле мультипликатора инвестиций:

                                   

    Для замедления темпов или полной ликвидации инфляции правительство может сократить  свои расходы. Это уменьшение расходов сместит кривую совокупных расходов вниз.

    Система государственных закупок – лишь одна сторона фискальной политики, другая сторона – чистые налоги (под термином чистые налоги понимают доходы правительства от сбора налогов за вычетом трансфертных платежей). Изменение структуры налогообложения трансфертных выплат оказывает сильнейшее воздействие на экономическую систему, влияя на потребление [1, с. 147].

    Рассмотрим экономику, находящуюся в состоянии спада. Тогда государство для стимулирования совокупного спроса может уменьшить поступление чистых налогов в бюджет (например, через уменьшение подоходного налога в сочетании с трансфертными выплатами населению). Эта мера увеличит располагаемый доход населения, что, в свою очередь, приведет к повышению потребительских расходов населения. Следовательно, кривая совокупных расходов сдвинется вверх. В результате, совокупный доход вырастет до Y2 (рисунок 5).

        

Рисунок 5 – Воздействие  уменьшения чистых налогов  на совокупный доход

Примечание  – Источник: собственная разработка. 

    Сокращение  чистых налогов приводит в действие мультипликативный механизм, как и в случае увеличения объемов государственных заказов. Сокращение чистых налогов не является прямым дополнением совокупного спроса, как в этом случае в явном виде не происходит прямой купли вновь произведенных товаров и услуг.

Информация о работе Фискальная политика, цели, инструменты, эффективность